- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Может ли отходообразователь самостоятельно относить образованный отход к виду из ФККО?

При разработке раздела ПМООС ПД было выделено 33 вида отходов (5 класс опасности: лом бетона, лом железобетона, отходы опалубки и т.д.; 4 класс опасности: отходы от строительных и ремонтных работ, отходы теплоизоляционных материалов, лом асфальтовых покрытий и т.д.). При расчете бюджета на обращение с отходами такое доскональное разделение признано неэффективным из-за отчуждения больших площадей для раздельного накопления отходов, дополнительные затраты на аренду оборотных тар для накопления, а также оплаты сотрудников по сортировке образуемых отходов. В связи с этим было принято решение по укрупнению некоторых видов отходов: Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (4 класс) и Мусор от строительных ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к 5 классу опасности (5 класс). Состав и происхождение отходов в обоих случаях соответствует классификатору ФККО.
Возникли сложности при согласовании раздела главгосэкспертизой: эксперт требовал вернуть обратно изначальные 33 вида отхода. Обоснованием служило то, что часть данных отходов (разделенных) может быть передана бесплатно и имеет полезные свойства. Ему нет разницы, что мы заходим с частными инвестициями и отдаем отходы за плату.
Может ли отходообразователь самостоятельно относить образованный отход к виду из ФККО?
На какие нормативные документы можно сослаться в данном случае?
Отвечает Ю.О. Белянина, юрист ООО «Дельфи»
Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.
Вместе с тем процессу отнесения образованного отхода к конкретному классу опасности предшествует решение, принимаемое хозяйствующим субъектом исходя из технологического регламента осуществляемых им работ, оказанию услуги производства продукции. Так, например, согласно п. 1 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в ФККО.
Таким образом, только вы как образователь тех или иных материалов и/или предметов определяете, опираясь в своем выборе на форму и схему подтверждения соответствия вашего решения (ст. 2 Закона № 184-ФЗ), что именно у вас образовалось, имеет ли образованное потенциал принести вашему предприятию экономическую выгоду и к чему это может быть отнесено. Эксперт Главгосэкспертизы может высказывать мнение только обосновав его нормами действующего законодательства и представленными вами документами.
Может ли отходообразователь самостоятельно относить образованный отход к виду из ФККО?

При разработке раздела ПМООС ПД было выделено 33 вида отходов (5 класс опасности: лом бетона, лом железобетона, отходы опалубки и т.д.; 4 класс опасности: отходы от строительных и ремонтных работ, отходы теплоизоляционных материалов, лом асфальтовых покрытий и т.д.). При расчете бюджета на обращение с отходами такое доскональное разделение признано неэффективным из-за отчуждения больших площадей для раздельного накопления отходов, дополнительные затраты на аренду оборотных тар для накопления, а также оплаты сотрудников по сортировке образуемых отходов. В связи с этим было принято решение по укрупнению некоторых видов отходов: Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (4 класс) и Мусор от строительных ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к 5 классу опасности (5 класс). Состав и происхождение отходов в обоих случаях соответствует классификатору ФККО.
Возникли сложности при согласовании раздела главгосэкспертизой: эксперт требовал вернуть обратно изначальные 33 вида отхода. Обоснованием служило то, что часть данных отходов (разделенных) может быть передана бесплатно и имеет полезные свойства. Ему нет разницы, что мы заходим с частными инвестициями и отдаем отходы за плату.
Может ли отходообразователь самостоятельно относить образованный отход к виду из ФККО?
На какие нормативные документы можно сослаться в данном случае?
Отвечает Ю.О. Белянина, юрист ООО «Дельфи»
Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.
Вместе с тем процессу отнесения образованного отхода к конкретному классу опасности предшествует решение, принимаемое хозяйствующим субъектом исходя из технологического регламента осуществляемых им работ, оказанию услуги производства продукции. Так, например, согласно п. 1 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в ФККО.
Таким образом, только вы как образователь тех или иных материалов и/или предметов определяете, опираясь в своем выборе на форму и схему подтверждения соответствия вашего решения (ст. 2 Закона № 184-ФЗ), что именно у вас образовалось, имеет ли образованное потенциал принести вашему предприятию экономическую выгоду и к чему это может быть отнесено. Эксперт Главгосэкспертизы может высказывать мнение только обосновав его нормами действующего законодательства и представленными вами документами.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность