Какие последствия размещения на ОРО отхода, отсутствующего в лицензии организации?

    Если предприятие разместило на полигоне отход 4 класса опасности, который отсутствует в имеющейся лицензии на деятельность по обращению с отходами, то какая ответственность грозит организации? Могут ли за это аннулировать лицензию?

    На вопрос отвечает А.А. Солодухина, руководитель юридического отдела ООО «Дельфи»:

    Ст. 21 Закона №99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” установлен общий порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии, в соответствии с которым:

    • действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

    1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    3) лицензиатом не было представлено в лицензирующий орган заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, что повлекло за собой невозможность проведения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям до наступления срока прохождения указанной процедуры;

    4) лицензиатом в установленный срок не были устранены в соответствии с частью 11 статьи 19.3 настоящего Федерального закона грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям;

    5) невозможность проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям после подачи в лицензирующий орган заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, а также невозможность проведения в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых проверяется соответствие лицензиата лицензионным требованиям. 

    Под невозможностью понимается 

    • отсутствие лицензиата по месту осуществления лицензируемого вида деятельности,

    • фактическое неосуществление лицензиатом лицензируемого вида деятельности, 

    • иные действия (бездействия) лицензиата, повлекшие за собой невозможность проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям, контрольных (надзорных) мероприятий.

    6) лицензиатом в установленный срок не были устранены в соответствии с частями 15 - 17 статьи 19.1 настоящего Федерального закона грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

    • действие лицензии аннулируется (по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии):

    1) В случае, если в установленный срок приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований

    2) если по истечении срока приостановления действия лицензии лицензиатом не устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленные в рамках процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям или в рамках процедуры оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

    • действие лицензии прекращается в следующих случаях:

    1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

    2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности, а также за исключением реорганизации юридического лица - лицензиата в форме его присоединения к другому юридическому лицу);

    4) наличие решения суда об аннулировании лицензии;

    5) установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

    6) неустранение лицензиатом в период приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 настоящей статьи, причин, в результате которых проведение периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо проведение контрольных (надзорных) мероприятий оказалось невозможным;

    7) по истечении срока приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, в отношении лицензиата не была проведена процедура периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям;

    8) в случае исключения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации отдельных работ, услуг из состава конкретного лицензируемого вида деятельности, если лицензия предоставлена только в отношении указанных исключаемых работ, услуг;

    9) прекращение действия аккредитации филиала иностранного юридического лица.

    п.5 ч.4 ст.1 Закона №99-ФЗ, установлено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться нормативными актами, регулирующими осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

    Грубыми нарушениями лицензионных требований п.4 Положения о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" названы следующие нарушения:

    а) отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

    б) использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

    в) отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

    При этом, важно не только совершение действий, указанных в п.п. “а”- “в” а.4 Положения, но и наступление в результате таких действий  последствия, установленные ч.10 ст.19.2 Закона №99-ФЗ , а именно:

    1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

    Таким образом, несмотря на тот факт, что объект размещения не может принять для выполнения работ по размещению (хранению или захоронению) отхода IV класса, не включенного в перечень тех отходов, размещение которых разрешено организации, эксплуатирующей ОРО, без доказательств того, что такая операция, во-первых, является грубым нарушением, в результате допущения которого, во-вторых, наступили последствия, предусмотренные ч.10 ст.19.2 Закона №99-ФЗ, аннулировать лицензию не получится.

    Что касается наказания за размещение на ОРО отхода, отсутствующего в лицензии организации, осуществляющей работы по размещению отходов на ОРО, то в зависимости от обстоятельств конкретного дела, речь может идти о ч.ч.4-6 ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за:

    ч.4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

    ч.5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

    ч.6. Действия (бездействие), предусмотренные ч.4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

        Кроме того, такое деяние может быть квалифицировано как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч.2 ст.14.1 КоАП РФ), поскольку несмотря на тот факт, что у лицензиата, эксплуатирующего ОРО, есть лицензия на другие виды отходов, которые разрешено размещать, размещение отхода, не включенного в указанный перечень фактически означает осуществление деятельности без специального разрешения.

     
    29.11.2022, 09:09

    Какие последствия размещения на ОРО отхода, отсутствующего в лицензии организации?

    Если предприятие разместило на полигоне отход 4 класса опасности, который отсутствует в имеющейся лицензии на деятельность по обращению с отходами, то какая ответственность грозит организации? Могут ли за это аннулировать лицензию?

    На вопрос отвечает А.А. Солодухина, руководитель юридического отдела ООО «Дельфи»:

    Ст. 21 Закона №99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” установлен общий порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии, в соответствии с которым:

    • действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

    1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    3) лицензиатом не было представлено в лицензирующий орган заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, что повлекло за собой невозможность проведения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям до наступления срока прохождения указанной процедуры;

    4) лицензиатом в установленный срок не были устранены в соответствии с частью 11 статьи 19.3 настоящего Федерального закона грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям;

    5) невозможность проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям после подачи в лицензирующий орган заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, а также невозможность проведения в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых проверяется соответствие лицензиата лицензионным требованиям. 

    Под невозможностью понимается 

    • отсутствие лицензиата по месту осуществления лицензируемого вида деятельности,

    • фактическое неосуществление лицензиатом лицензируемого вида деятельности, 

    • иные действия (бездействия) лицензиата, повлекшие за собой невозможность проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям, контрольных (надзорных) мероприятий.

    6) лицензиатом в установленный срок не были устранены в соответствии с частями 15 - 17 статьи 19.1 настоящего Федерального закона грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

    • действие лицензии аннулируется (по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии):

    1) В случае, если в установленный срок приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований

    2) если по истечении срока приостановления действия лицензии лицензиатом не устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленные в рамках процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям или в рамках процедуры оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

    • действие лицензии прекращается в следующих случаях:

    1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

    2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности, а также за исключением реорганизации юридического лица - лицензиата в форме его присоединения к другому юридическому лицу);

    4) наличие решения суда об аннулировании лицензии;

    5) установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

    6) неустранение лицензиатом в период приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 настоящей статьи, причин, в результате которых проведение периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо проведение контрольных (надзорных) мероприятий оказалось невозможным;

    7) по истечении срока приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, в отношении лицензиата не была проведена процедура периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям;

    8) в случае исключения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации отдельных работ, услуг из состава конкретного лицензируемого вида деятельности, если лицензия предоставлена только в отношении указанных исключаемых работ, услуг;

    9) прекращение действия аккредитации филиала иностранного юридического лица.

    п.5 ч.4 ст.1 Закона №99-ФЗ, установлено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться нормативными актами, регулирующими осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

    Грубыми нарушениями лицензионных требований п.4 Положения о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" названы следующие нарушения:

    а) отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

    б) использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

    в) отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

    При этом, важно не только совершение действий, указанных в п.п. “а”- “в” а.4 Положения, но и наступление в результате таких действий  последствия, установленные ч.10 ст.19.2 Закона №99-ФЗ , а именно:

    1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

    Таким образом, несмотря на тот факт, что объект размещения не может принять для выполнения работ по размещению (хранению или захоронению) отхода IV класса, не включенного в перечень тех отходов, размещение которых разрешено организации, эксплуатирующей ОРО, без доказательств того, что такая операция, во-первых, является грубым нарушением, в результате допущения которого, во-вторых, наступили последствия, предусмотренные ч.10 ст.19.2 Закона №99-ФЗ, аннулировать лицензию не получится.

    Что касается наказания за размещение на ОРО отхода, отсутствующего в лицензии организации, осуществляющей работы по размещению отходов на ОРО, то в зависимости от обстоятельств конкретного дела, речь может идти о ч.ч.4-6 ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за:

    ч.4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

    ч.5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

    ч.6. Действия (бездействие), предусмотренные ч.4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

        Кроме того, такое деяние может быть квалифицировано как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч.2 ст.14.1 КоАП РФ), поскольку несмотря на тот факт, что у лицензиата, эксплуатирующего ОРО, есть лицензия на другие виды отходов, которые разрешено размещать, размещение отхода, не включенного в указанный перечень фактически означает осуществление деятельности без специального разрешения.

     
    29.11.2022, 09:09
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам