Извлекаемые фракции: побочная продукция или вторичный ресурс?

    Мусоросортировочный комплекс занимается обработкой (сортировкой) отходов ТКО. 

    Чем является извлекаемая «полезная» фракция (ПЭТ, стекло, макулатура, тряпье): побочным продуктом (вторичным сырьем для специализированных организаций) или вторичным ресурсом? Каким образом вести ЖДО в том и другом случае? Какая документация должна быть на «вторсырье» в том и другом случае (паспорт отхода (какой номер по ФККО?), ТУ на сырье или иное)?

    На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»:

    В соответствии со ст.1 Закона №89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Таким образом, извлеченные в результате сортировки (обработки) ТКО фракции являются отходами.

    Отнесение отхода к конкретному классу опасности

    Согласно ст.14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности".

    Сопоставление с ФККО

    Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. Таким образом, образованные вами в результате сортировки ТКО отходы должны быть вами самостоятельно сопоставлены с ФККО в целях установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах. В результате указанных действий вы сможете определить код отхода по ФККО, его наименование и квалификационные признаки, а потом и оформить паспорт на отход. Учет обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России №1028.

    Вторичный ресурс, вторичное сырье и побочный продукт

    Поскольку использованный вами в вопросе понятийный аппарат (вторичный ресурс, вторичное сырье и побочный продукт) до настоящего времени в законодательстве отсутствуют, при этом, с 1 марта 2023 года указанные понятия, содержащиеся в уже принятом Федеральном законе от 14.07.2022 № 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" появятся в природоохранном законодательстве, следует разграничить их в соответствии с приведенными в указанном законе определениями:

    Вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

    Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст.13.1 Закона №89-ФЗ.

    Вторичные ресурсы, относящиеся к отходам I и II классов опасности, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст.14.4 Закона №89-ФЗ.

    Вторичное сырье - продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

    При этом следует отметить, что согласно ст.1 Закона №89-ФЗ продукция из отходов получается в результате работ по их утилизации. Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п.3 ст.10 Закона №89-ФЗ (энергетическая утилизация).

    К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, полученные в результате выполнения работ по сортировке ТКО вещества и (или) предметы, могут быть отнесены юридическим лицом, выполнившим данные работы самостоятельно к побочным продуктам только если они пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким законом можно считать Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

    Подтверждение соответствия

    В соответствии со ст.2 Закона №184-ФЗ продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Подтверждением соответствия образованных в результате работ по сортировке ТКО веществ и (или) предметов к продукции является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

    Форма подтверждения соответствия - это определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по 

    Схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

    Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

    К документам по стандартизации в соответствии со ст.14 Закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" относятся:

    1) документы национальной системы стандартизации;

    2) общероссийские классификаторы;

    3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

    4) своды правил;

    5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст.6 настоящего Закона;

    6) технические спецификации (отчеты).

    Побочные продукты производства

    Учет побочной продукции, в соответствии с Законом №268-ФЗ (вступает в законную силу с 01.03.2023 г.) осуществляется отдельно от учета основной продукции производства и отходов.

    Информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным ст.67 Закона №7-ФЗ.

    При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании) не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

    Не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением случаев:

    1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;

    2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

    3) если она включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства. В настоящее время такой перечень не утвержден.

     
    01.02.2023, 08:44

    Извлекаемые фракции: побочная продукция или вторичный ресурс?

    Мусоросортировочный комплекс занимается обработкой (сортировкой) отходов ТКО. 

    Чем является извлекаемая «полезная» фракция (ПЭТ, стекло, макулатура, тряпье): побочным продуктом (вторичным сырьем для специализированных организаций) или вторичным ресурсом? Каким образом вести ЖДО в том и другом случае? Какая документация должна быть на «вторсырье» в том и другом случае (паспорт отхода (какой номер по ФККО?), ТУ на сырье или иное)?

    На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»:

    В соответствии со ст.1 Закона №89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Таким образом, извлеченные в результате сортировки (обработки) ТКО фракции являются отходами.

    Отнесение отхода к конкретному классу опасности

    Согласно ст.14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности".

    Сопоставление с ФККО

    Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. Таким образом, образованные вами в результате сортировки ТКО отходы должны быть вами самостоятельно сопоставлены с ФККО в целях установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах. В результате указанных действий вы сможете определить код отхода по ФККО, его наименование и квалификационные признаки, а потом и оформить паспорт на отход. Учет обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России №1028.

    Вторичный ресурс, вторичное сырье и побочный продукт

    Поскольку использованный вами в вопросе понятийный аппарат (вторичный ресурс, вторичное сырье и побочный продукт) до настоящего времени в законодательстве отсутствуют, при этом, с 1 марта 2023 года указанные понятия, содержащиеся в уже принятом Федеральном законе от 14.07.2022 № 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" появятся в природоохранном законодательстве, следует разграничить их в соответствии с приведенными в указанном законе определениями:

    Вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

    Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст.13.1 Закона №89-ФЗ.

    Вторичные ресурсы, относящиеся к отходам I и II классов опасности, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст.14.4 Закона №89-ФЗ.

    Вторичное сырье - продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

    При этом следует отметить, что согласно ст.1 Закона №89-ФЗ продукция из отходов получается в результате работ по их утилизации. Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п.3 ст.10 Закона №89-ФЗ (энергетическая утилизация).

    К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, полученные в результате выполнения работ по сортировке ТКО вещества и (или) предметы, могут быть отнесены юридическим лицом, выполнившим данные работы самостоятельно к побочным продуктам только если они пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким законом можно считать Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

    Подтверждение соответствия

    В соответствии со ст.2 Закона №184-ФЗ продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Подтверждением соответствия образованных в результате работ по сортировке ТКО веществ и (или) предметов к продукции является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

    Форма подтверждения соответствия - это определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по 

    Схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

    Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

    К документам по стандартизации в соответствии со ст.14 Закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" относятся:

    1) документы национальной системы стандартизации;

    2) общероссийские классификаторы;

    3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

    4) своды правил;

    5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст.6 настоящего Закона;

    6) технические спецификации (отчеты).

    Побочные продукты производства

    Учет побочной продукции, в соответствии с Законом №268-ФЗ (вступает в законную силу с 01.03.2023 г.) осуществляется отдельно от учета основной продукции производства и отходов.

    Информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным ст.67 Закона №7-ФЗ.

    При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании) не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

    Не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением случаев:

    1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;

    2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

    3) если она включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства. В настоящее время такой перечень не утвержден.

     
    01.02.2023, 08:44
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам