Можно ли установить превышение вместимости полигона без натурных исследований?

    /upl/Group%20899_26.png

    К обязанностям хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих здания, строения и сооружения, связанные с обращением с отходами, относится, в частности, проведение инвентаризации объектов размещения отходов (далее – ОРО) (п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах»).

    Инвентаризация ОРО проводится не реже, чем раз в 5 лет. По результатам инвентаризации составляется характеристика ОРО, которая направляется в территориальный орган Росприроднадзора и включает в том числе сведения о вместимости ОРО и о количестве размещенных отходов (п.4, 6 Правил инвентаризации № 49). 

    Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов также отражаются в статистической отчетности (отчет по форме № 2-ТП отходы).

    Таким образом, органы Росприроднадзора, получая в составе статистической отчетности и характеристик ОРО информацию о количестве размещенных отходов, могут сделать вывод о превышении вместимости ОРО.

    Будет ли являться обоснованным такой вывод в отсутствие инструментальных измерений остаточной вместимости ОРО?

    Решение АС Архангельской области от 13.12.2024 по делу № А05-8423/2024.

    Постановление 14 ААС от 25.02.2025 по делу № А05-8423/2024.

    Фабула дела: Общество получило от Управления Росприроднадзора предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором было указано, что вместимость эксплуатируемого Обществом полигона превышена. Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании предостережения незаконным.

    Доводы сторон: 

    Управление: вместимость превышена, предостережение законно.

    Общество: по данным натурных измерений вместимость полигона не превышена.

    Суд установил, что вывод о превышении вместимости Управление сделало на основании характеристики ОРО, отчетности по форме № 2-ТП (отходы), заключения государственной экологической экспертизы на проект рекультивации полигона.

    Суд отметил, что инструментальные методы оценки вместимости полигона в сложившейся ситуации достовернее, чем информация, приведенная в предостережении.

    Требования удовлетворены.

     

    Вывод: 

    Данные о превышении вместимости ОРО, основанные на статистической отчетности и характеристиках ОРО, могут быть опровергнуты натурными исследованиями остаточной вместимости ОРО.

     
    1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 26.12.2024).
    2. Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (в ред. от 09.12.2010).
    3. Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (в ред. от 13.11.2020).
    29.05.2025, 10:10

    Можно ли установить превышение вместимости полигона без натурных исследований?

    /upl/Group%20899_26.png

    К обязанностям хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих здания, строения и сооружения, связанные с обращением с отходами, относится, в частности, проведение инвентаризации объектов размещения отходов (далее – ОРО) (п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах»).

    Инвентаризация ОРО проводится не реже, чем раз в 5 лет. По результатам инвентаризации составляется характеристика ОРО, которая направляется в территориальный орган Росприроднадзора и включает в том числе сведения о вместимости ОРО и о количестве размещенных отходов (п.4, 6 Правил инвентаризации № 49). 

    Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов также отражаются в статистической отчетности (отчет по форме № 2-ТП отходы).

    Таким образом, органы Росприроднадзора, получая в составе статистической отчетности и характеристик ОРО информацию о количестве размещенных отходов, могут сделать вывод о превышении вместимости ОРО.

    Будет ли являться обоснованным такой вывод в отсутствие инструментальных измерений остаточной вместимости ОРО?

    Решение АС Архангельской области от 13.12.2024 по делу № А05-8423/2024.

    Постановление 14 ААС от 25.02.2025 по делу № А05-8423/2024.

    Фабула дела: Общество получило от Управления Росприроднадзора предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором было указано, что вместимость эксплуатируемого Обществом полигона превышена. Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании предостережения незаконным.

    Доводы сторон: 

    Управление: вместимость превышена, предостережение законно.

    Общество: по данным натурных измерений вместимость полигона не превышена.

    Суд установил, что вывод о превышении вместимости Управление сделало на основании характеристики ОРО, отчетности по форме № 2-ТП (отходы), заключения государственной экологической экспертизы на проект рекультивации полигона.

    Суд отметил, что инструментальные методы оценки вместимости полигона в сложившейся ситуации достовернее, чем информация, приведенная в предостережении.

    Требования удовлетворены.

     

    Вывод: 

    Данные о превышении вместимости ОРО, основанные на статистической отчетности и характеристиках ОРО, могут быть опровергнуты натурными исследованиями остаточной вместимости ОРО.

     
    1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 26.12.2024).
    2. Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (в ред. от 09.12.2010).
    3. Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (в ред. от 13.11.2020).
    29.05.2025, 10:10
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам