Электронная версия журнала

Ограничение выбросов парниковых газов: как повлияет на деятельность предприятий?

«Справочник эколога» №8 2021 / Новое в законодательстве

Наконец опубликован Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (вступит в силу с 30.12.2021; далее — Федеральный закон № 296-ФЗ), разговоры о котором лидировали в информационной повестке последних месяцев. В статье рассмотрим, какие ограничения выбросов парниковых газов (далее — ПГ) установлены Федеральным законом № 296-ФЗ и планируемыми к выпуску подзаконными актами.

 

Федеральный закон № 296-ФЗ направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов ПГ. Поскольку закон рамочный, должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие.

Рассмотрим, как повлияет на деятельность хозяйствующих субъектов планируемое ограничение выбросов ПГ.

Перечень парниковых газов

Федеральный закон № 296-ФЗ дает следующее определение парниковым газам: ПГ — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают или переизлучают инфракрасное излучение.

 

Предлагается утвердить перечень ПГ, подлежащих учету на территории РФ:

• двуокись углерода (CO2);

• метан (CH4);

• закись азота (N2O);

• гидрофторуглероды (ГФУ);

• перфторуглероды (ПФУ);

• гексафторид серы (SF6);

• трифторид азота (NF3).

Регулируемые организации

Федеральный закон № 296-ФЗ также вводит понятие «регулируемые организации» — юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами ПГ в количестве, эквивалентном 150 тыс. т и более углекислого газа в год за период до 01.01.2024 (на 2022–2023 гг.), 50 тыс. т и более — после 01.01.2024.

Такая двухэтапная разбивка хозяйствующих субъектов по массе выбросов связана с тем, что информация о выбросах ПГ хозяйствующими субъектами практически отсутствует, имеются только экспертные оценки. В силу этого целесообразно на первом этапе определить регулируемые организации с массой выбросов парниковых газов 150 тыс. т углекислого газа в год, а затем, откорректировав законодательство, перейти к остальным значимым источникам выбросов ПГ.

Критерии отнесения к регулируемым организациям

Правительство РФ до 01.01.2022 должно утвердить критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям.

Критерием отнесения к регулируемым организациям станет осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем следующей хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 150 тыс. т углекислого газа в год и более (на 2022–2023 гг.):

 

№ п/п

Деятельность, сопровождаемая выбросами ПГ

1

Стационарное сжигание всех видов газообразного, жидкого и твердого топлива в котельных агрегатах, турбинах, печах, инсинераторах и других теплотехнических агрегатах, осуществляемое с целью выработки тепловой и (или) электрической энергии для собственных нужд организаций или отпуска потребителям, а также для осуществления иных технологических операций (за исключением сжигания биогаза, биомассы и продуктов ее переработки)

2

Сжигание на факельных установках природного газа, попутного нефтяного газа, шахтного метана и других углеводородных смесей от продувки скважин, дегазации и вентиляции угольных шахт, опорожнения и продувки технологического оборудования и трубопроводов, утилизации некондиционных углеводородных смесей, нейтрализации выбросов загрязняющих веществ и других технологических операций

3

Проведение технологических операций, осуществляемых при добыче, транспортировке, хранении и переработке нефти и природного газа, а также при добыче угля подземным способом (удаление технологических газов в атмосферу через свечи и дефлекторы (отведение, рассеивание, стравливание) без сжигания или каталитического окисления, продувки скважин, технологических трубопроводов, участков газопроводов, технологического оборудования; стравливание из технологического оборудования, из коммуникаций, участков газопроводов; вытеснение воздуха газом; выветривание (дегазация); пуски, остановки, изменение режимов работы газоперекачивающих агрегатов, а также дегазация сопутствующих газов из угольных пластов и вентиляция воздуха угольных шахт)

4

Промышленные процессы, связанные с переработкой нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях (стационарное сжигание топлива, сжигание углеводородных смесей в факелах, каталитические процессы крекинга и риформинга, прокалка кокса и производство водорода, сжигание углеводородных смесей в факелах, производство нефтяного кокса и окисленных битумов, сероочистка)

5

Производство кокса (сжигание топлива в печах коксования, окисление углерода кокса и коксующихся углей, сжигание сопутствующих продуктов производства кокса)

6

Кальцинация (высокотемпературное разложение) карбонатного сырья при производстве цемента, получении клинкера (включая использование углеродсодержащих некарбонатных материалов при производстве клинкера), извести, а также при производстве керамических изделий (кирпичей, кровельной черепицы, глазурованных керамических труб, огнеупорных и керамзитовых изделий, напольной и стеновой плитки, столовых и декоративных предметов (бытовая керамика), керамической сантехники, технической керамики и неорганических абразивных материалов со связующим)

7

Высокотемпературное расплавление карбонатов щелочных и щелочноземельных элементов при производстве всех типов стекла, включая тарное стекло, листового стекла, стекловолокна и стеклянной (минеральной) ваты (код ОКВЭД 2 — 23.1 «Производство стекла и изделий из стекла»)

8

Паровой риформинг газообразного углеродсодержащего сырья или частичное окисление жидкого или твердого углеродсодержащего сырья при производстве аммиака, получении карбамида (мочевины), товарного углекислого газа или других химических веществ

9

Каталитическое окисление аммиака и проведение химических реакций с окислами азота при производстве азотной кислоты, капролактама, глиоксаля и глиоксиловой кислоты

10

Дожигание отходящих технологических газов и отходов производства в печах дожига и факельных установках, отведение технологических газов в атмосферу без сжигания, а также сжигание отходящих технологических газов, побочных продуктов и отходов производства для энергетических и технологических целей при получении метанола, этилена и пропилена, этилендихлорида, окиси этилена, акрилонитрила, сажи в нефтехимическом производстве

11

Производство хлордифторметана (ГХФУ-22, хладон-22) и элегаза (гексафторид серы)

12

Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве железорудных окатышей, агломерата, железа прямого восстановления, чугуна, стали и стального проката

13

Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве ферросплавов (феррохрома, ферромарганца, ферромолибдена, ферроникеля, ферросилиция, ферротитана, ферровольфрама, феррованадия, силикомарганца и других видов ферросплавов или металлического кремния)

14

Нарушение технологических параметров в электролизерах при использовании электролитического способа получения первичного алюминия, использование анодной массы и предварительно обожженных анодов в результате окисления углерода анодной массы и анодов в электролизерах, производство предварительно обожженных анодов и прокалке кокса в результате сжигания топлива

15

Неэнергетическое использование топлива (использование топлива в технологических процессах, не связанных с выработкой энергетических ресурсов), применение восстановителей и карбонатных материалов в технологических процессах при производстве кальцинированной соды, водорода, свинца, цинка, целлюлозно-бумажное производство

16

Сжигание ископаемого топлива авиационным или железнодорожным транспортом: в результате потребления авиационного топлива на всех типах воздушных судов (самолетов), используемых организациями для осуществления внутренних коммерческих авиационных перевозок, включая рейсы без коммерческой загрузки, регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, а также для осуществления внутрироссийских пассажирских и грузовых перевозок магистральным железнодорожным транспортом, а также вспомогательными установками и тепловозами

17

Ведение сельскохозяйственной деятельности, связанной с рисоводством и разведением крупного рогатого скота, овец, свиней и других домашних животных, а также птиц

 

Критерии будут действовать два года, а с 01.01.2024 будут введены критерии осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 50 тыс. т углекислого газа в год и более.

Отчет о выбросах парниковых газов

Регулируемые организации ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в Росприроднадзор отчет о выбросах ПГ в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством РФ. Росприроднадзор осуществляет проверку указанных отчетов и ведет реестр выбросов ПГ (государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах ПГ).

В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусмотрена ответственность за непредставление отчетов о выбросах ПГ (а также представление их не в полном объеме и (или) представление в них недостоверной информации), а именно наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от 100 до 150 тыс. руб.;

• на юридических лиц — от 200 тыс. до 1 млн руб.

Оценка выбросов парниковых газов

У хозяйствующих субъектов еще есть время для оценки фактических выбросов ПГ в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов ПГ.

 

Правовое регулирование

Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утверждены Приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300.

 

Методические указания и руководство касаются следующих отраслей промышленности:

• металлургия;

• нефтепереработка;

• прочие промышленные процессы;

• сжигание в факелах;

• сжигание топлива и производство материалов;

• транспорт.

В долгосрочной перспективе

Чтобы понять долгосрочные перспективы сокращения ПГ, необходимо обратиться к Указу Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», которым в целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения от 12.12.2015 Правительству РФ поручено:

а) обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов ПГ до 70 % относительно уровня 1990 г. с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ;

б) разработать с учетом особенностей отраслей экономики Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 г. и утвердить ее;

в) обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов ПГ, а также по увеличению поглощения таких газов.

 

Н.Д. Сорокин, заместитель генерального директора ООО «Фирма "Интеграл"», к.ф.-м.н.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.