- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Необходимо ли прохождение ГЭЭ на новую технику (оборудование)

Необходимо ли прохождение ГЭЭ на новую технику (оборудование) и технологию, если на Предприятии используются аналогичные технологии на устаревшем оборудовании (технике)?
В связи с техническим перевооружением и увеличением производственных мощностей на Предприятии вводится в эксплуатацию новое оборудование и техника с применением как новых технологий, так и тех, что использовались ранее на устаревшем оборудовании (технике). На основании этого, а также в соответствии с подп. 24 п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» Предприятие обязано изменить категорию воздействия на окружающую среду, перейти со II категории на I. Согласно, требованиям Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отнесение к I категории влечет за собой получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР), заявка на получение КЭР должна содержать информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).
Необходимо ли прохождение ГЭЭ на новую технику (оборудование) и технологию, если на Предприятии используются аналогичные технологии на устаревшем оборудовании (технике)? Что является новой техникой и новой технологией?
Отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»
В источниках нормативно-правового регулирования нет официального толкования терминов «новая техника» и «новая технология». В письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» сказано, что к новым технологиям относятся технологии, впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию. Росприроднадзор не признает такого утверждения, фиксируя любые установки, не прошедшие ГЭЭ как новые, что, по их мнению, требует наличия положительного заключения ГЭЭ.
В судебной практике также не сформирован единый подход к оценке соблюдения данного требования. Так, при вынесении решений некоторые суды полагают, что получать заключение ГЭЭ необходимо на любую технику, которая впервые покупается, вводится, ввозится и т.д. предприятием для обращения с отходами. При этом приведенные в письме Минприроды критерии не используются судами для доказывания отсутствия новизны техники (технологии). В частности, согласно позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2021 г. по делу № А53-11430/2020 данное письмо не является нормативным правовым актом, применяемым при рассмотрении арбитражного дела в порядке ст. 13 АПК РФ. Между тем ряд судов использует письмо Минприроды в качестве нормативного обоснования вынесенного решения.
Необходимо ли прохождение ГЭЭ на новую технику (оборудование)

Необходимо ли прохождение ГЭЭ на новую технику (оборудование) и технологию, если на Предприятии используются аналогичные технологии на устаревшем оборудовании (технике)?
В связи с техническим перевооружением и увеличением производственных мощностей на Предприятии вводится в эксплуатацию новое оборудование и техника с применением как новых технологий, так и тех, что использовались ранее на устаревшем оборудовании (технике). На основании этого, а также в соответствии с подп. 24 п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» Предприятие обязано изменить категорию воздействия на окружающую среду, перейти со II категории на I. Согласно, требованиям Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отнесение к I категории влечет за собой получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР), заявка на получение КЭР должна содержать информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).
Необходимо ли прохождение ГЭЭ на новую технику (оборудование) и технологию, если на Предприятии используются аналогичные технологии на устаревшем оборудовании (технике)? Что является новой техникой и новой технологией?
Отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»
В источниках нормативно-правового регулирования нет официального толкования терминов «новая техника» и «новая технология». В письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» сказано, что к новым технологиям относятся технологии, впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию. Росприроднадзор не признает такого утверждения, фиксируя любые установки, не прошедшие ГЭЭ как новые, что, по их мнению, требует наличия положительного заключения ГЭЭ.
В судебной практике также не сформирован единый подход к оценке соблюдения данного требования. Так, при вынесении решений некоторые суды полагают, что получать заключение ГЭЭ необходимо на любую технику, которая впервые покупается, вводится, ввозится и т.д. предприятием для обращения с отходами. При этом приведенные в письме Минприроды критерии не используются судами для доказывания отсутствия новизны техники (технологии). В частности, согласно позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2021 г. по делу № А53-11430/2020 данное письмо не является нормативным правовым актом, применяемым при рассмотрении арбитражного дела в порядке ст. 13 АПК РФ. Между тем ряд судов использует письмо Минприроды в качестве нормативного обоснования вынесенного решения.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность