Необходима ли видеозапись отбора проб при выездном обследовании?

    /upl/Group%20899_25.png

    Выездное обследование является одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий и проводится без взаимодействия с контролируемым лицом и без информирования контролируемого лица (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ).

    В ходе выездного обследования контрольным (надзорным) органом может быть проведен отбор проб (образцов) (п. 2 ч. 3 ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ).

    При этом в соответствии с ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 248-ФЗ отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

    Является ли законным проведение отбора проб без уведомления контролируемого лица и без применения видеозаписи, если оно проводится в рамках выездного обследования?

    Решение АС Мурманской области от 10.09.2024 по делу № А42-10285/2023.

    Постановление 13 ААС от 11.03.2025 по делу № А42-10285/2023.

    Фабула дела: в отношении Общества Управлением Росприроднадзора было проведено выездное обследование, в ходе которого был осуществлен отбор проб в месте сброса сточных вод, В пробах было установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ. Обществу было выдано предостережение, с обжалованием которого Общество обратилось в арбитражный суд.

    Доводы сторон: 

    Управление: предостережение является законным.

    Общество: предостережение незаконно, поскольку отбор проб проводился без уведомления Общества и без видеозаписи.

    Суд первой инстанции указал, что Федеральным законом № 248-ФЗ прямо предусмотрено, что выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

    В удовлетворении требований отказано.

    Суд апелляционной инстанции указал, что с учетом проведения выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом, отбор проб природной воды должен был быть осуществлен с применением видеозаписи.

    Решение суда первой инстанции отменено, предостережение признано незаконным.

    Вывод: 

    Поскольку выездное обследование не предусматривает взаимодействия с контролируемым лицом, отбор проб при проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия должен проводиться с применением видеозаписи. Отсутствие видеозаписи отбора проб является основанием для признания результатов выездного обследования незаконными. 

    Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2024).
    Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2024).
     
    22.05.2025, 12:16

    Необходима ли видеозапись отбора проб при выездном обследовании?

    /upl/Group%20899_25.png

    Выездное обследование является одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий и проводится без взаимодействия с контролируемым лицом и без информирования контролируемого лица (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ).

    В ходе выездного обследования контрольным (надзорным) органом может быть проведен отбор проб (образцов) (п. 2 ч. 3 ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ).

    При этом в соответствии с ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 248-ФЗ отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

    Является ли законным проведение отбора проб без уведомления контролируемого лица и без применения видеозаписи, если оно проводится в рамках выездного обследования?

    Решение АС Мурманской области от 10.09.2024 по делу № А42-10285/2023.

    Постановление 13 ААС от 11.03.2025 по делу № А42-10285/2023.

    Фабула дела: в отношении Общества Управлением Росприроднадзора было проведено выездное обследование, в ходе которого был осуществлен отбор проб в месте сброса сточных вод, В пробах было установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ. Обществу было выдано предостережение, с обжалованием которого Общество обратилось в арбитражный суд.

    Доводы сторон: 

    Управление: предостережение является законным.

    Общество: предостережение незаконно, поскольку отбор проб проводился без уведомления Общества и без видеозаписи.

    Суд первой инстанции указал, что Федеральным законом № 248-ФЗ прямо предусмотрено, что выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

    В удовлетворении требований отказано.

    Суд апелляционной инстанции указал, что с учетом проведения выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом, отбор проб природной воды должен был быть осуществлен с применением видеозаписи.

    Решение суда первой инстанции отменено, предостережение признано незаконным.

    Вывод: 

    Поскольку выездное обследование не предусматривает взаимодействия с контролируемым лицом, отбор проб при проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия должен проводиться с применением видеозаписи. Отсутствие видеозаписи отбора проб является основанием для признания результатов выездного обследования незаконными. 

    Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2024).
    Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2024).
     
    22.05.2025, 12:16
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам