Отдаем журнал бесплатно!

Осторожно: ожидания не оправданы! Кто на самом деле обязан расплачиваться за ошибки отрасли при признании отходов бурения размещаемыми?

Добычу нефти и газа невозможно представить без бурения скважин, которое является главным этапом освоения месторождений (исключение: вязкие нефти, которые добываются шахтным способом).

1. Так есть ли законодательные пределы определения обязанностей бурового подрядчика по образованию и обращению с отходами бурения?

2. Как обеспечить надлежащую утилизацию отходов бурения, чтобы деятельность по накоплению и утилизации отходов бурения не могла быть истолкована контрольно-надзорными органами как их несанкционированное размещение?

3. Возможно ли определить и распределить обязанности, чтобы митигировать риски в отрасли по доначислению платы за НВОС за размещение отходов бурения?

Ведь эти вопросы принципиальны для всей природоохранной субвертикали нефтегазовой отрасли, т.е. каждого недропользователя, бурового подрядчика, а также привлекаемых проектировщиков и утилизаторов отходов бурения! Значит, нужна стратегия, значит, — время четко определить тактику и следовать ей…

 

Разработанные в 2000-х годах корпоративные стратегии о наделении буровых подрядчиков статусом «образователь отходов бурения» безнадежно устарели… Как будто слышу недоуменное и скептическое: «И почему же?!»…

Вот как раз и хочу поделиться своими мыслями по этой теме в статье.

 

И, коллеги, не стоит возражать, мотивируя свою позицию Постановлением № 5-П[1] (просто дочитайте его до конца, с особым мнением судьи КС РФ К.В. Арановского, чтобы понять истинный конституционно-правовой смысл)…

Правда, спорить уже нет времени, надо работать.

Нагрузка на отрасль с учетом политической конъюнктуры сверхвысокая. Задача промышленных экологов — не допустить мультипликацию рисков: недропользователи должны быть стабильны и понятны своим подрядчикам; подрядчики, осуществляющие проектирование, бурение, утилизацию отходов бурения, должны быть компетентны, надежны и дисциплинированы. В этом секрет надзороустойчивости отрасли!

I. Об обязательствах образователей отходов

Хозяйствующие субъекты, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, определены лицами, обязанными выполнять ряд требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

Так, например, на лицо, являющееся образователем отходов, возложены обязанности по:

 

В продолжении темы «Загрязнитель платит», а кто именно загрязнитель? Существует многообразная судебная практика о привлечении к ответственности за вред почве: читайте об этом в августовском номере «ЭкоСпоров».


[1] Постановление Конституционного суда РФ от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью "Тополь"».

Д.М. Обухова, заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии, автор телеграм-канала Promecolog

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Осторожно: ожидания не оправданы! Кто на самом деле обязан расплачиваться за ошибки отрасли при признании отходов бурения размещаемыми?

Добычу нефти и газа невозможно представить без бурения скважин, которое является главным этапом освоения месторождений (исключение: вязкие нефти, которые добываются шахтным способом).

1. Так есть ли законодательные пределы определения обязанностей бурового подрядчика по образованию и обращению с отходами бурения?

2. Как обеспечить надлежащую утилизацию отходов бурения, чтобы деятельность по накоплению и утилизации отходов бурения не могла быть истолкована контрольно-надзорными органами как их несанкционированное размещение?

3. Возможно ли определить и распределить обязанности, чтобы митигировать риски в отрасли по доначислению платы за НВОС за размещение отходов бурения?

Ведь эти вопросы принципиальны для всей природоохранной субвертикали нефтегазовой отрасли, т.е. каждого недропользователя, бурового подрядчика, а также привлекаемых проектировщиков и утилизаторов отходов бурения! Значит, нужна стратегия, значит, — время четко определить тактику и следовать ей…

 

Разработанные в 2000-х годах корпоративные стратегии о наделении буровых подрядчиков статусом «образователь отходов бурения» безнадежно устарели… Как будто слышу недоуменное и скептическое: «И почему же?!»…

Вот как раз и хочу поделиться своими мыслями по этой теме в статье.

 

И, коллеги, не стоит возражать, мотивируя свою позицию Постановлением № 5-П[1] (просто дочитайте его до конца, с особым мнением судьи КС РФ К.В. Арановского, чтобы понять истинный конституционно-правовой смысл)…

Правда, спорить уже нет времени, надо работать.

Нагрузка на отрасль с учетом политической конъюнктуры сверхвысокая. Задача промышленных экологов — не допустить мультипликацию рисков: недропользователи должны быть стабильны и понятны своим подрядчикам; подрядчики, осуществляющие проектирование, бурение, утилизацию отходов бурения, должны быть компетентны, надежны и дисциплинированы. В этом секрет надзороустойчивости отрасли!

I. Об обязательствах образователей отходов

Хозяйствующие субъекты, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, определены лицами, обязанными выполнять ряд требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

Так, например, на лицо, являющееся образователем отходов, возложены обязанности по:

 

В продолжении темы «Загрязнитель платит», а кто именно загрязнитель? Существует многообразная судебная практика о привлечении к ответственности за вред почве: читайте об этом в августовском номере «ЭкоСпоров».


[1] Постановление Конституционного суда РФ от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью "Тополь"».

Д.М. Обухова, заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии, автор телеграм-канала Promecolog

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам