- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
-
уникальность, особая экономическая ценность и значимость соответствующего участка недр;
-
возможность или невозможность его освоения в целях недропользования в соответствии с конкретной лицензией без изъятия земельных участков;
-
характер и значимость деятельности, осуществляемой на этих земельных участках их собственником или иным законным владельцем, и возможные для него неблагоприятные последствия в результате изъятия этих участков.
СПОР ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

С целью соблюдения баланса прав и интересов участников правоотношений при решении вопроса об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения для недропользования подлежат выяснению в совокупности следующие обстоятельства:
Фабула дела: Глава КФХ обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным приказа Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу от 13 февраля 2023 г. № 43 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования».
Глава КФХ в обоснование своих требований указал следующее: на основании договора аренды от 2 декабря 2022 г. глава КФХ является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:22:0503002:88 и осуществляет на данном участке деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства; мотивы необходимости изъятия участка не свидетельствуют о том, что изъятие безусловно направлено на удовлетворение публичных интересов, обеспечение общественных потребностей и имеет приоритет с существующим использованием (сельскохозяйственной деятельностью); фактически Общество просит изъять земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в пользовании одного субъекта - главы КФХ, и передать его в пользование другого субъекта для осуществления им предпринимательской деятельности (поиск благородных металлов); оспариваемый приказ Департамента является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд Свердловской области решением от 14 мая 2024 г. удовлетворил требование главы КФХ, указав что основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии. Само по себе наличие у недропользователя действующей лицензии на право пользования участком недр не является безусловным основанием для изъятия испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 9 сентября 2024 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2024 г., отменил решение от 14 мая 2024 г. и отказал в удовлетворении заявления главы КФХ, указав что изъятие земельных участков в целях недропользования на основании соответствующей лицензии осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной политики в области недропользования, определенными Стратегией развития минерально-сырьевой базы и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов государства, в числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на полезные ископаемые, в частности удовлетворение государственных нужд в области добычи и использования золота, развития золотодобывающей промышленности в соответствии с ориентирами, стратегическими целями и задачами государственной политики РФ , а также для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны. Таким образом, поскольку изъятие спорного земельного участка необходимо для недропользования, и учитывая, что государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия участка, при необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, требование главы КФХ о признании незаконным приказа Департамента удовлетворению не подлежит.
Верховный суд РФ определением Судебной коллегии по экономическим спорам от 30.06.2025 N 309-ЭС25-1868 по делу N А60-58852/2023 отменил решения судов всех трех инстанций и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее:
1) наличие лицензии на пользование недрами не является безусловным основанием и не влечет безусловное принудительное изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие;
2) основополагающим условием, которое допускает изъятие участков в порядке, предусмотренном указанными нормами права, является наличие государственной или муниципальной нужды, и данное условие подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии;
3) наличие действующей лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу, в частности дает право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей;
4) деятельность недропользователя, лишь опосредованно служащая публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем, не определяет наличие государственных нужд, удовлетворение которых посредством лишения собственности иных лиц допускается лишь в исключительных случаях;
5) наличие соответствующих нужд и исключительность рассматриваемого случая должны быть обоснованы инициатором изъятия земельного участка, при этом обязательной проверке подлежат возражения собственника или иного владельца изымаемого земельного участка относительно обстоятельств, связанных с его изъятием;
6) сама по себе добыча полезных ископаемых, относящихся в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы к основным видам стратегического минерального сырья, не может являться безусловным аргументом, подтверждающим наличие государственной нужды, позволяющей изъять земельный участок, и наличие государственного приоритета в данной области перед иными признаваемыми приоритетными направлениями;
7) учитывая значимость такого экономического ресурса, как земли сельскохозяйственного назначения, а также необходимость выполнения программы продовольственной безопасности, заключающейся, в том числе в расширении посевов сельскохозяйственных культур и повышении эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, приводимые недропользователем мотивы необходимости изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения должны подтверждать обоснованность такого изъятия публичными интересами, общественными потребностями и приоритетом в работах, связанных с пользованием участками недр.
Вывод: При оценке правомерности приказов об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования необходимо выяснить:
- насколько экономически и социально выгоднее для соответствующего региона и публично-правового образования иное использование спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения вследствие его изъятия по сравнению с существующим (сельскохозяйственное производство) с учетом доводов уполномоченных органов;
- возможно ли для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд для целей геологического изучения и добычи недр использовать земельные участки, не обремененные правами третьих лиц, а также участки, уже задействованные в недропользовании, или те участки, изъятие которых посредством выкупа не повлечет для их собственников неприемлемых экономических последствий и не создает угрозы благополучию населения и экологической безопасности;
- обладает ли определенное в лицензии месторождение уникальными характеристиками;
- необходимо ли в целях того вида недропользования, который указан в лицензии (геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождения), изъятие участка из частной собственности или возможно получение участка во временное пользование на условиях аренды;
- не приведет ли изъятие участка к ограничению использования и доступа к иным участкам сельскохозяйственного назначения, используемым правообладателем данного земельного участка.
-
уникальность, особая экономическая ценность и значимость соответствующего участка недр;
-
возможность или невозможность его освоения в целях недропользования в соответствии с конкретной лицензией без изъятия земельных участков;
-
характер и значимость деятельности, осуществляемой на этих земельных участках их собственником или иным законным владельцем, и возможные для него неблагоприятные последствия в результате изъятия этих участков.
СПОР ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

С целью соблюдения баланса прав и интересов участников правоотношений при решении вопроса об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения для недропользования подлежат выяснению в совокупности следующие обстоятельства:
Фабула дела: Глава КФХ обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным приказа Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу от 13 февраля 2023 г. № 43 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования».
Глава КФХ в обоснование своих требований указал следующее: на основании договора аренды от 2 декабря 2022 г. глава КФХ является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:22:0503002:88 и осуществляет на данном участке деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства; мотивы необходимости изъятия участка не свидетельствуют о том, что изъятие безусловно направлено на удовлетворение публичных интересов, обеспечение общественных потребностей и имеет приоритет с существующим использованием (сельскохозяйственной деятельностью); фактически Общество просит изъять земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в пользовании одного субъекта - главы КФХ, и передать его в пользование другого субъекта для осуществления им предпринимательской деятельности (поиск благородных металлов); оспариваемый приказ Департамента является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд Свердловской области решением от 14 мая 2024 г. удовлетворил требование главы КФХ, указав что основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии. Само по себе наличие у недропользователя действующей лицензии на право пользования участком недр не является безусловным основанием для изъятия испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 9 сентября 2024 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2024 г., отменил решение от 14 мая 2024 г. и отказал в удовлетворении заявления главы КФХ, указав что изъятие земельных участков в целях недропользования на основании соответствующей лицензии осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной политики в области недропользования, определенными Стратегией развития минерально-сырьевой базы и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов государства, в числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на полезные ископаемые, в частности удовлетворение государственных нужд в области добычи и использования золота, развития золотодобывающей промышленности в соответствии с ориентирами, стратегическими целями и задачами государственной политики РФ , а также для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны. Таким образом, поскольку изъятие спорного земельного участка необходимо для недропользования, и учитывая, что государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия участка, при необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, требование главы КФХ о признании незаконным приказа Департамента удовлетворению не подлежит.
Верховный суд РФ определением Судебной коллегии по экономическим спорам от 30.06.2025 N 309-ЭС25-1868 по делу N А60-58852/2023 отменил решения судов всех трех инстанций и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее:
1) наличие лицензии на пользование недрами не является безусловным основанием и не влечет безусловное принудительное изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие;
2) основополагающим условием, которое допускает изъятие участков в порядке, предусмотренном указанными нормами права, является наличие государственной или муниципальной нужды, и данное условие подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии;
3) наличие действующей лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу, в частности дает право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей;
4) деятельность недропользователя, лишь опосредованно служащая публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем, не определяет наличие государственных нужд, удовлетворение которых посредством лишения собственности иных лиц допускается лишь в исключительных случаях;
5) наличие соответствующих нужд и исключительность рассматриваемого случая должны быть обоснованы инициатором изъятия земельного участка, при этом обязательной проверке подлежат возражения собственника или иного владельца изымаемого земельного участка относительно обстоятельств, связанных с его изъятием;
6) сама по себе добыча полезных ископаемых, относящихся в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы к основным видам стратегического минерального сырья, не может являться безусловным аргументом, подтверждающим наличие государственной нужды, позволяющей изъять земельный участок, и наличие государственного приоритета в данной области перед иными признаваемыми приоритетными направлениями;
7) учитывая значимость такого экономического ресурса, как земли сельскохозяйственного назначения, а также необходимость выполнения программы продовольственной безопасности, заключающейся, в том числе в расширении посевов сельскохозяйственных культур и повышении эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, приводимые недропользователем мотивы необходимости изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения должны подтверждать обоснованность такого изъятия публичными интересами, общественными потребностями и приоритетом в работах, связанных с пользованием участками недр.
Вывод: При оценке правомерности приказов об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования необходимо выяснить:
- насколько экономически и социально выгоднее для соответствующего региона и публично-правового образования иное использование спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения вследствие его изъятия по сравнению с существующим (сельскохозяйственное производство) с учетом доводов уполномоченных органов;
- возможно ли для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд для целей геологического изучения и добычи недр использовать земельные участки, не обремененные правами третьих лиц, а также участки, уже задействованные в недропользовании, или те участки, изъятие которых посредством выкупа не повлечет для их собственников неприемлемых экономических последствий и не создает угрозы благополучию населения и экологической безопасности;
- обладает ли определенное в лицензии месторождение уникальными характеристиками;
- необходимо ли в целях того вида недропользования, который указан в лицензии (геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождения), изъятие участка из частной собственности или возможно получение участка во временное пользование на условиях аренды;
- не приведет ли изъятие участка к ограничению использования и доступа к иным участкам сельскохозяйственного назначения, используемым правообладателем данного земельного участка.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность