Отдаем журнал бесплатно!

Государственные экспертизы ПМООС, ОВОС в 2022 году

В последние пару лет государство взялось за реформирование требований к природоохранным разделам проектной документации (далее — ПД). Кроме законодательных изменений, меняется и подход к экспертизе ПД, выставляются новые замечания к проектам. В статье приводим обзор новшеств в этой сфере.

Законодательные новинки 

Оценка воздействия на окружающую среду 

Первые изменения произошли еще в 2021 г. Минприроды России выпустило новый подзаконный акт, заменяющий старое Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 (утратило силу 01.09.2021).

Правовое регулирование
Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее — Требования № 999), утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999, вступили в силу 01.09.2021 и действуют 6 лет.

Это новое положение об ОВОС[1] является расширенной, формализованной, детализированной версией старого положения. Теперь требования к материалам ОВОС гораздо более конкретные. Особенно детально составлены требования:

• к проекту технического задания на ОВОС;

• уведомлениям о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС;

• составу материалов ОВОС в их окончательном виде.

При этом проработаны отдельные требования для материалов ОВОС по различным особым территориям и ситуациям. Кроме того, отдельным пунктом в Требованиях № 999 прописаны требования к материалам ОВОС, в отношении которых будет проводиться ГЭЭ[2]. Особое внимание уделяется организации и проведению общественных обсуждений, дается конкретный список информации, которая должна быть отражена в протоколах обсуждений, в опросных листах, в журналах учета замечаний и предложений общественности. Общественные обсуждения проекта технического задания в случае его составления теперь вынесены отдельной процедурой перед обсуждениями непосредственно предварительных материалов ОВОС.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды 

Текущий 2022 г. принес очередные изменения в сфере разработки и согласования ПД, в т.ч. ее экологических разделов. Внесены изменения в требования к ПМООС[3].

Правовое регулирование
Требования к составу проектной документации на строительство, реконструкцию объектов (далее — Положение № 87) утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в ред. от 01.12.2021).

Данный документ определяет полный состав всей ПД и устанавливает требования к содержанию разделов ПМООС. Положение № 87 не один раз подвергались редакции за годы своего существования. В этом году изменения (более глубокие, чем ранее) вносятся Постановлением Правительства РФ от 27.05.2022 № 963 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Новая редакция вступила в силу 01.09.2022, и теперь Положение № 87 тоже имеет ограниченный срок действия — до 01.09.2028. Стоит иметь в виду, что изменения требований не распространяются на ПД, если задание на проектирование утверждено до 01.09.2022. Таким образом, реально работать по новым требованиям разработчики начнут не так скоро, особенно по крупным объектам, по которым технические задания утверждаются задолго до начала проектирования.

В новой редакции Положения № 87 более конкретно указано, что требования распространяются на ПД, которая подлежит государственной экспертизе. Дополнены требования к пояснительной записке: теперь там приводятся сведения о наличии проекта рекультивации земель. Согласно новому п. 3.1 Положения № 87 в составе ПД уже нет раздела ПМООС, а есть просто МООС[4]. Таким образом, слово «перечень» полностью исключено из названия природоохранного раздела ПД.

Обратите внимание
В действующей редакции раздел о мероприятиях по охране окружающей среды называется «МООС» только линейных объектов, а для прочих объектов это раздел ПМООС.

Требования дополнены обязательным наличием в составе ОВОС не только результатов рассеивания выбросов вредных веществ, но и результатов расчетов уровня шумового воздействия на территорию, непосредственно прилегающую к жилой застройке, а также мероприятий по шумозащите.

Что касается отходов производства и потребления, то в новой редакции Положения № 87, помимо обычных отходов, в МООС нужно описывать мероприятия по сбору и накоплению медицинских и радиоактивных отходов и условия обращения с такими отходами в соответствии с их классификацией (при наличии). Требования по отходам производства и потребления распространяются и на ПД для линейных объектов, но требования о медицинских и радиоактивных отходах — не распространяются.

 

Также введены некоторые новые требования к графической части МООС, требования для линейных объектов в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории жилой застройки, мероприятий по рациональному использованию общераспространенных полезных ископаемых, применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и мероприятий по охране растительного и животного мира.

Одним из ключевых новшеств редакции Положения № 87 является введение ряда приложений, устанавливающих особенности разработки ПД для отдельных категорий объектов (метрополитен, автодороги, железные дороги, линии связи, трубопроводы, предприятия добычи полезных ископаемых, гидротехнические сооружения, атомные станции, сети газораспределения и газопотребления). Не во всех из новых приложений есть дополнительные требования к содержанию разделов МООС, но в некоторых они присутствуют. Среди особых требований:

• описание мероприятий по размещению отходов, образующихся в результате работ по подготовке территории строительства для проектирования автодорог;

• лесосводка и санитарная очистка на территории, затапливаемой при наполнении водохранилища для проектирования гидротехнических сооружений;

• оценка радиационного воздействия, образование радиоактивных отходов, рассеивание радиоактивных веществ и радиационный контроль для проектирования атомных станций и т.д.

Более подробно с новыми требованиями рекомендуем ознакомиться отдельно.

Объекты, подлежащие Главгосэкспертизе 

Перечень ОКС[5], ПД которых должна подвергаться государственной или негосударственной экспертизе, приведен в ст. 49 ГрК РФ[6]. К таким объектам относятся все ОКС, в т.ч. строящиеся в особых зонах РФ (шельф, внутренние воды, ООПТ[7] и т.д.), кроме домов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, домов блокированной застройки, небольших нежилых объектов, производственных объектов, для которых не нужны санитарно-защитные зоны, и буровых скважин, ОКС, на которые не нужно получать разрешение на строительство.

Обязательной экспертиза является для объектов, строящихся в границах охранных зон трубопроводов, санитарно-защитных зон и подобных территорий, а также для ОКС массового пребывания граждан.

Отдельно обозначены объекты, подлежащие именно государственной экспертизе:

 • ПД ОКС, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

• ПД объектов, строящихся в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море РФ, на территориях посольств, консульств, оборонных объектов, федеральных автодорог, объектов железнодорожной инфраструктуры, объектов культурного наследия, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения и обезвреживания отходов;

• ОКС, строящиеся в границах ООПТ, а также расположенные в границах более чем одного субъекта РФ.

В иных случаях заказчик может по своей инициативе отправить ПД на государственную либо негосударственную экспертизу. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлен в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (в ред. от 28.07.2022). Государственная экспертиза ПД и результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на ее проведение, или подведомственными государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами, аккредитованными на такую деятельность в установленном порядке.

Объекты, подлежащие ГЭЭ 

Все требования, касающиеся ГЭЭ, представлены в Федеральном законе от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 01.05.2022; далее — Закон № 174-ФЗ). ГЭЭ организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ. Таким органом является Росприроднадзор. Объекты, подлежащие ГЭЭ, определены в ст. 11 и 12 Закона № 174-ФЗ.

На ГЭЭ федерального уровня необходимо направлять:

• проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти;

• проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности;

• проекты соглашений о разделе продукции;

• материалы обоснования лицензий;

• проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, пестициды и агрохимикаты;

• материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание им статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

• объекты на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, во внутренних морских водах и территориальном море;

• ПД объектов, строящихся в границах ООПТ; объектов утилизации твердых коммунальных отходов в качестве источника энергии, объектов обезвреживания и размещения отходов, проекты рекультивации земель после таких объектов; искусственных земель; ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности; объектов I категории (с исключениями); автомобильных заправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (в некоторых случаях при размещении близко к водным объектам); объектов в границах Байкальской природной территории, в Арктической зоне (с исключениями); спецхранилищ агрохимикатов при близости их к морю.

Некоторые объекты, уже прошедшие ГЭЭ и получившие положительное заключение, должны быть направлены на нее повторно, если ПД была доработана по замечаниям либо если при реализации ОКС были значительные отступления от проектных решений. Кроме того, у экспертного заключения ГЭЭ может закончиться срок.

Помимо федеральной, есть и региональная ГЭЭ, но список ее объектов очень небольшой:

• проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;

• проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов НВОС[8] в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.

Типовые замечания Главгосэкпертизы 

Типовые замечания — это наиболее часто встречающиеся замечания экспертной комиссии, в данном случае ФАУ «Главгосэкспертиза России». Мы рассматриваем разделы ПМООС и ОВОС, поэтому далее разберем замечания к разделам ПД в части МООС и санитарно-эпидемиологической безопасности. Основное внимание уделим вопросам воздухоохранной деятельности и разделу «Защита от шума».

Категория объекта НВОС 

Вывод о несоответствии

Не представлена информация о категории проектируемого объекта по уровню НВОС, которая должна быть задекларирована застройщиком в задании на проектирование или официальным письмом застройщика с указанием применяемого пункта Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (утратили силу 01.09.2021; далее — Критерии № 1029). В случае отнесения к объектам I категории необходимо представить положительное заключение ГЭЭ федерального уровня

Основание

• статья 4.2, ч. 11 ст. 69, ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[9];

• Критерии № 1029;

• Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (утратили силу 01.09.2022);

• часть 7.5. ст. 11 Закона № 174-ФЗ;

• статьи 15, 32 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений[10];

• части 4.1, 6, ст. 49 ГрК РФ

 

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки, которая подается не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В отношении проектируемых объектов, с точки зрения экспертной комиссии, необходимо заранее декларировать категорию объекта, т.к. в зависимости от категории объекта выбираются технологические и технические решения, особенно если объект относится к областям применения наилучших доступных технологий. Кроме того, в составе ПМООС представляют расчеты платы за НВОС проектируемых объектов, проводят расчет нормативов выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение. Для объектов I категории в обязательном порядке разрабатываются технологические нормативы для последующей подачи заявки на комплексное экологическое разрешение. Стоит помнить, что проектирование объектов I категории без соблюдения наилучших доступных технологий сейчас вообще запрещено.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021) определяют критерии отнесения к той или иной категории не только действующих объектов, но и объектов строительства. Так, критерием отнесения объекта к III категории является осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более шести месяцев. К IV категории, соответственно, относятся объекты строительства, которое продолжается менее шести месяцев. В связи с этим категорию объекта строительства тоже необходимо обозначить в проектной документации с целью определения необходимости разработки нормативов для данного объекта. Для предотвращения такого рода замечаний от Главгосэкспертизы рекомендуется заранее получить от заказчика письмо с декларацией категории объекта на стадии проектирования.

Сведения о расстоянии до ближайших нормируемых территорий 

Вывод о несоответствии

Не представлены сведения о расстоянии до ближайших территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания от проектируемых объектов

Основание

• статья 14, ч. 5 ст. 15, ст. 32 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;

• подпункт «а» п. 40 Положения № 87;

• пункты 1, 2 ст. 16 Закона № 96-ФЗ[11]


[1] Оценка воздействия на окружающую среду.

[2] Государственная экологическая экспертиза.

[3] Перечень мероприятий по охране окружающей среды.

[4] Мероприятия по охране окружающей среды.

[5] Объект капитального строительства.

[6] Градостроительный кодекс РФ.

[7] Особо охраняемые природные территории.

[8] Негативное воздействие на окружающую среду.

[9] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[10] Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, установленный Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013).

[11] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Государственные экспертизы ПМООС, ОВОС в 2022 году

В последние пару лет государство взялось за реформирование требований к природоохранным разделам проектной документации (далее — ПД). Кроме законодательных изменений, меняется и подход к экспертизе ПД, выставляются новые замечания к проектам. В статье приводим обзор новшеств в этой сфере.

Законодательные новинки 

Оценка воздействия на окружающую среду 

Первые изменения произошли еще в 2021 г. Минприроды России выпустило новый подзаконный акт, заменяющий старое Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 (утратило силу 01.09.2021).

Правовое регулирование
Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее — Требования № 999), утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999, вступили в силу 01.09.2021 и действуют 6 лет.

Это новое положение об ОВОС[1] является расширенной, формализованной, детализированной версией старого положения. Теперь требования к материалам ОВОС гораздо более конкретные. Особенно детально составлены требования:

• к проекту технического задания на ОВОС;

• уведомлениям о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС;

• составу материалов ОВОС в их окончательном виде.

При этом проработаны отдельные требования для материалов ОВОС по различным особым территориям и ситуациям. Кроме того, отдельным пунктом в Требованиях № 999 прописаны требования к материалам ОВОС, в отношении которых будет проводиться ГЭЭ[2]. Особое внимание уделяется организации и проведению общественных обсуждений, дается конкретный список информации, которая должна быть отражена в протоколах обсуждений, в опросных листах, в журналах учета замечаний и предложений общественности. Общественные обсуждения проекта технического задания в случае его составления теперь вынесены отдельной процедурой перед обсуждениями непосредственно предварительных материалов ОВОС.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды 

Текущий 2022 г. принес очередные изменения в сфере разработки и согласования ПД, в т.ч. ее экологических разделов. Внесены изменения в требования к ПМООС[3].

Правовое регулирование
Требования к составу проектной документации на строительство, реконструкцию объектов (далее — Положение № 87) утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в ред. от 01.12.2021).

Данный документ определяет полный состав всей ПД и устанавливает требования к содержанию разделов ПМООС. Положение № 87 не один раз подвергались редакции за годы своего существования. В этом году изменения (более глубокие, чем ранее) вносятся Постановлением Правительства РФ от 27.05.2022 № 963 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Новая редакция вступила в силу 01.09.2022, и теперь Положение № 87 тоже имеет ограниченный срок действия — до 01.09.2028. Стоит иметь в виду, что изменения требований не распространяются на ПД, если задание на проектирование утверждено до 01.09.2022. Таким образом, реально работать по новым требованиям разработчики начнут не так скоро, особенно по крупным объектам, по которым технические задания утверждаются задолго до начала проектирования.

В новой редакции Положения № 87 более конкретно указано, что требования распространяются на ПД, которая подлежит государственной экспертизе. Дополнены требования к пояснительной записке: теперь там приводятся сведения о наличии проекта рекультивации земель. Согласно новому п. 3.1 Положения № 87 в составе ПД уже нет раздела ПМООС, а есть просто МООС[4]. Таким образом, слово «перечень» полностью исключено из названия природоохранного раздела ПД.

Обратите внимание
В действующей редакции раздел о мероприятиях по охране окружающей среды называется «МООС» только линейных объектов, а для прочих объектов это раздел ПМООС.

Требования дополнены обязательным наличием в составе ОВОС не только результатов рассеивания выбросов вредных веществ, но и результатов расчетов уровня шумового воздействия на территорию, непосредственно прилегающую к жилой застройке, а также мероприятий по шумозащите.

Что касается отходов производства и потребления, то в новой редакции Положения № 87, помимо обычных отходов, в МООС нужно описывать мероприятия по сбору и накоплению медицинских и радиоактивных отходов и условия обращения с такими отходами в соответствии с их классификацией (при наличии). Требования по отходам производства и потребления распространяются и на ПД для линейных объектов, но требования о медицинских и радиоактивных отходах — не распространяются.

 

Также введены некоторые новые требования к графической части МООС, требования для линейных объектов в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории жилой застройки, мероприятий по рациональному использованию общераспространенных полезных ископаемых, применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и мероприятий по охране растительного и животного мира.

Одним из ключевых новшеств редакции Положения № 87 является введение ряда приложений, устанавливающих особенности разработки ПД для отдельных категорий объектов (метрополитен, автодороги, железные дороги, линии связи, трубопроводы, предприятия добычи полезных ископаемых, гидротехнические сооружения, атомные станции, сети газораспределения и газопотребления). Не во всех из новых приложений есть дополнительные требования к содержанию разделов МООС, но в некоторых они присутствуют. Среди особых требований:

• описание мероприятий по размещению отходов, образующихся в результате работ по подготовке территории строительства для проектирования автодорог;

• лесосводка и санитарная очистка на территории, затапливаемой при наполнении водохранилища для проектирования гидротехнических сооружений;

• оценка радиационного воздействия, образование радиоактивных отходов, рассеивание радиоактивных веществ и радиационный контроль для проектирования атомных станций и т.д.

Более подробно с новыми требованиями рекомендуем ознакомиться отдельно.

Объекты, подлежащие Главгосэкспертизе 

Перечень ОКС[5], ПД которых должна подвергаться государственной или негосударственной экспертизе, приведен в ст. 49 ГрК РФ[6]. К таким объектам относятся все ОКС, в т.ч. строящиеся в особых зонах РФ (шельф, внутренние воды, ООПТ[7] и т.д.), кроме домов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, домов блокированной застройки, небольших нежилых объектов, производственных объектов, для которых не нужны санитарно-защитные зоны, и буровых скважин, ОКС, на которые не нужно получать разрешение на строительство.

Обязательной экспертиза является для объектов, строящихся в границах охранных зон трубопроводов, санитарно-защитных зон и подобных территорий, а также для ОКС массового пребывания граждан.

Отдельно обозначены объекты, подлежащие именно государственной экспертизе:

 • ПД ОКС, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

• ПД объектов, строящихся в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море РФ, на территориях посольств, консульств, оборонных объектов, федеральных автодорог, объектов железнодорожной инфраструктуры, объектов культурного наследия, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения и обезвреживания отходов;

• ОКС, строящиеся в границах ООПТ, а также расположенные в границах более чем одного субъекта РФ.

В иных случаях заказчик может по своей инициативе отправить ПД на государственную либо негосударственную экспертизу. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлен в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (в ред. от 28.07.2022). Государственная экспертиза ПД и результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на ее проведение, или подведомственными государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами, аккредитованными на такую деятельность в установленном порядке.

Объекты, подлежащие ГЭЭ 

Все требования, касающиеся ГЭЭ, представлены в Федеральном законе от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 01.05.2022; далее — Закон № 174-ФЗ). ГЭЭ организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ. Таким органом является Росприроднадзор. Объекты, подлежащие ГЭЭ, определены в ст. 11 и 12 Закона № 174-ФЗ.

На ГЭЭ федерального уровня необходимо направлять:

• проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти;

• проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности;

• проекты соглашений о разделе продукции;

• материалы обоснования лицензий;

• проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, пестициды и агрохимикаты;

• материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание им статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

• объекты на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, во внутренних морских водах и территориальном море;

• ПД объектов, строящихся в границах ООПТ; объектов утилизации твердых коммунальных отходов в качестве источника энергии, объектов обезвреживания и размещения отходов, проекты рекультивации земель после таких объектов; искусственных земель; ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности; объектов I категории (с исключениями); автомобильных заправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (в некоторых случаях при размещении близко к водным объектам); объектов в границах Байкальской природной территории, в Арктической зоне (с исключениями); спецхранилищ агрохимикатов при близости их к морю.

Некоторые объекты, уже прошедшие ГЭЭ и получившие положительное заключение, должны быть направлены на нее повторно, если ПД была доработана по замечаниям либо если при реализации ОКС были значительные отступления от проектных решений. Кроме того, у экспертного заключения ГЭЭ может закончиться срок.

Помимо федеральной, есть и региональная ГЭЭ, но список ее объектов очень небольшой:

• проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;

• проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов НВОС[8] в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.

Типовые замечания Главгосэкпертизы 

Типовые замечания — это наиболее часто встречающиеся замечания экспертной комиссии, в данном случае ФАУ «Главгосэкспертиза России». Мы рассматриваем разделы ПМООС и ОВОС, поэтому далее разберем замечания к разделам ПД в части МООС и санитарно-эпидемиологической безопасности. Основное внимание уделим вопросам воздухоохранной деятельности и разделу «Защита от шума».

Категория объекта НВОС 

Вывод о несоответствии

Не представлена информация о категории проектируемого объекта по уровню НВОС, которая должна быть задекларирована застройщиком в задании на проектирование или официальным письмом застройщика с указанием применяемого пункта Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (утратили силу 01.09.2021; далее — Критерии № 1029). В случае отнесения к объектам I категории необходимо представить положительное заключение ГЭЭ федерального уровня

Основание

• статья 4.2, ч. 11 ст. 69, ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[9];

• Критерии № 1029;

• Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (утратили силу 01.09.2022);

• часть 7.5. ст. 11 Закона № 174-ФЗ;

• статьи 15, 32 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений[10];

• части 4.1, 6, ст. 49 ГрК РФ

 

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки, которая подается не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В отношении проектируемых объектов, с точки зрения экспертной комиссии, необходимо заранее декларировать категорию объекта, т.к. в зависимости от категории объекта выбираются технологические и технические решения, особенно если объект относится к областям применения наилучших доступных технологий. Кроме того, в составе ПМООС представляют расчеты платы за НВОС проектируемых объектов, проводят расчет нормативов выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение. Для объектов I категории в обязательном порядке разрабатываются технологические нормативы для последующей подачи заявки на комплексное экологическое разрешение. Стоит помнить, что проектирование объектов I категории без соблюдения наилучших доступных технологий сейчас вообще запрещено.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021) определяют критерии отнесения к той или иной категории не только действующих объектов, но и объектов строительства. Так, критерием отнесения объекта к III категории является осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более шести месяцев. К IV категории, соответственно, относятся объекты строительства, которое продолжается менее шести месяцев. В связи с этим категорию объекта строительства тоже необходимо обозначить в проектной документации с целью определения необходимости разработки нормативов для данного объекта. Для предотвращения такого рода замечаний от Главгосэкспертизы рекомендуется заранее получить от заказчика письмо с декларацией категории объекта на стадии проектирования.

Сведения о расстоянии до ближайших нормируемых территорий 

Вывод о несоответствии

Не представлены сведения о расстоянии до ближайших территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания от проектируемых объектов

Основание

• статья 14, ч. 5 ст. 15, ст. 32 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;

• подпункт «а» п. 40 Положения № 87;

• пункты 1, 2 ст. 16 Закона № 96-ФЗ[11]


[1] Оценка воздействия на окружающую среду.

[2] Государственная экологическая экспертиза.

[3] Перечень мероприятий по охране окружающей среды.

[4] Мероприятия по охране окружающей среды.

[5] Объект капитального строительства.

[6] Градостроительный кодекс РФ.

[7] Особо охраняемые природные территории.

[8] Негативное воздействие на окружающую среду.

[9] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[10] Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, установленный Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013).

[11] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам