НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Росприроднадзор разъясняет порядок внесения платы за НВОС
С 22 июля 2014 г. в Росприроднадзоре начала работу единая справочная служба. Проанализировав тематику наиболее часто задаваемых природопользователями вопросов, Росприроднадзор на своем официальном сайте http://rpn.gov.ru/node/9701 приводит дополнительные разъяснения законодательства в области внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Новый порядок ведения государственного кадастра отходов в действии
1 августа 2014 г., как и ожидалось, вступили в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» и Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». Кроме того, Приказом Ростехнадзора от 27.03.2014 № 125 был признан утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», а также Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 был утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов. Государственным органам и собственникам отходов был дан год на подготовку к грядущим изменениям, однако безболезненно адаптироваться к новому законодательству не получится ни у тех, ни у других.
ОХРАНА ЛЕСОВ, НЕДР И ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Последствия нахождения отходов на почве в пределах промышленной площадки предприятия
Не секрет, что геологическая система довольно восприимчива к воздействию внешних факторов: при изменении одного элемента данной системы меняется и другой. Эти перемены могут оказать негативное воздействие на другие системы, здоровье и среду обитания человека. Взаимоотношения в системе «земля — человек» непросты по своей сути. Урбанизация, строительство, производство, использование земель под промышленные площадки изменяют рельеф и даже микроклимат, не говоря уже о загрязнении, которое полностью выводит геологическую систему из устойчивого состояния.
ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Комментарии к Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, последняя редакция которого вышла в 2012 г., является одним из самых популярных и необходимых документов для современного эколога-разработчика, ведь в нем рассматриваются многие аспекты воздухоохранной деятельности. Так, в нем содержатся рекомендации по проведению инвентаризации источников выбросов, информация о расчетных методах определения выбросов, сведения о нормировании и контроле выбросов, а также краткое руководство по проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и применению технических (технологических) нормативов выбросов. Комментарии к данному Пособию, основанные на собственном опыте автора, ищите в статье.
ПЛАТА ЗА НВОС
Оптимизация и минимизация платежей за НВОС
В соответствии с принципами действующего российского законодательства негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в нашей стране является платным. Более того, платежи за НВОС ежегодно индексируются в соответствии с требованиями федеральных законов о годовых бюджетах Российской Федерации. Поэтому любой природопользователь, ежеквартально осуществляющий платежи за НВОС, будь то представитель малого бизнеса или крупное промышленное предприятие, рано или поздно задается вопросом оптимизации и минимизации этого вида платежей.
Кто платит, тот и заказывает музыку?
В начале текущего года природопользователи получили возможность познакомиться с развернутой правовой позицией Росприроднадзора, выраженной в письме от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади», по вопросу нормирования негативного воздействия на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ на рельеф местности и корреспондирующему вопросу внесения платы за указанный вид негативного воздействия. Настойчивость, с которой природоохранное ведомство подталкивает хозяйствующих субъектов к нарушению обязательных требований в области охраны окружающей среды, заслуживает внимательного изучения и анализа.
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Получение разрешений на выбросы от стационарных источников на территории Республики Крым во время действия переходного периода
В связи с действием переходного периода в Республике Крым природоохранное законодательство несколько отличается от законодательства, действующего на территории Российской Федерации. Так, Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.07.2014 № 202 был определен Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, который устанавливает единый механизм выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов в переходный период или до принятия соответствующих нормативных правовых актов Республики Крым.
ВОПРОС — ОТВЕТ
Что делать, если объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов?
Какие документы необходимо иметь предприятию, осуществляющему сброс сточных вод на поля фильтрации? Должно ли оно производить плату за негативное воздействие на окружающую среду?
Что представляют собой документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности, которые необходимо приложить к копиям паспортов и направить в Росприроднадзор согласно Постановлению Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» с 1 августа 2014 г.?
Зависит ли сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду от того, переданы ли отходы организации на использование/обезвреживание/размещение?
С каким повышающим коэффициентом необходимо производить плату за негативное воздействие на окружающую среду в случае возможного превышения пределов нормативов допустимых сбросов?
Является ли сортировка макулатуры обезвреживанием отходов?
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Производственный экологический контроль на предприятии
В рамках данной статьи нам хотелось бы остановиться на расширении предмета производственного экологического контроля (далее — ПЭК), вводимого Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статьи действующего законодательства. Кроме того, в материале вы найдете подробную информацию о том, какие сведения должны содержаться в Положении о ПЭК на предприятии.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Методы расчета нормативов образования отходов: метод расчета по материально-сырьевому балансу и расчетно-аналитический метод
В статье, опубликованной в августовском номере журнала, мы попытались дать нашим читателям рекомендации и советы по выбору методов расчета нормативов образования отходов. В настоящей статье мы расскажем о двух методах, применяемых только для расчета нормативов образования отходов производства, — методе расчета по материально-сырьевому балансу и расчетно-аналитическом методе, а в последующих материалах — об остальных методах расчета нормативов.