Отдаем журнал бесплатно!

Выбросы в воздух: писать как есть или по Постановлению № 1316-р?

Поводом для написания этой статьи стал вопрос, возникший на одном предприятии при проведении инвентаризации выбросов: если выделяется «пыль мучная» (код 3721), можно ли так и написать в документации, несмотря на то что это вещество не нормируется (не входит в Перечень загрязняющих веществ № 1316-р[1]), или лучше заменить на «взвешенные вещества» (код 2902)?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно рассмотреть его комплексно как со стороны законодательных требований, так и со стороны мнения контролирующих органов и сложившейся практики.

Требования закона 

Посмотрим, что говорит закон о нормировании веществ.

Извлечение из Закона № 7-ФЗ[2]
Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

[…]
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду […].
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

 

Указанные в п. 6 ст. 22 Закона № 7-ФЗ «методы (методики) разработки нормативов допустимых выбросов» Методика разработки (расчета) и установления НДВ[3]. В ней утверждено, что предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ (Перечень загрязняющих веществ № 1316-р) для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Однако в Перечне загрязняющих веществ № 1316-р отсутствует довольно много обычных, часто встречающихся на предприятиях загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Например, в этом списке отсутствуют железа диоксид, пыль абразивная и в т.ч. пыль мучная, о которой идет речь в вопросе.

При этом в соответствии с п. 6 Порядка проведения инвентаризации № 871[4] при инвентаризации выбросов в т.ч. определяются показатели выбросов от стационарных и передвижных источников, устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух. При документировании данных о показателях выбросов следует указать наименование загрязняющего вещества, позволяющее идентифицировать его в Перечне загрязняющих веществ № 1316-р, а также в нормативных правовых актах Роспотребнадзора, которыми устанавливаются гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха (п. 25 Порядка проведения инвентаризации № 871).

Также следует помнить, что проект НДВ должен пройти обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре, при которой в первую очередь проверяется его соответствие санитарным нормам и правилам. Правила нормирования загрязняющих веществ не применимы к расчету рассеивания. Роспотребнадзор требует оценивать воздействие по всем выбрасываемым веществам независимо от перечня нормируемых показателей. В связи с этим в расчет рассеивания включаются все загрязняющие вещества, выбрасываемые источниками. Кроме того, в Методике разработки (расчета) и установления НДВ тоже говорится об этом:

25. На основе данных, указанных в пункте 13 настоящей методики, для каждого стационарного источника и для совокупности стационарных источников объекта ОНВ в отношении конкретных загрязняющих веществ и смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), определенных в соответствии с пунктами 21-24 настоящей методики, проводится расчет рассеивания каждого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, определяется зона влияния выбросов данного загрязняющего вещества, выявляются особенности распределения концентраций данного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в соответствии с Методами расчета рассеивания.

 

Далее разобрали мнение контролирующих органов и обсудили практику работы: на какие лагеря делятся природопользователи, какие обсуждения происходят на форумах, а также чего ждать от проекта изменений.


[1] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

[4] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Выбросы в воздух: писать как есть или по Постановлению № 1316-р?

Поводом для написания этой статьи стал вопрос, возникший на одном предприятии при проведении инвентаризации выбросов: если выделяется «пыль мучная» (код 3721), можно ли так и написать в документации, несмотря на то что это вещество не нормируется (не входит в Перечень загрязняющих веществ № 1316-р[1]), или лучше заменить на «взвешенные вещества» (код 2902)?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно рассмотреть его комплексно как со стороны законодательных требований, так и со стороны мнения контролирующих органов и сложившейся практики.

Требования закона 

Посмотрим, что говорит закон о нормировании веществ.

Извлечение из Закона № 7-ФЗ[2]
Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

[…]
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду […].
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

 

Указанные в п. 6 ст. 22 Закона № 7-ФЗ «методы (методики) разработки нормативов допустимых выбросов» Методика разработки (расчета) и установления НДВ[3]. В ней утверждено, что предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ (Перечень загрязняющих веществ № 1316-р) для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Однако в Перечне загрязняющих веществ № 1316-р отсутствует довольно много обычных, часто встречающихся на предприятиях загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Например, в этом списке отсутствуют железа диоксид, пыль абразивная и в т.ч. пыль мучная, о которой идет речь в вопросе.

При этом в соответствии с п. 6 Порядка проведения инвентаризации № 871[4] при инвентаризации выбросов в т.ч. определяются показатели выбросов от стационарных и передвижных источников, устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух. При документировании данных о показателях выбросов следует указать наименование загрязняющего вещества, позволяющее идентифицировать его в Перечне загрязняющих веществ № 1316-р, а также в нормативных правовых актах Роспотребнадзора, которыми устанавливаются гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха (п. 25 Порядка проведения инвентаризации № 871).

Также следует помнить, что проект НДВ должен пройти обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре, при которой в первую очередь проверяется его соответствие санитарным нормам и правилам. Правила нормирования загрязняющих веществ не применимы к расчету рассеивания. Роспотребнадзор требует оценивать воздействие по всем выбрасываемым веществам независимо от перечня нормируемых показателей. В связи с этим в расчет рассеивания включаются все загрязняющие вещества, выбрасываемые источниками. Кроме того, в Методике разработки (расчета) и установления НДВ тоже говорится об этом:

25. На основе данных, указанных в пункте 13 настоящей методики, для каждого стационарного источника и для совокупности стационарных источников объекта ОНВ в отношении конкретных загрязняющих веществ и смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), определенных в соответствии с пунктами 21-24 настоящей методики, проводится расчет рассеивания каждого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, определяется зона влияния выбросов данного загрязняющего вещества, выявляются особенности распределения концентраций данного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в соответствии с Методами расчета рассеивания.

 

Далее разобрали мнение контролирующих органов и обсудили практику работы: на какие лагеря делятся природопользователи, какие обсуждения происходят на форумах, а также чего ждать от проекта изменений.


[1] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

[4] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам