Электронная версия журнала

Реализация «мусорной реформы»: какие проблемы выявила судебная практика?

«Справочник эколога» №7 2019 / Судебная практика

01.01.2019 стартовала в полную силу «мусорная реформа», в соответствии с которой на территории субъектов Российской Федерации предусмотрена деятельность региональных операторов — гарантирующих поставщиков коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).

 

Во многих субъектах Российской Федерации региональные операторы начали исполнять свои обязанности еще в 2017 г.[1], поэтому на данный момент существует довольно обширная судебная практика, отражающая ход реализации «мусорной реформы», в т.ч. проблемы, связанные с введением института регионального оператора.

 

Справка

Новостная хроника:
14.01.2019 — по словам Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрия Кобылкина, более 70 субъектов работают в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в части оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО (утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы, определен норматив накопления ТКО и установлен тариф). При этом три субъекта (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) воспользовались своим правом «донастройки системы»[2];
25.02.2019 — в ходе совещания в Сколково Министр уточнил, что более 80 % субъектов перешли на новую модель управления, выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности, приступили к работе 196 региональных операторов[3];
12.04.2019 — в ходе совещания Президента Российской Федерации Владимира Путина с кабинетом министров по поводу «мусорной реформы» обозначены проблемные вопросы, главный из которых — завышенные тарифы на услугу регионального оператора и возмущение населения по данному поводу[4].

 

По результатам рассмотрения судебной практики можно выделить типичные проблемы, возникающие в ходе внедрения новой системы обращения с ТКО.

 

Проблема 1

Нормативные правовые акты, регулирующие вопрос присвоения статуса регионального оператора, не обладают достаточной точностью и не обеспечивают в полной мере прозрачность указанной процедуры

 

Проблема 2

В отдельных территориальных схемах, согласованных Росприроднадзором, отсутствуют корректные статистические данные, расчеты нормативов накопления отходов и др.

 

Проблема 3

Некоторые госорганы не соблюдают процедуру принятия территориальных схем (например, не проводят их общественное обсуждение)

 

Проблема 4

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Однако несоблюдение указанного требования не влечет существенные санкции

 

Рассмотрим указанные проблемы подробнее.

 


[1] qps.ru/u2QvN

[2] qps.ru/9hCe4

[3] qps.ru/vnSlT

[4] qps.ru/lS9fZ

А.А. Колб, юрист-эколог

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2019.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.