ЮЛ привлекли к ответу за загрязнение почв, примыкающих к полигону

    /upl/Group%20899_29.png

    Фабула дела:

    Общество – лицензиат эксплуатирует полигон отходов производства и потребления.

    В рамках выездного обследования региональным контрольным органом проведен осмотр территории лесного участка, примыкающего к земельному участку, на котором расположен указанный полигон, и установлено, что на почве лесного участка складированы отходы. В этой связи в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).

    В ходе проведения административного расследования проведены маркшейдерско-геодезические работы по определению площади, занятой отходами, и объема размещенных отходов на землях лесного фонда, отобраны пробы отходов и проведена их экспертиза (установлено, что отходы относятся к IV классу опасности).

    На основании указанных обстоятельств по факту сброса отходов на лесном участке в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ – загрязнение лесов отходами производства и потребления, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе. По результатам рассмотрения протокола и материалов дела Общество признано виновным в совершении данного административного правонарушения.

    Кроме того, контрольный орган обратился с иском к Обществу о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения лесов отходами производства и потребления, выразившегося в несанкционированном размещении (складировании) отходов на лесном участке.

    Общество с предъявленными требованиями не согласилось, считая, что его вина в причинении вреда не была доказана. Также Общество полагало, что размер взыскиваемого вреда должен быть уменьшен пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов.

     

    Позиция судов: 

    Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования контрольного органа в полном объеме (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 по делу № А56-23844/2023), а апелляционный и кассационный суды согласились с таким решением (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2025 по делу № А56-23844/2023; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2025 по делу № А56-23844/2023), указав следующее.

    В подобного рода делах следует исходить из презумпции причинения вреда почвам самим фактом захламления, загрязнения почв отходами производства и потребления вне зависимости от концентраций загрязняющих веществ в самой почве, а также того, что загрязнение земель и почв законодательством выделено в качестве отдельных видов вредного воздействия на земли (определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 304-ЭС21-9428).

    Доводы Общества о недоказанности его вины отклонены судами, так как факты размещения (складирования) на поверхности почвы на лесном участке отходов в результате противоправных, виновных действий Общества подтверждены материалами дела об административном правонарушении, и фактом привлечения Общества к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Кроме того, с учетом обязанностей Общества как лица, эксплуатирующего полигон отходов, оно не могло не знать о том, что происходит на прилегающей к полигону территории, в том числе о разрастании тела полигона за границы земельного участка. 

    Ссылка Общества на то, что оно не знало о замусоривании прилегающей к полигону территории, свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей (бездействии) как лица, эксплуатирующего полигон, а не об отсутствии вины Общества.

    Также судами отвергнуты доводы Общества о необходимости уменьшения размера взыскиваемого вреда пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов. Установлено, что. отходы, размещенные на лесном участке и образованные в результате разрастания тела полигона, в полном объеме не ликвидированы.

    Суд первой инстанции отметил, что размер вреда, причиненного в результате незаконного размещения отходов и рассчитанный по установленной методике, не находится в пропорциональной зависимости от объема выполненных работ по их ликвидации. Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов путем вывоза таких отходов на лицензированный полигон не является возмещением вреда окружающей среде в полном объеме, так как приводит лишь к физическому удалению отходов с поверхности почвы, освобождая ее, и не учитывает вред, причиненный почве в период, когда эти отходы располагались на ее поверхности.

    Таким образом, ликвидация отходов с лесного участка приводит только к прекращению негативного воздействия отходов на почву в будущем и является лишь средством устранения препятствий к восстановлению экологической системы, но не возмещением уже причиненного вреда.

    С учетом же отсутствия утвержденного проекта восстановительных работ на землях лесного фонда, на которых была размещена спорная свалка, и документов, подтверждающих вывоз в установленном порядке отходов с лесного участка, а также объем и стоимость работ по ликвидации свалки, основания для уменьшения размера взыскиваемого вреда отсутствуют.

     
    24.07.2025, 09:48

    ЮЛ привлекли к ответу за загрязнение почв, примыкающих к полигону

    /upl/Group%20899_29.png

    Фабула дела:

    Общество – лицензиат эксплуатирует полигон отходов производства и потребления.

    В рамках выездного обследования региональным контрольным органом проведен осмотр территории лесного участка, примыкающего к земельному участку, на котором расположен указанный полигон, и установлено, что на почве лесного участка складированы отходы. В этой связи в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).

    В ходе проведения административного расследования проведены маркшейдерско-геодезические работы по определению площади, занятой отходами, и объема размещенных отходов на землях лесного фонда, отобраны пробы отходов и проведена их экспертиза (установлено, что отходы относятся к IV классу опасности).

    На основании указанных обстоятельств по факту сброса отходов на лесном участке в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ – загрязнение лесов отходами производства и потребления, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе. По результатам рассмотрения протокола и материалов дела Общество признано виновным в совершении данного административного правонарушения.

    Кроме того, контрольный орган обратился с иском к Обществу о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения лесов отходами производства и потребления, выразившегося в несанкционированном размещении (складировании) отходов на лесном участке.

    Общество с предъявленными требованиями не согласилось, считая, что его вина в причинении вреда не была доказана. Также Общество полагало, что размер взыскиваемого вреда должен быть уменьшен пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов.

     

    Позиция судов: 

    Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования контрольного органа в полном объеме (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 по делу № А56-23844/2023), а апелляционный и кассационный суды согласились с таким решением (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2025 по делу № А56-23844/2023; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2025 по делу № А56-23844/2023), указав следующее.

    В подобного рода делах следует исходить из презумпции причинения вреда почвам самим фактом захламления, загрязнения почв отходами производства и потребления вне зависимости от концентраций загрязняющих веществ в самой почве, а также того, что загрязнение земель и почв законодательством выделено в качестве отдельных видов вредного воздействия на земли (определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 304-ЭС21-9428).

    Доводы Общества о недоказанности его вины отклонены судами, так как факты размещения (складирования) на поверхности почвы на лесном участке отходов в результате противоправных, виновных действий Общества подтверждены материалами дела об административном правонарушении, и фактом привлечения Общества к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Кроме того, с учетом обязанностей Общества как лица, эксплуатирующего полигон отходов, оно не могло не знать о том, что происходит на прилегающей к полигону территории, в том числе о разрастании тела полигона за границы земельного участка. 

    Ссылка Общества на то, что оно не знало о замусоривании прилегающей к полигону территории, свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей (бездействии) как лица, эксплуатирующего полигон, а не об отсутствии вины Общества.

    Также судами отвергнуты доводы Общества о необходимости уменьшения размера взыскиваемого вреда пропорционально объему вывезенных с лесного участка отходов. Установлено, что. отходы, размещенные на лесном участке и образованные в результате разрастания тела полигона, в полном объеме не ликвидированы.

    Суд первой инстанции отметил, что размер вреда, причиненного в результате незаконного размещения отходов и рассчитанный по установленной методике, не находится в пропорциональной зависимости от объема выполненных работ по их ликвидации. Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов путем вывоза таких отходов на лицензированный полигон не является возмещением вреда окружающей среде в полном объеме, так как приводит лишь к физическому удалению отходов с поверхности почвы, освобождая ее, и не учитывает вред, причиненный почве в период, когда эти отходы располагались на ее поверхности.

    Таким образом, ликвидация отходов с лесного участка приводит только к прекращению негативного воздействия отходов на почву в будущем и является лишь средством устранения препятствий к восстановлению экологической системы, но не возмещением уже причиненного вреда.

    С учетом же отсутствия утвержденного проекта восстановительных работ на землях лесного фонда, на которых была размещена спорная свалка, и документов, подтверждающих вывоз в установленном порядке отходов с лесного участка, а также объем и стоимость работ по ликвидации свалки, основания для уменьшения размера взыскиваемого вреда отсутствуют.

     
    24.07.2025, 09:48
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам