Отдаем журнал бесплатно!

Инвентаризация источников выбросов по новому приказу: опыт работы

Новый Порядок проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ вступил в силу 01.03.2022. За прошедшее с марта время многие экологи и разработчики успели поработать с новым порядком, в том числе и автор статьи. Обсуждаем историю вопроса с передвижными источниками выбросов и нынешнее состояние нормативно-правовой базы, а также инвентаризацию по новому приказу — уже с передвижными источниками.

История вопроса с передвижными источниками выбросов 

Проблема учета или неучета передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ) при оформлении воздухоохранной документации насчитывает уже много лет и никак не может завершиться. Собственно термин «передвижной источник» появился в законе еще в 2014 г. На тот момент все выбросы передвижных источников учитывались как выбросы стационарных источников, а именно стоянок и гаражей, они включались в расчет рассеивания и подлежали нормированию (тогда нормировались вообще все вещества и все источники выбросов).

Законодательством РФ в целом определены разные порядки нормирования стационарных и передвижных источников выбросов. Для передвижных источников предусмотрено техническое регулирование, которое реализуется через технические нормативы. Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.03.2022) были внесены изменения в термин «технический норматив»:

Словарь
Технический норматив выброса
— норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника (ст. 1 Закона № 96-ФЗ[1]).

 

Такие нормативы устанавливаются через технические регламенты. Нормативные требования к содержанию выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах от автотранспорта содержатся в Приложениях № 3 и 8 к принятому в РФ 01.01.2015 Техническом регламенту[2].

Транспортные средства и другие передвижные средства, согласно техническому регулированию, обязаны проходить регулярные проверки выбросов на соответствие требованиям Технического регламента, также запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы (ст. 17 Закона № 96-ФЗ). Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. После принятия Технического регламента был начат процесс по выведению передвижных источников из сферы экологического нормирования:

• исключение в 2015 г. из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) выбросов от передвижных источников;

письмо Росприроднадзора от 22.08.2017 ОД-03-01-32/18476 «О рассмотрении обращения» о том, что гаражи, если в них только хранится транспорт и нет других выбросов, а также открытая автостоянка нормированию не подлежат;

• изменения в федеральных законах и подзаконных актах, исключающие из инвентаризации и нормирования передвижные источники;

• принятие Порядка № 352[3] — порядка инвентаризации только для стационарных источников и т.д.

С середины 2018 г. в ряде регионов при проведении инвентаризации природопользователи перестали проводить учет гаражей и стоянок, одновременно в других регионах продолжали их включать в воздухоохранную документацию. Однако в целом процесс исключения передвижных источников из инвентаризации и нормирования шел в нужном направлении.

Нынешнее состояние нормативно-правовой базы 

В 2019 г. вышел Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», который имел целью проведение эксперимента по установлению квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в некоторых наиболее проблемных в этом плане регионах России. Однако неожиданно данный закон затронул вопрос выбросов от передвижных источников.

[4]

Передвижные источники добавлены в текст пп. 1 и 5 ст. 22 Закона № 96-ФЗ, тогда как в остальных пунктах речь все еще идет только об инвентаризации стационарных источников.

До 01.03.2022 действующим документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации источников выбросов для объектов НВОС, был Порядок № 352, который касался только стационарных источников выбросов.

Именно из-за этих разночтений после выхода закона и до вступления его в силу многие природопользователи задавались вопросом, нужно ли было переделывать тома инвентаризации источников выбросов, добавляя к ним передвижные. В связи с такой неопределенностью Национальная ассоциация природопользователей сделала запрос в Минприроды России с просьбой пояснить ситуацию, в ответ на который было получено письмо Минприроды России от 18.09.2019 № 12-47/22545 «О необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов»:

Из текста письма понятно, что корректировку с учетом передвижных ИЗАВ проводить было необходимо. Многие природопользователи после этих разъяснений стали переделывать тома инвентаризации, чтобы включить туда передвижные ИЗАВ, однако на тот момент не существовало порядка инвентаризации таких источников, поэтому их добавляли в качестве организованных стационарных (гаражи) или неорганизованных стационарных ИЗАВ (стоянки, внутренние проезды).

Стоит помнить, что нормативы предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ) и нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) устанавливаются только для стационарных источников. То же самое касается постановки на учет объектов НВОС, т.к. Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду[5], и Приказ № 554[6], содержащий форму заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, включают сведения только о стационарных источниках выбросов. Производственный экологический контроль на источниках выбросов, который регламентируется Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля[7], в части атмосферного воздуха представляет собой контроль выбросов на стационарных источниках выбросов (раздел 9.1 программы производственного экологического контроля).

Инвентаризация по новому приказу — уже с передвижными 

Новый порядок проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ — Порядок № 871[8], который расставил точки над «i», вступил в силу 01.03.2022, заменив старый Порядок № 352. За прошедшее с марта время многие экологи и разработчики успели поработать с новым порядком, в том числе и автор статьи. Далее сосредоточимся на нововведениях Порядка № 871 и практике его применения.


[1] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[2] Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятый Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09.12.2011 № 877.

[3] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019; утратил силу 01.03.2022).

[4] Здесь и далее выделено автором.

[5] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (в ред. от 20.04.2022; утрачивает силу 01.09.2022), Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (вступает в силу 01.09.2022).

[6] Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 27.09.2016).

[7] Утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (утрачивает силу 01.09.2022), Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (вступает в силу 01.09.2022).

[8] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Инвентаризация источников выбросов по новому приказу: опыт работы

Новый Порядок проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ вступил в силу 01.03.2022. За прошедшее с марта время многие экологи и разработчики успели поработать с новым порядком, в том числе и автор статьи. Обсуждаем историю вопроса с передвижными источниками выбросов и нынешнее состояние нормативно-правовой базы, а также инвентаризацию по новому приказу — уже с передвижными источниками.

История вопроса с передвижными источниками выбросов 

Проблема учета или неучета передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ) при оформлении воздухоохранной документации насчитывает уже много лет и никак не может завершиться. Собственно термин «передвижной источник» появился в законе еще в 2014 г. На тот момент все выбросы передвижных источников учитывались как выбросы стационарных источников, а именно стоянок и гаражей, они включались в расчет рассеивания и подлежали нормированию (тогда нормировались вообще все вещества и все источники выбросов).

Законодательством РФ в целом определены разные порядки нормирования стационарных и передвижных источников выбросов. Для передвижных источников предусмотрено техническое регулирование, которое реализуется через технические нормативы. Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.03.2022) были внесены изменения в термин «технический норматив»:

Словарь
Технический норматив выброса
— норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника (ст. 1 Закона № 96-ФЗ[1]).

 

Такие нормативы устанавливаются через технические регламенты. Нормативные требования к содержанию выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах от автотранспорта содержатся в Приложениях № 3 и 8 к принятому в РФ 01.01.2015 Техническом регламенту[2].

Транспортные средства и другие передвижные средства, согласно техническому регулированию, обязаны проходить регулярные проверки выбросов на соответствие требованиям Технического регламента, также запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы (ст. 17 Закона № 96-ФЗ). Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. После принятия Технического регламента был начат процесс по выведению передвижных источников из сферы экологического нормирования:

• исключение в 2015 г. из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) выбросов от передвижных источников;

письмо Росприроднадзора от 22.08.2017 ОД-03-01-32/18476 «О рассмотрении обращения» о том, что гаражи, если в них только хранится транспорт и нет других выбросов, а также открытая автостоянка нормированию не подлежат;

• изменения в федеральных законах и подзаконных актах, исключающие из инвентаризации и нормирования передвижные источники;

• принятие Порядка № 352[3] — порядка инвентаризации только для стационарных источников и т.д.

С середины 2018 г. в ряде регионов при проведении инвентаризации природопользователи перестали проводить учет гаражей и стоянок, одновременно в других регионах продолжали их включать в воздухоохранную документацию. Однако в целом процесс исключения передвижных источников из инвентаризации и нормирования шел в нужном направлении.

Нынешнее состояние нормативно-правовой базы 

В 2019 г. вышел Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», который имел целью проведение эксперимента по установлению квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в некоторых наиболее проблемных в этом плане регионах России. Однако неожиданно данный закон затронул вопрос выбросов от передвижных источников.

[4]

Передвижные источники добавлены в текст пп. 1 и 5 ст. 22 Закона № 96-ФЗ, тогда как в остальных пунктах речь все еще идет только об инвентаризации стационарных источников.

До 01.03.2022 действующим документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации источников выбросов для объектов НВОС, был Порядок № 352, который касался только стационарных источников выбросов.

Именно из-за этих разночтений после выхода закона и до вступления его в силу многие природопользователи задавались вопросом, нужно ли было переделывать тома инвентаризации источников выбросов, добавляя к ним передвижные. В связи с такой неопределенностью Национальная ассоциация природопользователей сделала запрос в Минприроды России с просьбой пояснить ситуацию, в ответ на который было получено письмо Минприроды России от 18.09.2019 № 12-47/22545 «О необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов»:

Из текста письма понятно, что корректировку с учетом передвижных ИЗАВ проводить было необходимо. Многие природопользователи после этих разъяснений стали переделывать тома инвентаризации, чтобы включить туда передвижные ИЗАВ, однако на тот момент не существовало порядка инвентаризации таких источников, поэтому их добавляли в качестве организованных стационарных (гаражи) или неорганизованных стационарных ИЗАВ (стоянки, внутренние проезды).

Стоит помнить, что нормативы предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ) и нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) устанавливаются только для стационарных источников. То же самое касается постановки на учет объектов НВОС, т.к. Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду[5], и Приказ № 554[6], содержащий форму заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, включают сведения только о стационарных источниках выбросов. Производственный экологический контроль на источниках выбросов, который регламентируется Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля[7], в части атмосферного воздуха представляет собой контроль выбросов на стационарных источниках выбросов (раздел 9.1 программы производственного экологического контроля).

Инвентаризация по новому приказу — уже с передвижными 

Новый порядок проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ — Порядок № 871[8], который расставил точки над «i», вступил в силу 01.03.2022, заменив старый Порядок № 352. За прошедшее с марта время многие экологи и разработчики успели поработать с новым порядком, в том числе и автор статьи. Далее сосредоточимся на нововведениях Порядка № 871 и практике его применения.


[1] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[2] Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятый Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09.12.2011 № 877.

[3] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019; утратил силу 01.03.2022).

[4] Здесь и далее выделено автором.

[5] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (в ред. от 20.04.2022; утрачивает силу 01.09.2022), Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (вступает в силу 01.09.2022).

[6] Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 27.09.2016).

[7] Утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (утрачивает силу 01.09.2022), Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (вступает в силу 01.09.2022).

[8] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам