Отдаем журнал бесплатно!

Соблюдение муниципальных нормативов водоотведения для абонентов: вчера, сегодня, завтра

 Муниципальные нормативы водоотведения по составу сточных вод долгое время выступали предметом непримиримых дискуссий. Очередной виток споров был связан со вступлением в силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644, Постановление № 644).

 

Правилами № 644 (вступили в силу 14.08.2013) был введен новый институт нормирования качества сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ), — требования к составу и свойствам сточных вод.

Со временем субъекты правоприменения смирились с тем, что качество сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, нормируется по двум направлениям:

охрана водных объектов при сбросе сточных вод через ЦСВ;

предотвращение негативного воздействия сточных вод на ЦСВ (инженерные сооружения).

 

Однако, несмотря на то что с момента утверждения Правил № 644 миновало 5 лет, нормативы водоотведения по составу сточных вод вызывают у некоторых абонентов ЦСВ предвзятое отношение.

Главным вопросом, связанным с обязательностью их соблюдения, остается вопрос: в каком нормативном правовом акте установлено такое требование?

На сегодняшний день таких документов два:

1) Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167);

2) Правила № 644.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 61 Правил № 167).

 

Извлечение
из Правил № 644

[…]
2. […]
[…]
«нормативы водоотведения по составу сточных вод»[1] — показатели состава сточных вод абонентов, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».
[…]
35. Абонент обязан:
[…]
и) соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, […] соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод […], а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований;
[…]

 

Итак, нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления. Такие нормативы установлены в большинстве муниципальных образований России.

Вопрос, вынесенный в заголовок настоящего материала, заключается в том, распространяются ли перечисленные нормы Правил № 167 на всех абонентов, или на отдельные категории абонентов они не распространяются?

Спорной нормой в данном вопросе до определенного момента являлся п. 3[2] Постановления № 644, которым установлено, что действие пп. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил № 167 и Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» с 01.01.2019 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены НДС в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ).

Таким образом, даже с учетом действующей редакции п. 3 Постановления № 644[3] абоненты «нормируемой категории» должны соблюдать нормативы водоотведения органов местного самоуправления.

Разумеется, нормативы водоотведения по составу сточных вод, устанавливаем ые органами местного самоуправления, обязательны и для всех абонентов ЦСВ, не подпадающих под категорию «нормируемых».

Что изменится с 01.01.2019?

01.01.2019 со вступлением в силу Федерального закона № 225-ФЗ институт нормативов водоотведения будет установлен законодательно в незначительно измененном виде.

Так, с указанной даты Федеральный закон № 416-ФЗ будет дополнен положениями, регулирующими порядок установления и необходимость соблюдения нормативов состава сточных вод.

Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Тезисно изложим грядущие изменения:

1. Нормативы состава сточных вод будут разрабатываться в соответствии с порядком, предусмотренным правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

2. Нормативы состава сточных вод также будут устанавливаться органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

3. Нормативы состава сточных вод будут обязательны к соблюдению всеми абонентами ЦСВ, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации)), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

4. Нормативы состава сточных вод будут устанавливаться:

на основании НДС;

с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

При этом показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, будут рассчитываться в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] Указанная норма утрачивает актуальность, учитывая, что с 01.01.2019, с момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 225-ФЗ), институт нормативов допустимых сбросов (далее — НДС), устанавливаемых для объектов абонентов ЦСВ отдельной категории, упраздняется.

[3] 17.07.2018 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (regulation.gov.ru/projects#npa=82340), которым в числе прочего предлагается признать утратившим силу п. 3 Постановления № 644. 

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Соблюдение муниципальных нормативов водоотведения для абонентов: вчера, сегодня, завтра

 Муниципальные нормативы водоотведения по составу сточных вод долгое время выступали предметом непримиримых дискуссий. Очередной виток споров был связан со вступлением в силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644, Постановление № 644).

 

Правилами № 644 (вступили в силу 14.08.2013) был введен новый институт нормирования качества сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ), — требования к составу и свойствам сточных вод.

Со временем субъекты правоприменения смирились с тем, что качество сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, нормируется по двум направлениям:

охрана водных объектов при сбросе сточных вод через ЦСВ;

предотвращение негативного воздействия сточных вод на ЦСВ (инженерные сооружения).

 

Однако, несмотря на то что с момента утверждения Правил № 644 миновало 5 лет, нормативы водоотведения по составу сточных вод вызывают у некоторых абонентов ЦСВ предвзятое отношение.

Главным вопросом, связанным с обязательностью их соблюдения, остается вопрос: в каком нормативном правовом акте установлено такое требование?

На сегодняшний день таких документов два:

1) Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167);

2) Правила № 644.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 61 Правил № 167).

 

Извлечение
из Правил № 644

[…]
2. […]
[…]
«нормативы водоотведения по составу сточных вод»[1] — показатели состава сточных вод абонентов, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».
[…]
35. Абонент обязан:
[…]
и) соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, […] соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод […], а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований;
[…]

 

Итак, нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления. Такие нормативы установлены в большинстве муниципальных образований России.

Вопрос, вынесенный в заголовок настоящего материала, заключается в том, распространяются ли перечисленные нормы Правил № 167 на всех абонентов, или на отдельные категории абонентов они не распространяются?

Спорной нормой в данном вопросе до определенного момента являлся п. 3[2] Постановления № 644, которым установлено, что действие пп. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил № 167 и Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» с 01.01.2019 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены НДС в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ).

Таким образом, даже с учетом действующей редакции п. 3 Постановления № 644[3] абоненты «нормируемой категории» должны соблюдать нормативы водоотведения органов местного самоуправления.

Разумеется, нормативы водоотведения по составу сточных вод, устанавливаем ые органами местного самоуправления, обязательны и для всех абонентов ЦСВ, не подпадающих под категорию «нормируемых».

Что изменится с 01.01.2019?

01.01.2019 со вступлением в силу Федерального закона № 225-ФЗ институт нормативов водоотведения будет установлен законодательно в незначительно измененном виде.

Так, с указанной даты Федеральный закон № 416-ФЗ будет дополнен положениями, регулирующими порядок установления и необходимость соблюдения нормативов состава сточных вод.

Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Тезисно изложим грядущие изменения:

1. Нормативы состава сточных вод будут разрабатываться в соответствии с порядком, предусмотренным правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

2. Нормативы состава сточных вод также будут устанавливаться органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

3. Нормативы состава сточных вод будут обязательны к соблюдению всеми абонентами ЦСВ, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации)), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

4. Нормативы состава сточных вод будут устанавливаться:

на основании НДС;

с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

При этом показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, будут рассчитываться в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] Указанная норма утрачивает актуальность, учитывая, что с 01.01.2019, с момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 225-ФЗ), институт нормативов допустимых сбросов (далее — НДС), устанавливаемых для объектов абонентов ЦСВ отдельной категории, упраздняется.

[3] 17.07.2018 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (regulation.gov.ru/projects#npa=82340), которым в числе прочего предлагается признать утратившим силу п. 3 Постановления № 644. 

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9, 2018.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам