- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Часто задаваемые вопросы по НМУ. Часть 3.
Что делать, если технологический процесс производства не позволяет разработать и реализовать мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ?
При невозможности снижения выбросов в силу технологических особенностей производства, например, на очистных сооружениях, полигонах ТБО и пр. сокращение выбросов следует предусматривать на источниках, которые не вносят основной вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха рассматриваемым веществом (например, на источниках вспомогательного производства). Данные мероприятия следует предусмотреть даже в том случае, если снижение выбросов не обеспечит необходимое сокращение концентраций в соответствии с п. 12 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019. В проектных материалах следует дать соответствующее обоснование по невозможности сокращения выбросов в период НМУ.
В Письме Минприроды РФ от 03.08.2020 № 12-50/9761 указано:
"По вопросам разработки для конкретного предприятия, с учетом его производственной деятельности и места расположения, мероприятий при НМУ целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации".
Чем руководствоваться при выборе контрольных точек при определении перечня ЗВ, для которых надо разрабатывать мероприятия в период НМУ, надо ли выбирать контрольные точки на границе СЗЗ?
В п. 10 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 указано, что в перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды, расчетные приземные концентрации которых в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории ОНВ (далее - контрольные точки) при их увеличении на 20 %, 40% и 60 % могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Под точками формирования наибольших приземных концентраций следует понимать максимальные значения концентраций (по абсолютной величине) на нормируемых объектах, полученные расчетным путем в соответствии с МРР-2017.
Таким образом, в п. 10 дается ссылка на контрольные точки, характеристика которых раскрыта в пп. 11 и 16 Приказа: "на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях".
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования, является объективным показателем необходимости разработки мероприятий при НМУ и позволит снять избыточные требования для промпредприятий, зона влияния которых не распространяется на населенные пункты и которые не формируют на границе нормируемых объектов уровни приземных концентраций, указанные в п. 10 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019.
Что должно быть в обосновании, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ в период НМУ не требуется?
В том случае, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов не требуется, в соответствии с п. 18 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 составляется пояснительная записка, сформированная с учетом рекомендаций приложения 2.
При этом предоставляются общие сведения о предприятии, анализ результатов государственного экологического надзора и санитарно-гигиенического мониторинга, номера протоколов и другая документация, показывающая отсутствие превышений ПДК на границе СЗЗ, краткая характеристика основных технологических процессов и характеристика их воздействия на атмосферный воздух.
В разделе "Перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды НМУ с обоснованием включения в него загрязняющих веществ" приводится анализ разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ, перечень разрешенных к выбросу ЗВ, перечень контрольных точек, принятых в соответствии с требованиями п. 11 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019, результаты расчета рассеивания ЗВ и групп суммаций при штатном режиме работы предприятия с учетом фона в табличном варианте, которые показывают, что на границе жилой зоны концентрации загрязняющих веществ с учетом групп суммаций при их увеличении 20, 40 и 60% для трех режимов НМУ, соответственно, не превышают ПДК населенных мест.
В разделе "Перечень источников выбросов загрязняющих веществ, от которых необходимо сокращать в период НМУ с обоснованием включения в него источников выбросов" делается вывод, что на ОНВОс отсутствуют загрязняющие вещества, выбросы которых необходимо уменьшать в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней, следовательно, отсутствуют источники, на которых необходимо уменьшать выбросы в период НМУ.
В соответствии с п. 17 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней осуществляются организационные мероприятия. В разделе приводится перечень организационных мероприятий, сформированный с учетом специфики ОНВ.
В разделе "Результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий" делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени, расчеты рассеивания не проводились.
В разделе "Предложения по проведению контроля за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ" делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени контроль на источниках выбросов и в зоне влияния предприятия не проводится.
Программы, которые помогут в разработке планов мероприятий в период НМУ
"ПДВ-Эколог" https://integral.ru/shop/2/1094/
"НМУ-Эколог" https://integral.ru/shop/2/1347/
Формирование таблиц НМУ по РД 52.04.52-85 https://integral.ru/shop/2/1208/
УПРЗА "Эколог" https://integral.ru/shop/2/1333/
Упрощенные средние https://integral.ru/shop/2/1095/
Часто задаваемые вопросы по НМУ. Часть 3.
Что делать, если технологический процесс производства не позволяет разработать и реализовать мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ?
При невозможности снижения выбросов в силу технологических особенностей производства, например, на очистных сооружениях, полигонах ТБО и пр. сокращение выбросов следует предусматривать на источниках, которые не вносят основной вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха рассматриваемым веществом (например, на источниках вспомогательного производства). Данные мероприятия следует предусмотреть даже в том случае, если снижение выбросов не обеспечит необходимое сокращение концентраций в соответствии с п. 12 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019. В проектных материалах следует дать соответствующее обоснование по невозможности сокращения выбросов в период НМУ.
В Письме Минприроды РФ от 03.08.2020 № 12-50/9761 указано:
"По вопросам разработки для конкретного предприятия, с учетом его производственной деятельности и места расположения, мероприятий при НМУ целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации".
Чем руководствоваться при выборе контрольных точек при определении перечня ЗВ, для которых надо разрабатывать мероприятия в период НМУ, надо ли выбирать контрольные точки на границе СЗЗ?
В п. 10 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 указано, что в перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды, расчетные приземные концентрации которых в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории ОНВ (далее - контрольные точки) при их увеличении на 20 %, 40% и 60 % могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Под точками формирования наибольших приземных концентраций следует понимать максимальные значения концентраций (по абсолютной величине) на нормируемых объектах, полученные расчетным путем в соответствии с МРР-2017.
Таким образом, в п. 10 дается ссылка на контрольные точки, характеристика которых раскрыта в пп. 11 и 16 Приказа: "на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях".
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования, является объективным показателем необходимости разработки мероприятий при НМУ и позволит снять избыточные требования для промпредприятий, зона влияния которых не распространяется на населенные пункты и которые не формируют на границе нормируемых объектов уровни приземных концентраций, указанные в п. 10 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019.
Что должно быть в обосновании, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ в период НМУ не требуется?
В том случае, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов не требуется, в соответствии с п. 18 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 составляется пояснительная записка, сформированная с учетом рекомендаций приложения 2.
При этом предоставляются общие сведения о предприятии, анализ результатов государственного экологического надзора и санитарно-гигиенического мониторинга, номера протоколов и другая документация, показывающая отсутствие превышений ПДК на границе СЗЗ, краткая характеристика основных технологических процессов и характеристика их воздействия на атмосферный воздух.
В разделе "Перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды НМУ с обоснованием включения в него загрязняющих веществ" приводится анализ разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ, перечень разрешенных к выбросу ЗВ, перечень контрольных точек, принятых в соответствии с требованиями п. 11 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019, результаты расчета рассеивания ЗВ и групп суммаций при штатном режиме работы предприятия с учетом фона в табличном варианте, которые показывают, что на границе жилой зоны концентрации загрязняющих веществ с учетом групп суммаций при их увеличении 20, 40 и 60% для трех режимов НМУ, соответственно, не превышают ПДК населенных мест.
В разделе "Перечень источников выбросов загрязняющих веществ, от которых необходимо сокращать в период НМУ с обоснованием включения в него источников выбросов" делается вывод, что на ОНВОс отсутствуют загрязняющие вещества, выбросы которых необходимо уменьшать в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней, следовательно, отсутствуют источники, на которых необходимо уменьшать выбросы в период НМУ.
В соответствии с п. 17 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней осуществляются организационные мероприятия. В разделе приводится перечень организационных мероприятий, сформированный с учетом специфики ОНВ.
В разделе "Результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий" делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени, расчеты рассеивания не проводились.
В разделе "Предложения по проведению контроля за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ" делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени контроль на источниках выбросов и в зоне влияния предприятия не проводится.
Программы, которые помогут в разработке планов мероприятий в период НМУ
"ПДВ-Эколог" https://integral.ru/shop/2/1094/
"НМУ-Эколог" https://integral.ru/shop/2/1347/
Формирование таблиц НМУ по РД 52.04.52-85 https://integral.ru/shop/2/1208/
УПРЗА "Эколог" https://integral.ru/shop/2/1333/
Упрощенные средние https://integral.ru/shop/2/1095/
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность