- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Экосбор: замена штрафа на предупреждение

С 2024 г., согласно Закону об отходах производства и потребления № 89-ФЗ, юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз товаров в упаковке и не обеспечивающими самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивается экологический сбор.
Неуплата экологического сбора в установленные сроки выступает основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа не менее 250 тыс. рублей (индивидуальные предприниматели) или 500 тыс. рублей (юридические лица).
В отдельных случаях и при наличии обстоятельств, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ, административный штраф подлежит замене на предупреждение. Законодательством об административных правонарушениях предусматривается возможность полного освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Могут ли какие-то обстоятельства повлиять на применение вышеназванных статей КоАП РФ при нарушении сроков оплаты экологического сбора?
Фабула дела. ООО «Производственно-коммерческая фирма «Вита-Пласт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
При анализе расчета экологического сбора и поступления сумм экологического сбора от Общества за 2023 год установлено, что оплата осуществлена 27.08.2024 с нарушением предусмотренных законодательством сроков (14.04.2024), что подтверждается платежным поручением. При этом, согласно представленному Обществом расчету, сумма экологического сбора за 2023 год составила 726 руб. 67 коп.
Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 250 тыс. руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд. По мнению заявителя, несвоевременная уплата экологического сбора не создала существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлияла и не могла повлиять на защиту окружающей среды и природопользования, вменяемое деяние несоразмерно административному наказанию. В суде просило признать правонарушение малозначительным или заменить назначенное наказание на предупреждение.
Позиция суда. ООО ПКФ «Вита-Пласт» допущено нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в неуплате в установленный срок экологического сбора. Действия (бездействия) Общества образуют состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.41.1 КоАП РФ.
Ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основания для признания допущенного Обществом правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений п.18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом не установлено. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством.
Однако суд пришел к выводу о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемой ситуации судом установлена следующая совокупность обстоятельств:
1) обществом правонарушение совершено впервые, доказательств обратного суду Управлением не представлено;
2) обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, каких-либо доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наличия Управлением не представлено.
Таким образом, учитывая, что ст. 8.41.1 КоАП РФ не включена в перечень правонарушений, совершение которых исключает замену административного штрафа на предупреждение согласно ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется оснований полагать, что при совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена что ст. 8.41.1 КоАП РФ, возникновение угрозы причинения вреда экономической безопасности государства, презюмируется.
С учетом конституционного принципа соразмерности и справедливости наказания, отсутствием доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельств, судебная инстанция посчитала, что административный штраф в 250 тыс. рублей за несвоевременную уплату экологического сбора в 726 руб. 67 коп. может быть заменено на предупреждение.
Экосбор: замена штрафа на предупреждение

С 2024 г., согласно Закону об отходах производства и потребления № 89-ФЗ, юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз товаров в упаковке и не обеспечивающими самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивается экологический сбор.
Неуплата экологического сбора в установленные сроки выступает основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа не менее 250 тыс. рублей (индивидуальные предприниматели) или 500 тыс. рублей (юридические лица).
В отдельных случаях и при наличии обстоятельств, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ, административный штраф подлежит замене на предупреждение. Законодательством об административных правонарушениях предусматривается возможность полного освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Могут ли какие-то обстоятельства повлиять на применение вышеназванных статей КоАП РФ при нарушении сроков оплаты экологического сбора?
Фабула дела. ООО «Производственно-коммерческая фирма «Вита-Пласт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
При анализе расчета экологического сбора и поступления сумм экологического сбора от Общества за 2023 год установлено, что оплата осуществлена 27.08.2024 с нарушением предусмотренных законодательством сроков (14.04.2024), что подтверждается платежным поручением. При этом, согласно представленному Обществом расчету, сумма экологического сбора за 2023 год составила 726 руб. 67 коп.
Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 250 тыс. руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд. По мнению заявителя, несвоевременная уплата экологического сбора не создала существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлияла и не могла повлиять на защиту окружающей среды и природопользования, вменяемое деяние несоразмерно административному наказанию. В суде просило признать правонарушение малозначительным или заменить назначенное наказание на предупреждение.
Позиция суда. ООО ПКФ «Вита-Пласт» допущено нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в неуплате в установленный срок экологического сбора. Действия (бездействия) Общества образуют состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.41.1 КоАП РФ.
Ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основания для признания допущенного Обществом правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений п.18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом не установлено. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством.
Однако суд пришел к выводу о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемой ситуации судом установлена следующая совокупность обстоятельств:
1) обществом правонарушение совершено впервые, доказательств обратного суду Управлением не представлено;
2) обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, каких-либо доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наличия Управлением не представлено.
Таким образом, учитывая, что ст. 8.41.1 КоАП РФ не включена в перечень правонарушений, совершение которых исключает замену административного штрафа на предупреждение согласно ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется оснований полагать, что при совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена что ст. 8.41.1 КоАП РФ, возникновение угрозы причинения вреда экономической безопасности государства, презюмируется.
С учетом конституционного принципа соразмерности и справедливости наказания, отсутствием доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельств, судебная инстанция посчитала, что административный штраф в 250 тыс. рублей за несвоевременную уплату экологического сбора в 726 руб. 67 коп. может быть заменено на предупреждение.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность