Отдаем журнал бесплатно!

Порядок выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Водопользование всегда славилось своей запутанной схемой исполнения требований законодательства и разделением полномочий между ведомствами. Попробуем разобраться с очередным порядком. Рассмотрим, кто и при каких случаях сможет получить разрешение на временные сбросы (далее — ВС), а также установить временно разрешенные сбросы с 01.09.2022 в соответствии с Правилами выдачи разрешения на временные сбросы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886 (далее — Правила № 886), срок действия которого составляет 6 лет.

Разрешение на ВС 

Кто может получить разрешение? 

Правила № 886 применимы для объектов, относящихся к объектам II и III категорий НВОС[1] и имеющих стационарный источник (или несколько источников) сбросов загрязняющих веществ. Если у объекта II категории НВОС имеется комплексное экологическое разрешение, оформлять разрешение на временно разрешенные сбросы не нужно.

Перечни загрязняющих веществ 

Временно разрешенные сбросы для объектов II категории НВОС устанавливаются в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 1316-р[2], который содержит 140 веществ.

Что касается объектов III категории НВОС, то здесь действует стандартное правило. Как и НДС[3] загрязняющих веществ, разрешение оформляется в отношении высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), включенных в Перечень № 1316-р.

Установление временно разрешенных сбросов 

Временно разрешенные сбросы устанавливаются:

• при невозможности соблюдения НДС объектами НВОС в период разработанного в соответствии со ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ[4] плана мероприятий по охране окружающей среды;

• невозможности соблюдения НДС технологически нормируемых веществ на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (исключение — аварийные сбросы);

• подаче заявки на продление действия разрешения на ВС — в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды, на период реализации указанного плана.

Для установления временно разрешенных сбросов необходимы:

• объемы (массы) сбросов загрязняющих веществ;

• максимальные значения концентраций загрязняющего вещества.

Исключение — период осуществления сброса в аварийных ситуациях.

Заявка на получение/продление/переоформление разрешения на ВС 

Заявку могут подать ЮЛ[5] или ИП[6], осуществляющие сброс сточных вод в водный объект. Форма заявки установлена Приложением № 1 к Правилам № 886. Также к заявке необходимо приложить следующие документы:

• копия плана мероприятий по охране окружающей среды;

• копии отчетов о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды (в случае наступления на день подачи заявки срока представления отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды);

• копии протоколов исследований сточных вод, выполненных лабораториями, имеющими соответствующую аккредитацию, при реализации программы производственного экологического контроля в соответствии с п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ  за последний календарный год, предшествующий дате подачи заявки;

расчеты НДС высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), включенных в Перечень № 1316-р, разработанные в соответствии со ст. 22 Закона № 7-ФЗ, для объектов III категории НВОС.

Рассмотрение заявки на получение/продление/переоформление разрешения на ВС происходит так:

1. ЮЛ или ИП (заявитель) подает заявку и прилагаемые к ней документы в уполномоченный орган (ранее разрешения на сбросы выдавал Росприроднадзор).

2. Уполномоченный орган регистрирует заявку в течение 2 рабочих дней со дня подачи.

3. Уполномоченный орган рассматривает пакет документов в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.

4. После проверки уполномоченный орган принимает решение о ее принятии к рассмотрению либо о возврате (с указанием причин) и уведомляет заявителя о принятом решении.

Основаниями для возврата заявки без рассмотрения являются неполнота или недостоверность сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах.

Выдача разрешения на ВС 

1. Уполномоченные органы рассматривают прилагаемые к заявке документы в течение 30 календарных дней со дня их регистрации.

2. После проверки уполномоченные органы принимают решение о выдаче разрешения на ВС либо об отказе в выдаче разрешения на ВС.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на ВС являются:

• несоответствие плана мероприятий по охране окружающей среды требованиям ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ;

• указание в качестве конечных показателей плана мероприятий по охране окружающей среды объема или массы сброса загрязняющих веществ, превышающих НДС;

• недостижение итоговых показателей плана мероприятий по охране окружающей среды, разработанного заявителем в отношении объектов, оказывающих НВОС, в отношении которых подана заявка на получение разрешения, по истечении срока реализации такого плана.

Разрешение на ВС оформляется по форме согласно Приложению № 2 к Правилам № 886. Документ может быть оформлен:


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[3] Нормативы допустимого сброса.

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[5] Юридическое лицо.

[6] Индивидуальный предприниматель.

К.Ю. Ощепкова, эксперт-эколог, сооснователь проекта «Экологиум»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Порядок выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Водопользование всегда славилось своей запутанной схемой исполнения требований законодательства и разделением полномочий между ведомствами. Попробуем разобраться с очередным порядком. Рассмотрим, кто и при каких случаях сможет получить разрешение на временные сбросы (далее — ВС), а также установить временно разрешенные сбросы с 01.09.2022 в соответствии с Правилами выдачи разрешения на временные сбросы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886 (далее — Правила № 886), срок действия которого составляет 6 лет.

Разрешение на ВС 

Кто может получить разрешение? 

Правила № 886 применимы для объектов, относящихся к объектам II и III категорий НВОС[1] и имеющих стационарный источник (или несколько источников) сбросов загрязняющих веществ. Если у объекта II категории НВОС имеется комплексное экологическое разрешение, оформлять разрешение на временно разрешенные сбросы не нужно.

Перечни загрязняющих веществ 

Временно разрешенные сбросы для объектов II категории НВОС устанавливаются в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 1316-р[2], который содержит 140 веществ.

Что касается объектов III категории НВОС, то здесь действует стандартное правило. Как и НДС[3] загрязняющих веществ, разрешение оформляется в отношении высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), включенных в Перечень № 1316-р.

Установление временно разрешенных сбросов 

Временно разрешенные сбросы устанавливаются:

• при невозможности соблюдения НДС объектами НВОС в период разработанного в соответствии со ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ[4] плана мероприятий по охране окружающей среды;

• невозможности соблюдения НДС технологически нормируемых веществ на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (исключение — аварийные сбросы);

• подаче заявки на продление действия разрешения на ВС — в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды, на период реализации указанного плана.

Для установления временно разрешенных сбросов необходимы:

• объемы (массы) сбросов загрязняющих веществ;

• максимальные значения концентраций загрязняющего вещества.

Исключение — период осуществления сброса в аварийных ситуациях.

Заявка на получение/продление/переоформление разрешения на ВС 

Заявку могут подать ЮЛ[5] или ИП[6], осуществляющие сброс сточных вод в водный объект. Форма заявки установлена Приложением № 1 к Правилам № 886. Также к заявке необходимо приложить следующие документы:

• копия плана мероприятий по охране окружающей среды;

• копии отчетов о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды (в случае наступления на день подачи заявки срока представления отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды);

• копии протоколов исследований сточных вод, выполненных лабораториями, имеющими соответствующую аккредитацию, при реализации программы производственного экологического контроля в соответствии с п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ  за последний календарный год, предшествующий дате подачи заявки;

расчеты НДС высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), включенных в Перечень № 1316-р, разработанные в соответствии со ст. 22 Закона № 7-ФЗ, для объектов III категории НВОС.

Рассмотрение заявки на получение/продление/переоформление разрешения на ВС происходит так:

1. ЮЛ или ИП (заявитель) подает заявку и прилагаемые к ней документы в уполномоченный орган (ранее разрешения на сбросы выдавал Росприроднадзор).

2. Уполномоченный орган регистрирует заявку в течение 2 рабочих дней со дня подачи.

3. Уполномоченный орган рассматривает пакет документов в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.

4. После проверки уполномоченный орган принимает решение о ее принятии к рассмотрению либо о возврате (с указанием причин) и уведомляет заявителя о принятом решении.

Основаниями для возврата заявки без рассмотрения являются неполнота или недостоверность сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах.

Выдача разрешения на ВС 

1. Уполномоченные органы рассматривают прилагаемые к заявке документы в течение 30 календарных дней со дня их регистрации.

2. После проверки уполномоченные органы принимают решение о выдаче разрешения на ВС либо об отказе в выдаче разрешения на ВС.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на ВС являются:

• несоответствие плана мероприятий по охране окружающей среды требованиям ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ;

• указание в качестве конечных показателей плана мероприятий по охране окружающей среды объема или массы сброса загрязняющих веществ, превышающих НДС;

• недостижение итоговых показателей плана мероприятий по охране окружающей среды, разработанного заявителем в отношении объектов, оказывающих НВОС, в отношении которых подана заявка на получение разрешения, по истечении срока реализации такого плана.

Разрешение на ВС оформляется по форме согласно Приложению № 2 к Правилам № 886. Документ может быть оформлен:


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[3] Нормативы допустимого сброса.

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[5] Юридическое лицо.

[6] Индивидуальный предприниматель.

К.Ю. Ощепкова, эксперт-эколог, сооснователь проекта «Экологиум»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2022.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам