- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
ЮЛ привлекли к ответу за загрязнение почв, примыкающих к полигону

Фабула дела:
Общество – лицензиат эксплуатирует полигон отходов производства и потребления.
В рамках выездного обследования региональным контрольным органом проведен осмотр территории лесного участка, примыкающего к земельному участку, на котором расположен указанный полигон, и установлено, что на почве лесного участка складированы отходы. В этой связи в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).
В ходе проведения административного расследования проведены маркшейдерско-геодезические работы по определению площади, занятой отходами, и объема размещенных отходов на землях лесного фонда, отобраны пробы отходов и проведена их экспертиза (установлено, что отходы относятся к IV классу опасности).
На основании указанных обстоятельств по факту сброса отходов на лесном участке в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ – загрязнение лесов отходами производства и потребления, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе. По результатам рассмотрения протокола и материалов дела Общество признано виновным в совершении данного административного правонарушения.
Кроме того, контрольный орган обратился с иском к Обществу о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения лесов отходами производства и потребления, выразившегося в несанкционированном размещении (складировании) отходов на лесном участке.
Общество с предъявленными требованиями не согласилось, считая, что его вина в причинении вреда не была доказана. Также Общество полагало, что размер взыскиваемого вреда должен быть уменьшен пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов.
Позиция судов:
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования контрольного органа в полном объеме (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 по делу № А56-23844/2023), а апелляционный и кассационный суды согласились с таким решением (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2025 по делу № А56-23844/2023; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2025 по делу № А56-23844/2023), указав следующее.
В подобного рода делах следует исходить из презумпции причинения вреда почвам самим фактом захламления, загрязнения почв отходами производства и потребления вне зависимости от концентраций загрязняющих веществ в самой почве, а также того, что загрязнение земель и почв законодательством выделено в качестве отдельных видов вредного воздействия на земли (определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 304-ЭС21-9428).
Доводы Общества о недоказанности его вины отклонены судами, так как факты размещения (складирования) на поверхности почвы на лесном участке отходов в результате противоправных, виновных действий Общества подтверждены материалами дела об административном правонарушении, и фактом привлечения Общества к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Кроме того, с учетом обязанностей Общества как лица, эксплуатирующего полигон отходов, оно не могло не знать о том, что происходит на прилегающей к полигону территории, в том числе о разрастании тела полигона за границы земельного участка.
Ссылка Общества на то, что оно не знало о замусоривании прилегающей к полигону территории, свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей (бездействии) как лица, эксплуатирующего полигон, а не об отсутствии вины Общества.
Также судами отвергнуты доводы Общества о необходимости уменьшения размера взыскиваемого вреда пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов. Установлено, что. отходы, размещенные на лесном участке и образованные в результате разрастания тела полигона, в полном объеме не ликвидированы.
Суд первой инстанции отметил, что размер вреда, причиненного в результате незаконного размещения отходов и рассчитанный по установленной методике, не находится в пропорциональной зависимости от объема выполненных работ по их ликвидации. Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов путем вывоза таких отходов на лицензированный полигон не является возмещением вреда окружающей среде в полном объеме, так как приводит лишь к физическому удалению отходов с поверхности почвы, освобождая ее, и не учитывает вред, причиненный почве в период, когда эти отходы располагались на ее поверхности.
Таким образом, ликвидация отходов с лесного участка приводит только к прекращению негативного воздействия отходов на почву в будущем и является лишь средством устранения препятствий к восстановлению экологической системы, но не возмещением уже причиненного вреда.
С учетом же отсутствия утвержденного проекта восстановительных работ на землях лесного фонда, на которых была размещена спорная свалка, и документов, подтверждающих вывоз в установленном порядке отходов с лесного участка, а также объем и стоимость работ по ликвидации свалки, основания для уменьшения размера взыскиваемого вреда отсутствуют.
ЮЛ привлекли к ответу за загрязнение почв, примыкающих к полигону

Фабула дела:
Общество – лицензиат эксплуатирует полигон отходов производства и потребления.
В рамках выездного обследования региональным контрольным органом проведен осмотр территории лесного участка, примыкающего к земельному участку, на котором расположен указанный полигон, и установлено, что на почве лесного участка складированы отходы. В этой связи в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).
В ходе проведения административного расследования проведены маркшейдерско-геодезические работы по определению площади, занятой отходами, и объема размещенных отходов на землях лесного фонда, отобраны пробы отходов и проведена их экспертиза (установлено, что отходы относятся к IV классу опасности).
На основании указанных обстоятельств по факту сброса отходов на лесном участке в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ – загрязнение лесов отходами производства и потребления, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе. По результатам рассмотрения протокола и материалов дела Общество признано виновным в совершении данного административного правонарушения.
Кроме того, контрольный орган обратился с иском к Обществу о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения лесов отходами производства и потребления, выразившегося в несанкционированном размещении (складировании) отходов на лесном участке.
Общество с предъявленными требованиями не согласилось, считая, что его вина в причинении вреда не была доказана. Также Общество полагало, что размер взыскиваемого вреда должен быть уменьшен пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов.
Позиция судов:
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования контрольного органа в полном объеме (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 по делу № А56-23844/2023), а апелляционный и кассационный суды согласились с таким решением (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2025 по делу № А56-23844/2023; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2025 по делу № А56-23844/2023), указав следующее.
В подобного рода делах следует исходить из презумпции причинения вреда почвам самим фактом захламления, загрязнения почв отходами производства и потребления вне зависимости от концентраций загрязняющих веществ в самой почве, а также того, что загрязнение земель и почв законодательством выделено в качестве отдельных видов вредного воздействия на земли (определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 304-ЭС21-9428).
Доводы Общества о недоказанности его вины отклонены судами, так как факты размещения (складирования) на поверхности почвы на лесном участке отходов в результате противоправных, виновных действий Общества подтверждены материалами дела об административном правонарушении, и фактом привлечения Общества к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Кроме того, с учетом обязанностей Общества как лица, эксплуатирующего полигон отходов, оно не могло не знать о том, что происходит на прилегающей к полигону территории, в том числе о разрастании тела полигона за границы земельного участка.
Ссылка Общества на то, что оно не знало о замусоривании прилегающей к полигону территории, свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей (бездействии) как лица, эксплуатирующего полигон, а не об отсутствии вины Общества.
Также судами отвергнуты доводы Общества о необходимости уменьшения размера взыскиваемого вреда пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов. Установлено, что. отходы, размещенные на лесном участке и образованные в результате разрастания тела полигона, в полном объеме не ликвидированы.
Суд первой инстанции отметил, что размер вреда, причиненного в результате незаконного размещения отходов и рассчитанный по установленной методике, не находится в пропорциональной зависимости от объема выполненных работ по их ликвидации. Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов путем вывоза таких отходов на лицензированный полигон не является возмещением вреда окружающей среде в полном объеме, так как приводит лишь к физическому удалению отходов с поверхности почвы, освобождая ее, и не учитывает вред, причиненный почве в период, когда эти отходы располагались на ее поверхности.
Таким образом, ликвидация отходов с лесного участка приводит только к прекращению негативного воздействия отходов на почву в будущем и является лишь средством устранения препятствий к восстановлению экологической системы, но не возмещением уже причиненного вреда.
С учетом же отсутствия утвержденного проекта восстановительных работ на землях лесного фонда, на которых была размещена спорная свалка, и документов, подтверждающих вывоз в установленном порядке отходов с лесного участка, а также объем и стоимость работ по ликвидации свалки, основания для уменьшения размера взыскиваемого вреда отсутствуют.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность