Отдаем журнал бесплатно!

Блиц по теме «СЗЗ: основные изменения правового регулирования, правил установления и требований к собственникам объектов в 2023 году»

В апреле наш автор М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н., провела для читателей журнала вебинар «СЗЗ: основные изменения правового регулирования, правил установления и требований к собственникам объектов в 2023 году»[1]. На вебинаре автор рассмотрела волнующие темы, а в конце ответила на вопросы слушателей; в этом номере журнала начинаем публиковать наиболее интересные из них. Сейчас дали первую часть ответов на вопросы об установлении СЗЗ, в следующих номерах продолжим отвечать на вопросы об установлении СЗЗ и расскажем об учете выбросов загрязняющих веществ, исследованиях и измерениях.

Используемые сокращения
ВК РФ
— Водный кодекс РФ.
ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости.
Закон № 52-ФЗ — Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.11.2022). 
Закон № 342-ФЗ — Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021).
ЗОУИТ — зона с особыми условиями использования территорий.
ЗК РФ — Земельный кодекс РФ.
ЗСО — зона санитарной охраны.
Правила № 222 — Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
СанПиН 3.3686-21 — СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
СЗЗ — санитарно-защитная зона.
СЭЗ — санитарно-эпидемиологическое заключение.

Вопросы относительно требований установки СЗЗ для строительных площадок (объектов негативного воздействия на окружающую среду III категории):
1. В каких случаях требуется обязательное установление СЗЗ для строительной площадки?
2. Когда достаточно обоснования отсутствия необходимости установления СЗЗ (с подтверждением расчетами или без подтверждения расчетами)?

Стройплощадка — временный объект, его воздействие на окружающую среду и среду обитания ограничено нормативным сроком строительства. Выбросы носят непродолжительный характер и являются в основном неорганизованными, т.к. распределены и могут перемещаться по стройплощадке в период строительно-монтажных работ. Если по расчетам у вас при строительстве имеют место превышения 1,0 ПДК (0,8 ПДК) и (или) ПДУ, нужно разрабатывать мероприятия по их снижению.

В свое время Роспотребнадзор подготовил письмо от 28.11.2006 № 0100/12650-06-31 за подписью заместителя руководителя службы с разъяснениями ряда положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[2], в котором указано: «Для стадии производства строительных работ санитарно-защитная зона не устанавливается. В составе проекта ПОС[3] разрабатывается раздел "Защита от шума", "Охрана окружающей среды", а для объектов, которые могут быть размещены на стройплощадке и включены в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона устанавливается при разработке проекта обоснования СЗЗ».

Фраза из п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[4]: «Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств», на которую были преценденты ссылки экспертов, не означает, что именно на период строительства для стройплощадки объекта требуется разработка проекта СЗЗ, а обозначает лишь, что СЗЗ устанавливается при разработке проектов строительства (а не на период строительства).

Фраза в п. 1 Правил № 222: «СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека […], в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования» не означает, что именно на период строительства для стройплощадки объекта требуется установление СЗЗ, а обозначает лишь, что СЗЗ устанавливается при разработке проектов строительства (а не на период строительства).

Предусмотрена ли возможность установления проекта единой СЗЗ для промышленного узла (группы предприятий), например, индустриального парка, при отсутствии единого земельного участка с единым кадастровым номером?

Да, такая возможность предусмотрена. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная СЗЗ с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону (пп. 2.4 и 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Важно, что для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов) СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

СЗЗ могут устанавливаться для групп объектов (п. 3 Правил № 222). В этом случае заявление об установлении или изменении СЗЗ группы объектов необходимо направить одному заявителю, представив доверенности на подачу указанного заявления от каждого из объектов, для которых устанавливается единая СЗЗ.

Словарь
Промышленный узел
это:
• локализованное производственно-территориальное сочетание комплексного характера, сочетание промышленных предприятий, размещенных на относительно небольшой территории и объединенных между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения, общими системами инфрастуктуры, включая все виды производственного обслуживания (строительную базу, транспортные и энергетические сооружения, подсобные и вспомогательные производства, водоснабжение и т.д.);
группа предприятий различных отраслей промышленности, расположенных на одной промышленной площадке и объединенных общей, заранее подготовленной производственной инфраструктурой (операциональная категория в экономике строительства, градостроительстве и районной планировке).

Подобная практика в рыночных условиях ведет к отождествлению понятий промышленный узел и промышленный парк.

Для групп объектов (промышленных узлов) проект СЗЗ разрабатывается с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух, физического, биологического (при наличии) воздействия объектов, с учетом оценки риска для здоровья населения, т.е. в этом случае в данном разделе дается информации о наличии актуальных (действующих) проектах нормативов допустимых выбросов и т.д. всех предприятий из группы предприятий (письмо Роспотребнадзора от 02.04.2020 № 09-4488-2020-40 «О необходимости оформления решения об установлении СЗЗ»).

В каких случаях необходимо корректировать СЗЗ? Например, если мы провели новую инвентаризацию и количество выбросов увеличилось или уменьшилось на какое-то количество процентов, то нужно ли корректировать СЗЗ? Если есть проект СЗЗ (согласованный, решение об установлении СЗЗ есть) для проектируемого объекта, нужно ли повторно разрабатывать проект СЗЗ при введении в эксплуатацию?

В п. 9 Правил № 222 указаны следующие причины изменения СЗЗ:
• техническое перевооружение объекта;
• изменения технологий производства продукции;
• изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
• выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта превышения установленных гигиенических нормативов;
• выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта изменения такого воздействия объекта на среду обитания и здоровье человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ.

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Москве в 2004 г. письмом (а не бланком с голограммой) утвердил СЗЗ. Москомархитектуры в 2023 г. письмом нам подтвердил, что СЗЗ у нас установлена и отображена на карте градостроительного зонирования Москвы в соответствии с выданным на бланке письма СЭЗ. Но в ЕГРН она, естественно, официально не занесена. С тех пор у нас значительно уменьшились выбросы, поменялось название. Нам надо все начинать с нуля? Я так понимаю, до 2028 г. нам придется все заново делать, но в соответствии с п. 8.2 ст. 26 Закона № 342-ФЗ СЗЗ у нас считается установленной? Поэтому не до 2025, а до 2028 г.? Какие должны быть наши действия? И в какие сроки?

Вариант 1 — установить на кадастр границы СЗЗ, утвержденной в 2004 г. СЭЗ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Москве в виде письма. До 01.01.2028 правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 01.01.2025 установлена СЗЗ (в случае отсутствия сведений о таких СЗЗ в ЕГРН), должны направить в Росреестр документы, необходимые для внесения сведений о зоне в ЕГРН.

С одной стороны, согласно п. 1 ч. 8 ст. 26 Закона № 342-ФЗ окончательная СЗЗ вашего предприятия считается установленной до 01.01.2028, т.к. она установлена до 01.01.2025 решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.

С другой стороны, согласно п. 9 Закона № 342-ФЗ, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в ч. 8 ст. 26, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Вариант 2 — разработать и подать на санитарно-эпидемиологическую экспертизу до 01.10.2024 корректировку проекта СЗЗ или обоснование достаточности ранее утвержденной СЗЗ, если на объекте хозяйственной деятельности имели место техническое перевооружение объекта, изменения технологий производства продукции, изменение вида разрешенного использования или назначения объекта (п. 9 Правил № 222), а также были выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта превышения установленных гигиенических нормативов, или выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта изменения такого воздействия объекта на среду обитания и здоровье человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ.

Может ли третье лицо без нашего согласия сократить СЗЗ?

Да, такое возможно.

Подать заявление на сокращение границ и вывод своего участка из-под ограничений может собственник земли, даже если правообладатель объекта этим заниматься не планирует (п. 11 Правил № 222). Но такое заявление также потребует приложения надлежащих обоснований, в т.ч. результатами натурных исследований и измерений в течение года, свидетельствующих об отсутствии превышений гигиенических нормативов как на границе, так и на территории спорного участка.

Могут ли границы нашей СЗЗ быть нанесены на границу СЗЗ другого предприятия, нанесенной ранее?

Да, могут. Не могут пересекаться границы и накладываться земельные участки.

Как установить СЗЗ, если на территории есть водоохранная зона? Предприятие занимается транспортным бизнесом (автосервис, стоянка и т.д.).

В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13 и 14 ст. 105 ЗК РФ, п. 1 и 2 ст. 65 ВК РФ). В обеих действуют особые условия использования территорий.

Если промплощадка объекта расположена за пределами водоохранной зоны и обеспечено соблюдение норм ч. 15 ст. 65 ВК РФ или в пределах водоохранной зоны с соблюдением норм ч. 16 ст. 65 ВК РФ, то при установлении СЗЗ следует руководствоваться:
• общими нормами по установлению, изменению и прекращению действия ЗОУИТ согласно пп. 13–16, 18, 20, 21 ст. 106 ЗК РФ;
• нормами ч. 8–14, 16, 16.1–16.3, 17, 18 ст. 26 Закона № 342-ФЗ;
• Законом № 52-ФЗ;
• Правилами № 222;
• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границы ЗОУИТ могут пересекаться.


[2] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38, которое утратило силу 01.03.2008 на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74.

[3] Проект организации строительства, структура которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О содержании разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в ред. от 27.05.2022).

[4] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02. 2022 № 74.

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Блиц по теме «СЗЗ: основные изменения правового регулирования, правил установления и требований к собственникам объектов в 2023 году»

В апреле наш автор М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н., провела для читателей журнала вебинар «СЗЗ: основные изменения правового регулирования, правил установления и требований к собственникам объектов в 2023 году»[1]. На вебинаре автор рассмотрела волнующие темы, а в конце ответила на вопросы слушателей; в этом номере журнала начинаем публиковать наиболее интересные из них. Сейчас дали первую часть ответов на вопросы об установлении СЗЗ, в следующих номерах продолжим отвечать на вопросы об установлении СЗЗ и расскажем об учете выбросов загрязняющих веществ, исследованиях и измерениях.

Используемые сокращения
ВК РФ
— Водный кодекс РФ.
ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости.
Закон № 52-ФЗ — Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.11.2022). 
Закон № 342-ФЗ — Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021).
ЗОУИТ — зона с особыми условиями использования территорий.
ЗК РФ — Земельный кодекс РФ.
ЗСО — зона санитарной охраны.
Правила № 222 — Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
СанПиН 3.3686-21 — СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
СЗЗ — санитарно-защитная зона.
СЭЗ — санитарно-эпидемиологическое заключение.

Вопросы относительно требований установки СЗЗ для строительных площадок (объектов негативного воздействия на окружающую среду III категории):
1. В каких случаях требуется обязательное установление СЗЗ для строительной площадки?
2. Когда достаточно обоснования отсутствия необходимости установления СЗЗ (с подтверждением расчетами или без подтверждения расчетами)?

Стройплощадка — временный объект, его воздействие на окружающую среду и среду обитания ограничено нормативным сроком строительства. Выбросы носят непродолжительный характер и являются в основном неорганизованными, т.к. распределены и могут перемещаться по стройплощадке в период строительно-монтажных работ. Если по расчетам у вас при строительстве имеют место превышения 1,0 ПДК (0,8 ПДК) и (или) ПДУ, нужно разрабатывать мероприятия по их снижению.

В свое время Роспотребнадзор подготовил письмо от 28.11.2006 № 0100/12650-06-31 за подписью заместителя руководителя службы с разъяснениями ряда положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[2], в котором указано: «Для стадии производства строительных работ санитарно-защитная зона не устанавливается. В составе проекта ПОС[3] разрабатывается раздел "Защита от шума", "Охрана окружающей среды", а для объектов, которые могут быть размещены на стройплощадке и включены в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона устанавливается при разработке проекта обоснования СЗЗ».

Фраза из п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[4]: «Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств», на которую были преценденты ссылки экспертов, не означает, что именно на период строительства для стройплощадки объекта требуется разработка проекта СЗЗ, а обозначает лишь, что СЗЗ устанавливается при разработке проектов строительства (а не на период строительства).

Фраза в п. 1 Правил № 222: «СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека […], в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования» не означает, что именно на период строительства для стройплощадки объекта требуется установление СЗЗ, а обозначает лишь, что СЗЗ устанавливается при разработке проектов строительства (а не на период строительства).

Предусмотрена ли возможность установления проекта единой СЗЗ для промышленного узла (группы предприятий), например, индустриального парка, при отсутствии единого земельного участка с единым кадастровым номером?

Да, такая возможность предусмотрена. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная СЗЗ с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону (пп. 2.4 и 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Важно, что для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов) СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

СЗЗ могут устанавливаться для групп объектов (п. 3 Правил № 222). В этом случае заявление об установлении или изменении СЗЗ группы объектов необходимо направить одному заявителю, представив доверенности на подачу указанного заявления от каждого из объектов, для которых устанавливается единая СЗЗ.

Словарь
Промышленный узел
это:
• локализованное производственно-территориальное сочетание комплексного характера, сочетание промышленных предприятий, размещенных на относительно небольшой территории и объединенных между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения, общими системами инфрастуктуры, включая все виды производственного обслуживания (строительную базу, транспортные и энергетические сооружения, подсобные и вспомогательные производства, водоснабжение и т.д.);
группа предприятий различных отраслей промышленности, расположенных на одной промышленной площадке и объединенных общей, заранее подготовленной производственной инфраструктурой (операциональная категория в экономике строительства, градостроительстве и районной планировке).

Подобная практика в рыночных условиях ведет к отождествлению понятий промышленный узел и промышленный парк.

Для групп объектов (промышленных узлов) проект СЗЗ разрабатывается с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух, физического, биологического (при наличии) воздействия объектов, с учетом оценки риска для здоровья населения, т.е. в этом случае в данном разделе дается информации о наличии актуальных (действующих) проектах нормативов допустимых выбросов и т.д. всех предприятий из группы предприятий (письмо Роспотребнадзора от 02.04.2020 № 09-4488-2020-40 «О необходимости оформления решения об установлении СЗЗ»).

В каких случаях необходимо корректировать СЗЗ? Например, если мы провели новую инвентаризацию и количество выбросов увеличилось или уменьшилось на какое-то количество процентов, то нужно ли корректировать СЗЗ? Если есть проект СЗЗ (согласованный, решение об установлении СЗЗ есть) для проектируемого объекта, нужно ли повторно разрабатывать проект СЗЗ при введении в эксплуатацию?

В п. 9 Правил № 222 указаны следующие причины изменения СЗЗ:
• техническое перевооружение объекта;
• изменения технологий производства продукции;
• изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
• выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта превышения установленных гигиенических нормативов;
• выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта изменения такого воздействия объекта на среду обитания и здоровье человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ.

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Москве в 2004 г. письмом (а не бланком с голограммой) утвердил СЗЗ. Москомархитектуры в 2023 г. письмом нам подтвердил, что СЗЗ у нас установлена и отображена на карте градостроительного зонирования Москвы в соответствии с выданным на бланке письма СЭЗ. Но в ЕГРН она, естественно, официально не занесена. С тех пор у нас значительно уменьшились выбросы, поменялось название. Нам надо все начинать с нуля? Я так понимаю, до 2028 г. нам придется все заново делать, но в соответствии с п. 8.2 ст. 26 Закона № 342-ФЗ СЗЗ у нас считается установленной? Поэтому не до 2025, а до 2028 г.? Какие должны быть наши действия? И в какие сроки?

Вариант 1 — установить на кадастр границы СЗЗ, утвержденной в 2004 г. СЭЗ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Москве в виде письма. До 01.01.2028 правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 01.01.2025 установлена СЗЗ (в случае отсутствия сведений о таких СЗЗ в ЕГРН), должны направить в Росреестр документы, необходимые для внесения сведений о зоне в ЕГРН.

С одной стороны, согласно п. 1 ч. 8 ст. 26 Закона № 342-ФЗ окончательная СЗЗ вашего предприятия считается установленной до 01.01.2028, т.к. она установлена до 01.01.2025 решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.

С другой стороны, согласно п. 9 Закона № 342-ФЗ, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в ч. 8 ст. 26, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Вариант 2 — разработать и подать на санитарно-эпидемиологическую экспертизу до 01.10.2024 корректировку проекта СЗЗ или обоснование достаточности ранее утвержденной СЗЗ, если на объекте хозяйственной деятельности имели место техническое перевооружение объекта, изменения технологий производства продукции, изменение вида разрешенного использования или назначения объекта (п. 9 Правил № 222), а также были выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта превышения установленных гигиенических нормативов, или выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта изменения такого воздействия объекта на среду обитания и здоровье человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ.

Может ли третье лицо без нашего согласия сократить СЗЗ?

Да, такое возможно.

Подать заявление на сокращение границ и вывод своего участка из-под ограничений может собственник земли, даже если правообладатель объекта этим заниматься не планирует (п. 11 Правил № 222). Но такое заявление также потребует приложения надлежащих обоснований, в т.ч. результатами натурных исследований и измерений в течение года, свидетельствующих об отсутствии превышений гигиенических нормативов как на границе, так и на территории спорного участка.

Могут ли границы нашей СЗЗ быть нанесены на границу СЗЗ другого предприятия, нанесенной ранее?

Да, могут. Не могут пересекаться границы и накладываться земельные участки.

Как установить СЗЗ, если на территории есть водоохранная зона? Предприятие занимается транспортным бизнесом (автосервис, стоянка и т.д.).

В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13 и 14 ст. 105 ЗК РФ, п. 1 и 2 ст. 65 ВК РФ). В обеих действуют особые условия использования территорий.

Если промплощадка объекта расположена за пределами водоохранной зоны и обеспечено соблюдение норм ч. 15 ст. 65 ВК РФ или в пределах водоохранной зоны с соблюдением норм ч. 16 ст. 65 ВК РФ, то при установлении СЗЗ следует руководствоваться:
• общими нормами по установлению, изменению и прекращению действия ЗОУИТ согласно пп. 13–16, 18, 20, 21 ст. 106 ЗК РФ;
• нормами ч. 8–14, 16, 16.1–16.3, 17, 18 ст. 26 Закона № 342-ФЗ;
• Законом № 52-ФЗ;
• Правилами № 222;
• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границы ЗОУИТ могут пересекаться.


[2] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38, которое утратило силу 01.03.2008 на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74.

[3] Проект организации строительства, структура которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О содержании разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в ред. от 27.05.2022).

[4] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02. 2022 № 74.

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам