Эксперимент по консультированию инвестпроектов Росприроднадзором: новые возможности или новые риски?

    В декабре законченный облик обрел эксперимент по консультированию Росприроднадзором инвестпроектов бизнеса в части соблюдения экологических требований. Актуальным становится вопрос – меняются ли отношения бизнеса и государства? Переходим ли мы на рельсы сотрудничества или все-таки есть важные риски, которые необходимо учитывать компаниям? Обсудим постановление Правительства РФ подробнее в колонке.

    1 декабря было принято постановление Правительства РФ №2200 «О проведении эксперимента по консультированию о соответствии деятельности, планируемой к осуществлению при реализации инвестиционных проектов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования».

    Чем интересно это постановление?

    1. Это экспериментальный правовой режим.

    Он предусмотрен Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст. 13). Такой режим предполагает введение специального регулирования, в том числе полный или частичный отказ от некоторых его положений для определенной группы лиц или на определенной территории.

    Для некоторых видов экспериментальных режимов даже есть свои законы – например, Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ.

    2. Эксперимент продлится до 31 декабря 2023 года. По итогам данного эксперимента будет принято решение о распространении такой практики на другие контролирующие органы (п. 4 преамбулы постановления).

    3. Государство ненавязчиво внедряется в рынок

    Интересен следующий пункт (пп. «б» п. 2): «целями эксперимента являются внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении, ориентация на постоянное изучение и удовлетворение потребностей консультируемых лиц». Не могу не отметить, что смешение власти и бизнеса является коррупционным фактором. Изучение потребностей бизнеса доступно государству и посредством других форм – например, обсуждения проектов нормативных актов с бизнес-сообществом, анализа практики правоприменения контролирующих органов.

    Тревожит также тот факт, что одним из тезисов Светланы Радионовой при анонсировании эксперимента (https://t.me/radionovasg/45)  было то, что обращаясь за консультацией, бизнес сможет отказаться от услуг внешних консультантов. Представляется, что государство наоборот, должно способствовать рыночной активности. Свободное осуществление экономической деятельности, распоряжения своими предпринимательскими способностями и имуществом – это конституционно гарантированные права и свободы (ст. 34 Конституции РФ). Конституция же закрепляет запрет деятельности, направленной на монополизацию (ст. 34 Конституции РФ).

    4. Очень интересно подсвечены индикаторы успеха эксперимента –  оцениваться будет не факт отсутствия нарушений обязательных требований и требований о возмещении экологического вреда, а динамика количества таких нарушений и размера возмещений.

    Конечно, можно было бы сказать, что формулировки пп. «в» и «г» п. 7 включают в себя и ситуации, когда нарушений выявлено не будет, и исков предъявленных тоже не будет. Однако я из данной формулировки читаю, что консультирование в данном случае не является панацеей – и штрафы будут, и приостановления, и иски о возмещении вреда.

    5. Есть и хорошие новости – по итогам консультирования будут выдвигаться предложения об изменении обязательных требований (пп. б п. 9 постановления).

    6. В рамках консультирования может проводиться также анализ проб, экспертизы и т.д. (пп. и и з п. 13, п. 14 постановления)

    Учитывая, что в законодательстве до сих пор является спорным вопрос о том, в отношении каких веществ должен вестись контроль (как показывает практика, это не только вещества из перечня распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р), при этом оспаривание отсутствия негативного воздействия таких веществ доказывает природопользователь, не исключен сбор доказательств для дальнейшего взыскания экологического вреда в рамках консультирования.

    Экспертиза может быть проведена по инициативе Росприроднадзора (п. 17 постановления). Однако консультируемое лицо может отказаться от этого, но сведения об отказе будут занесены в мотивированное мнение Росприроднадзора, которое предоставляется по итогам консультирования (п. 17 постановления).

    7. Есть ограничения использования данных консультирования в контроле и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 20 постановления).

    Если по итогам консультирования выявлены нарушения обязательных требований, признаки таких нарушений не могут являться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий и для возбуждения дел об административных правонарушениях. Для этого правила есть исключение – случаи причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

    Не могу не отметить, что в данном пункте речь идет только про контроль и административную ответственность. Привлечение к деликтной ответственности, то есть предъявление исков о возмещении экологического вреда, доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду, приостановление деятельности по ст. 1065 ГК РФ и другие требования на основе данных, полученных при консультировании, не исключены.

    8. Подготовка мотивированного мнения осуществляется на безвозмездной основе, а экспертизы –  на возмездной (п. 24 постановления)

    Мы коротко рассмотрели некоторые интересные моменты в регулировании эксперимента по консультированию бизнеса. Хотя эксперимент создает для компаний новые возможности, он также создает и риски привлечения к ответственности за причинение экологического вреда и принятие иных мер в отношении природопользователей.

    Подчеркну, что риски, связанные с возмещением экологического вреда, представляют наибольшую опасность, так как регулирование института возмещения такого вреда во многом выстроено против природопользователей: на них ложится значительное (и нередко непомерное) бремя доказывания по таким спорам, законодателем и судебными инстанциями санкционировано взыскание экологического вреда за правомерную деятельность, возможно довзыскание вреда в будущем по тем же обстоятельствам и пр.

     

    Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, приглашенный преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», автор Telegram-канала «FUTUR ecology»  

    06.12.2022, 19:15

    Эксперимент по консультированию инвестпроектов Росприроднадзором: новые возможности или новые риски?

    В декабре законченный облик обрел эксперимент по консультированию Росприроднадзором инвестпроектов бизнеса в части соблюдения экологических требований. Актуальным становится вопрос – меняются ли отношения бизнеса и государства? Переходим ли мы на рельсы сотрудничества или все-таки есть важные риски, которые необходимо учитывать компаниям? Обсудим постановление Правительства РФ подробнее в колонке.

    1 декабря было принято постановление Правительства РФ №2200 «О проведении эксперимента по консультированию о соответствии деятельности, планируемой к осуществлению при реализации инвестиционных проектов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования».

    Чем интересно это постановление?

    1. Это экспериментальный правовой режим.

    Он предусмотрен Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст. 13). Такой режим предполагает введение специального регулирования, в том числе полный или частичный отказ от некоторых его положений для определенной группы лиц или на определенной территории.

    Для некоторых видов экспериментальных режимов даже есть свои законы – например, Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ.

    2. Эксперимент продлится до 31 декабря 2023 года. По итогам данного эксперимента будет принято решение о распространении такой практики на другие контролирующие органы (п. 4 преамбулы постановления).

    3. Государство ненавязчиво внедряется в рынок

    Интересен следующий пункт (пп. «б» п. 2): «целями эксперимента являются внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении, ориентация на постоянное изучение и удовлетворение потребностей консультируемых лиц». Не могу не отметить, что смешение власти и бизнеса является коррупционным фактором. Изучение потребностей бизнеса доступно государству и посредством других форм – например, обсуждения проектов нормативных актов с бизнес-сообществом, анализа практики правоприменения контролирующих органов.

    Тревожит также тот факт, что одним из тезисов Светланы Радионовой при анонсировании эксперимента (https://t.me/radionovasg/45)  было то, что обращаясь за консультацией, бизнес сможет отказаться от услуг внешних консультантов. Представляется, что государство наоборот, должно способствовать рыночной активности. Свободное осуществление экономической деятельности, распоряжения своими предпринимательскими способностями и имуществом – это конституционно гарантированные права и свободы (ст. 34 Конституции РФ). Конституция же закрепляет запрет деятельности, направленной на монополизацию (ст. 34 Конституции РФ).

    4. Очень интересно подсвечены индикаторы успеха эксперимента –  оцениваться будет не факт отсутствия нарушений обязательных требований и требований о возмещении экологического вреда, а динамика количества таких нарушений и размера возмещений.

    Конечно, можно было бы сказать, что формулировки пп. «в» и «г» п. 7 включают в себя и ситуации, когда нарушений выявлено не будет, и исков предъявленных тоже не будет. Однако я из данной формулировки читаю, что консультирование в данном случае не является панацеей – и штрафы будут, и приостановления, и иски о возмещении вреда.

    5. Есть и хорошие новости – по итогам консультирования будут выдвигаться предложения об изменении обязательных требований (пп. б п. 9 постановления).

    6. В рамках консультирования может проводиться также анализ проб, экспертизы и т.д. (пп. и и з п. 13, п. 14 постановления)

    Учитывая, что в законодательстве до сих пор является спорным вопрос о том, в отношении каких веществ должен вестись контроль (как показывает практика, это не только вещества из перечня распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р), при этом оспаривание отсутствия негативного воздействия таких веществ доказывает природопользователь, не исключен сбор доказательств для дальнейшего взыскания экологического вреда в рамках консультирования.

    Экспертиза может быть проведена по инициативе Росприроднадзора (п. 17 постановления). Однако консультируемое лицо может отказаться от этого, но сведения об отказе будут занесены в мотивированное мнение Росприроднадзора, которое предоставляется по итогам консультирования (п. 17 постановления).

    7. Есть ограничения использования данных консультирования в контроле и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 20 постановления).

    Если по итогам консультирования выявлены нарушения обязательных требований, признаки таких нарушений не могут являться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий и для возбуждения дел об административных правонарушениях. Для этого правила есть исключение – случаи причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

    Не могу не отметить, что в данном пункте речь идет только про контроль и административную ответственность. Привлечение к деликтной ответственности, то есть предъявление исков о возмещении экологического вреда, доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду, приостановление деятельности по ст. 1065 ГК РФ и другие требования на основе данных, полученных при консультировании, не исключены.

    8. Подготовка мотивированного мнения осуществляется на безвозмездной основе, а экспертизы –  на возмездной (п. 24 постановления)

    Мы коротко рассмотрели некоторые интересные моменты в регулировании эксперимента по консультированию бизнеса. Хотя эксперимент создает для компаний новые возможности, он также создает и риски привлечения к ответственности за причинение экологического вреда и принятие иных мер в отношении природопользователей.

    Подчеркну, что риски, связанные с возмещением экологического вреда, представляют наибольшую опасность, так как регулирование института возмещения такого вреда во многом выстроено против природопользователей: на них ложится значительное (и нередко непомерное) бремя доказывания по таким спорам, законодателем и судебными инстанциями санкционировано взыскание экологического вреда за правомерную деятельность, возможно довзыскание вреда в будущем по тем же обстоятельствам и пр.

     

    Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, приглашенный преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», автор Telegram-канала «FUTUR ecology»  

    06.12.2022, 19:15
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам