Отдаем журнал бесплатно!

Плата за негативное воздействие на ЦСВ: обязана ли организация ВКХ подтверждать свои расходы для взимания платы?

Вопросы взимания платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) являются едва ли не самыми спорными во взаимоотношениях между организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и абонентами ЦСВ. Условно они могут быть разделены на две группы: вопросы о правомерности взимания платы и вопросы о правильности исчисления ее размера.

 

Первая группа вопросов начинается с базисного несогласия абонентов с необходимостью внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, когда:

1) не доказан факт оказания сточными водами негативного воздействия на ЦСВ;

2) не подтверждены расходы организации ВКХ, возникшие в связи с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ.

Надо отметить, что практика правоприменения на сегодняшний день не отвечает надеждам абонентов ЦСВ, а исходит из двух принципов.

 

Принцип 1

Для расчета и взыскания платы за негативное воздействие на ЦСВ достаточно выявленного факта нарушения требований к составу и свойствам сточных вод, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 26.12.2016; далее — Правила ХВиВ).

 

Принцип 2

Организация ВКХ не обязана подтверждать (обосновывать, доказывать) расходы, понесенные в связи с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ, в т.ч. для цели взимания указанного вида платы.

 

Однако обо всем по порядку.

Напомним, что в соответствии с подп. «ж» п. 35 Правил ХВиВ абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в т.ч. вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены Правилами ХВиВ.

 

Одним из оснований исчисления и внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ является сброс сточных вод с нарушением (превышением) максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (далее — максимальные допустимые значения показателей и концентраций), предусмотренных приложением № 5 к Правилам ХВиВ.

 

СПРАВКА

До 01.01.2017 указанные максимальные допустимые значения показателей и концентраций фактически являлись разновидностью требований к составу и свойствам сточных вод и были установлены приложением № 3 к Правилам ХВиВ в предыдущей редакции.

 

Порядок расчета платы за негативное воздействие на ЦСВ определен в разд. VII Правил ХВиВ и предусматривает ряд математических формул, направленных на вычисление платы, в т.ч. в случае сброса абонентом сточных вод в ЦСВ с нарушением максимальных допустимых значений показателей и концентраций.

Исходными данными для расчета платы являются:

• максимальное допустимое значение показателя или концентрации;

• фактическое значение показателя или концентрации, превышающее максимальное допустимое значение показателя или концентрации;

• объем сточных вод, сброшенных в ЦСВ с нарушением требований в течение периода, за который производится расчет.

Откуда же берется мысль о том, что организация ВКХ для цели взыскания платы должна доказать наличие расходов, связанных с негативным воздействием на ЦСВ?

Подобные соображения напрашиваются после прочтения названия разд. VII и п. 118 Правил ХВиВ, открывающего указанный раздел:

 

Извлечение
из Правил ХВиВ

VII. Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

118. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать[1] организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
[…]

 

«Значит, — рассуждают абоненты ЦСВ, — для возникновения обязанности абонентов компенсировать организации ВКХ расходы, организация ВКХ сначала эти расходы должна понести, а иначе — что компенсируется?»

Тем не менее упоминание расходов организации ВКХ, связанных с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ, в дальнейшем описании порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на ЦСВ не встречается.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Плата за негативное воздействие на ЦСВ: обязана ли организация ВКХ подтверждать свои расходы для взимания платы?

Вопросы взимания платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) являются едва ли не самыми спорными во взаимоотношениях между организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и абонентами ЦСВ. Условно они могут быть разделены на две группы: вопросы о правомерности взимания платы и вопросы о правильности исчисления ее размера.

 

Первая группа вопросов начинается с базисного несогласия абонентов с необходимостью внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, когда:

1) не доказан факт оказания сточными водами негативного воздействия на ЦСВ;

2) не подтверждены расходы организации ВКХ, возникшие в связи с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ.

Надо отметить, что практика правоприменения на сегодняшний день не отвечает надеждам абонентов ЦСВ, а исходит из двух принципов.

 

Принцип 1

Для расчета и взыскания платы за негативное воздействие на ЦСВ достаточно выявленного факта нарушения требований к составу и свойствам сточных вод, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 26.12.2016; далее — Правила ХВиВ).

 

Принцип 2

Организация ВКХ не обязана подтверждать (обосновывать, доказывать) расходы, понесенные в связи с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ, в т.ч. для цели взимания указанного вида платы.

 

Однако обо всем по порядку.

Напомним, что в соответствии с подп. «ж» п. 35 Правил ХВиВ абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в т.ч. вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены Правилами ХВиВ.

 

Одним из оснований исчисления и внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ является сброс сточных вод с нарушением (превышением) максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (далее — максимальные допустимые значения показателей и концентраций), предусмотренных приложением № 5 к Правилам ХВиВ.

 

СПРАВКА

До 01.01.2017 указанные максимальные допустимые значения показателей и концентраций фактически являлись разновидностью требований к составу и свойствам сточных вод и были установлены приложением № 3 к Правилам ХВиВ в предыдущей редакции.

 

Порядок расчета платы за негативное воздействие на ЦСВ определен в разд. VII Правил ХВиВ и предусматривает ряд математических формул, направленных на вычисление платы, в т.ч. в случае сброса абонентом сточных вод в ЦСВ с нарушением максимальных допустимых значений показателей и концентраций.

Исходными данными для расчета платы являются:

• максимальное допустимое значение показателя или концентрации;

• фактическое значение показателя или концентрации, превышающее максимальное допустимое значение показателя или концентрации;

• объем сточных вод, сброшенных в ЦСВ с нарушением требований в течение периода, за который производится расчет.

Откуда же берется мысль о том, что организация ВКХ для цели взыскания платы должна доказать наличие расходов, связанных с негативным воздействием на ЦСВ?

Подобные соображения напрашиваются после прочтения названия разд. VII и п. 118 Правил ХВиВ, открывающего указанный раздел:

 

Извлечение
из Правил ХВиВ

VII. Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

118. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать[1] организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
[…]

 

«Значит, — рассуждают абоненты ЦСВ, — для возникновения обязанности абонентов компенсировать организации ВКХ расходы, организация ВКХ сначала эти расходы должна понести, а иначе — что компенсируется?»

Тем не менее упоминание расходов организации ВКХ, связанных с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ, в дальнейшем описании порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на ЦСВ не встречается.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2017.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам