Отдаем журнал бесплатно!

6 советов экологу при заключении договора на обращение с отходами

Перед подписанием очередного договора на выполнение работ по обращению с отходами с потенциальным исполнителем в виде специализированной организации просмотреть его следует не только генеральному директору, специалисту по закупкам и юристу, но и экологу. Неучтенные условия в дальнейшем могут привести к претензиям со стороны Росприроднадзора, особенно когда речь идет об отчетности и о плате за НВОС[1].
В статье даны основанные на личной практике советы, которые рекомендуется учесть при заключении договоров на обращение с отходами. Эти советы следуют не только из собственных убеждений, но и из действующего законодательства (хотя и не указаны в нем прямым текстом).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ (п. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ[2]). Образователь отходов вправе самостоятельно осуществлять обращение с ними при наличии соответствующих разрешительных документов (например, лицензии на деятельность по обращению с отходами IIV классов опасности) и мощностей, однако действующее законодательство РФ предусматривает ограничения в отношении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и отходов I и II классов опасности (далее — ОПВК).

ТКО 

Согласно п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ[3] сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, и они не вправе отказать собственнику ТКО в заключении такого договора, если ТКО образуются в зоне их деятельности и места накопления находятся в зоне их деятельности (п. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ). Собственники ТКО в свою очередь обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ). Но юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (п. 6 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Если же юридическое лицо не попадает под исключение, т.е. у него во владении нет объекта размещения отходов, который расположен в границах земельного участка, на территории которого образуются его собственные ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются его собственные ТКО, то он обязан заключить договор с региональным оператором.

Случай из практики 1
Мне был задан вопрос о возможности перемещения (транспортирования) ТКО V класса опасности с одной площадки хозяйствующего субъекта на другую. Вопрос поднимался в связи с желанием упростить схему вывоза, мол, региональный оператор только бы с одной площадки забирал все ТКО.
Казалось бы, лицензия не нужна, действуют минимальные требования, что мешает? Мешает п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ, в котором сказано, что транспортирование ТКО обеспечивается также региональным оператором и закон не предусматривает исключений для отказа в заключении договора с региональным оператором по причине физической возможности транспортировать ТКО V класса опасности.

 

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержится в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 18.03.2021), в ней предусмотрены в т.ч. права и обязанности как регионального оператора, так и потребителя его услуг. При этом закон не ограничивает дополнение договора по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

ОПВК

С ОПВК дела обстоят немного иначе. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ОПВК осуществляет федеральный оператор по обращению с ОПВК самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ОПВК на основании договоров оказания услуг по обращению с ОПВК и в соответствии с федеральной схемой обращения с ОПВК (п. 2 ст. 14.1 Закона № 89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ОПВК с федеральным оператором; исключение — случай самостоятельного обращения с ОПВК, т.е. наличие в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения ОПВК (пп. 1, 3 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ). Так, если у хозяйствующего субъекта, образующего ОПВК, нет объектов обращения с ними, то он вынужден передавать эти отходы федеральному оператору.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363. Закон так же, как в отношении заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, не ограничивает в дополнении договора по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 2 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ). Как раз федеральный оператор по обращению с ОПВК (Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор») воспользовался данным правом, и сейчас при заключении договора с ним на площадке ФГИС ОПВК[4] мы видим сразу же дополнительное соглашение № 1, которое в т.ч. вносит изменения даже в формы заявок, актов и прочие формы.

В утвержденную форму типового договора на оказание услуг по обращению с ОПВК 01.09.2023 будут внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 24.03.2023 № 458. В большинстве своем данные изменения — это как раз то самое дополнительное соглашение из ФГИС ОПВК.

Обратите внимание: с региональным оператором договор должны заключать собственники ТКО, а с федеральным оператором — те, кто образовал ОПВК.

Советы 

Совет № 1: необходимо проверять потенциального подрядчика 

Переходя к обсуждению заключения договоров на обращение с отходами, не относящимися к ТКО и ОПВК, следует сказать, что здесь закон не диктует, с кем заключать договор, и не дает форму типового договора и формы закрывающих документов. Мы вольны выбирать из рынка тех подрядчиков, которые нам подходят по требованиям выполнения определенного перечня работ.

Сосредоточимся на главных аспектах, на которые должен обратить внимание эколог своим экологическим взглядом.

1. В первую очередь нужно определиться с видами отходов, от которых необходимо избавиться, в т.ч. разработать и утвердить соответствую документацию на выявленные виды отходов. Только в соответствии с таким перечнем отходов (Пример 1) мы можем двигаться дальше, например выбирать подрядчика.

Следует не забывать об еще одном ограничении со стороны закона в виде Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается[5]. Если какие-то образованные виды отходов входят в такой перечень, то для них не допускается захоронение, их можно только обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и хранить.

 

2. Если образуемые виды отходов относятся к III или IV классу опасности, то подрядная организация обязана иметь лицензию на деятельность по обращению с отходами IIV классов опасности на тот вид деятельности, в котором заинтересован отходообразователь.

Наличие самой лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности не единственное требование. Важно, чтобы в приложении к такой лицензии содержался соответствующий вид отхода (наличие полного совпадения по наименованию и коду ФККО) или соответствующая группа отходов, в которую согласно ФККО входит необходимый вид отхода, при этом в приложении к лицензии у этой группы должен быть указан тот класс опасности отхода, по которому необходимо осуществить обращение с отходом (Пример 2).

Далее разъяснили, где можно проверить наличие лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности. И расписали ещё 5 советов и обосновали их примерами из практики.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).

[4] Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (gisopvk.ru/login).

[5] Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р.


 

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

6 советов экологу при заключении договора на обращение с отходами

Перед подписанием очередного договора на выполнение работ по обращению с отходами с потенциальным исполнителем в виде специализированной организации просмотреть его следует не только генеральному директору, специалисту по закупкам и юристу, но и экологу. Неучтенные условия в дальнейшем могут привести к претензиям со стороны Росприроднадзора, особенно когда речь идет об отчетности и о плате за НВОС[1].
В статье даны основанные на личной практике советы, которые рекомендуется учесть при заключении договоров на обращение с отходами. Эти советы следуют не только из собственных убеждений, но и из действующего законодательства (хотя и не указаны в нем прямым текстом).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ (п. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ[2]). Образователь отходов вправе самостоятельно осуществлять обращение с ними при наличии соответствующих разрешительных документов (например, лицензии на деятельность по обращению с отходами IIV классов опасности) и мощностей, однако действующее законодательство РФ предусматривает ограничения в отношении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и отходов I и II классов опасности (далее — ОПВК).

ТКО 

Согласно п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ[3] сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, и они не вправе отказать собственнику ТКО в заключении такого договора, если ТКО образуются в зоне их деятельности и места накопления находятся в зоне их деятельности (п. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ). Собственники ТКО в свою очередь обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ). Но юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (п. 6 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Если же юридическое лицо не попадает под исключение, т.е. у него во владении нет объекта размещения отходов, который расположен в границах земельного участка, на территории которого образуются его собственные ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются его собственные ТКО, то он обязан заключить договор с региональным оператором.

Случай из практики 1
Мне был задан вопрос о возможности перемещения (транспортирования) ТКО V класса опасности с одной площадки хозяйствующего субъекта на другую. Вопрос поднимался в связи с желанием упростить схему вывоза, мол, региональный оператор только бы с одной площадки забирал все ТКО.
Казалось бы, лицензия не нужна, действуют минимальные требования, что мешает? Мешает п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ, в котором сказано, что транспортирование ТКО обеспечивается также региональным оператором и закон не предусматривает исключений для отказа в заключении договора с региональным оператором по причине физической возможности транспортировать ТКО V класса опасности.

 

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержится в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 18.03.2021), в ней предусмотрены в т.ч. права и обязанности как регионального оператора, так и потребителя его услуг. При этом закон не ограничивает дополнение договора по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

ОПВК

С ОПВК дела обстоят немного иначе. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ОПВК осуществляет федеральный оператор по обращению с ОПВК самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ОПВК на основании договоров оказания услуг по обращению с ОПВК и в соответствии с федеральной схемой обращения с ОПВК (п. 2 ст. 14.1 Закона № 89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ОПВК с федеральным оператором; исключение — случай самостоятельного обращения с ОПВК, т.е. наличие в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения ОПВК (пп. 1, 3 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ). Так, если у хозяйствующего субъекта, образующего ОПВК, нет объектов обращения с ними, то он вынужден передавать эти отходы федеральному оператору.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363. Закон так же, как в отношении заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, не ограничивает в дополнении договора по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 2 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ). Как раз федеральный оператор по обращению с ОПВК (Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор») воспользовался данным правом, и сейчас при заключении договора с ним на площадке ФГИС ОПВК[4] мы видим сразу же дополнительное соглашение № 1, которое в т.ч. вносит изменения даже в формы заявок, актов и прочие формы.

В утвержденную форму типового договора на оказание услуг по обращению с ОПВК 01.09.2023 будут внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 24.03.2023 № 458. В большинстве своем данные изменения — это как раз то самое дополнительное соглашение из ФГИС ОПВК.

Обратите внимание: с региональным оператором договор должны заключать собственники ТКО, а с федеральным оператором — те, кто образовал ОПВК.

Советы 

Совет № 1: необходимо проверять потенциального подрядчика 

Переходя к обсуждению заключения договоров на обращение с отходами, не относящимися к ТКО и ОПВК, следует сказать, что здесь закон не диктует, с кем заключать договор, и не дает форму типового договора и формы закрывающих документов. Мы вольны выбирать из рынка тех подрядчиков, которые нам подходят по требованиям выполнения определенного перечня работ.

Сосредоточимся на главных аспектах, на которые должен обратить внимание эколог своим экологическим взглядом.

1. В первую очередь нужно определиться с видами отходов, от которых необходимо избавиться, в т.ч. разработать и утвердить соответствую документацию на выявленные виды отходов. Только в соответствии с таким перечнем отходов (Пример 1) мы можем двигаться дальше, например выбирать подрядчика.

Следует не забывать об еще одном ограничении со стороны закона в виде Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается[5]. Если какие-то образованные виды отходов входят в такой перечень, то для них не допускается захоронение, их можно только обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и хранить.

 

2. Если образуемые виды отходов относятся к III или IV классу опасности, то подрядная организация обязана иметь лицензию на деятельность по обращению с отходами IIV классов опасности на тот вид деятельности, в котором заинтересован отходообразователь.

Наличие самой лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности не единственное требование. Важно, чтобы в приложении к такой лицензии содержался соответствующий вид отхода (наличие полного совпадения по наименованию и коду ФККО) или соответствующая группа отходов, в которую согласно ФККО входит необходимый вид отхода, при этом в приложении к лицензии у этой группы должен быть указан тот класс опасности отхода, по которому необходимо осуществить обращение с отходом (Пример 2).

Далее разъяснили, где можно проверить наличие лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности. И расписали ещё 5 советов и обосновали их примерами из практики.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).

[4] Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (gisopvk.ru/login).

[5] Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р.


 

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам