Отдаем журнал бесплатно!

«Старые» мероприятия в периоды НМУ не утратили актуальность?

В статье обсудим, нужно ли приводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) в соответствие с Требованиями № 811[1]?

После внесения изменений в п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ[2] требования к выбросам в периоды НМУ заключаются в обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, при получении прогнозов НМУ проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые (одновременно):

• соответствуют требованиям к таким мероприятиям, установленным Минприроды России;

• согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Начиная с 27.06.2020 (т.е. с момента внесения изменений в п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ) при получении прогнозов НМУ лица, имеющие источники выбросов, обязаны проводить такие мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые (одновременно):

• соответствуют Требованиям № 811;

• согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Означает ли это, что с 27.06.2020 необходимо проводить не просто согласованные с региональными органами мероприятия по уменьшению выбросов, но и убеждаться в том, что проводимые мероприятия также соответствуют Требованиям № 811?

Существуют примеры, когда на практике в качестве нарушений требований, установленных в п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ, начиная с 27.06.2020, рассматриваются (признаются) надзорными органами как непроведение согласованных мероприятий по уменьшению выбросов лицами, имеющими источники выбросов, при условии получения прогнозов НМУ, в принципе; так и проведение при получении прогнозов НМУ согласованных мероприятий по уменьшению выбросов, но не соответствующих Требованиям № 811.

Судебная практика 

Объяснимый интерес представляют примеры судебных решений по вопросу признания правомерности (неправомерности) подхода, рассматривающего в качестве нарушения действующего законодательства проведение лицом (при получении прогнозов НМУ) согласованных мероприятий по уменьшению выбросов, не соответствующих Требованиям № 811.

[3]

В рамках проверки установлено, что мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на объекте разработаны Обществом не в соответствии с Требованиями № 811.

По утверждению Общества, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ разработаны в соответствии с Порядком предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиями к составу и содержанию такой информации, порядком ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, которые утверждены Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

К сведению
Указанный порядок предоставления информации о НМУ, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам не содержит (и не должен содержать) требования к мероприятиям по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в НМУ.

Разработанные Обществом мероприятия согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в июне 2020 г.

Надзорный орган счел, что Общество должно было повторно разработать (и согласовать) указанные мероприятия уже в соответствии с Требованиями № 811, т.к.:

• мероприятия Обществом были разработаны и согласованы до вступления в силу Требований № 811;

• на момент проверки требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ установлены Требованиями № 811.

Надзорным органом выдано соответствующее предписание, которое Общество оспорило в суде.

Арбитражный суд согласился с хозяйствующим субъектом, связав отсутствие обязанности по «пересмотру мероприятий» с тем, что после согласования мероприятий на объекте Общества каких-либо изменений технологических процессов, сопровождаемых увеличением объемов и изменением состава выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, не произошло. Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, также остался неизменным.

Так, арбитражный суд указал, что Требования № 811 вступили в силу 27.06.2020.

Разработанные и согласованные органами исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия при НМУ могут корректироваться. После корректировки мероприятия при НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в рекомендуемый срок, указанный в п. 19 Требований № 811 (п. 20 Требований № 811).

Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25 % (п. 21 Требований № 811). При этом надзорный орган не представил доказательства наличия условий для корректировки мероприятий.

В результате суд заключил: ввиду отсутствия изменения технологических процессов, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника изменились более чем на 25 %, Общество правомерно руководствуется разработанными и согласованными ранее мероприятиями по уменьшению выбросов при НМУ.

Подход 

Таким образом, арбитражный суд фактически транслировал следующий подход: мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, разработанные и согласованные до 27.06.2020 (т.е. до вступления в силу Требований № 811), следует пересматривать и приводить в соответствие с Требованиями № 811 только в том случае, если:

1) мероприятия корректируются хозяйствующим субъектом в добровольном порядке (в согласованные мероприятия по каким-то причинам вносятся изменения);

2) возникли основания для корректировки мероприятий, предусмотренные п. 21 Требований № 811.

В случае если указанные обстоятельства не наступали, мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, разработанные и согласованные в соответствии с порядком, действовавшим на момент разработки и согласования таких мероприятий, приводить в соответствие с положениями Требований № 811 не требуется.

[4]

При проведении проверки государственный орган пришел к выводу о том, что в нарушение требований законодательства, в частности пп. 5, 8, 9–16 Требований № 811, план мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в период НМУ, утвержденный хозяйствующим субъектом в 2019 г., не соответствует установленным требованиям.

При этом надзорный орган настаивал на том, что у Общества имелась возможность разработать новые мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ в соответствии с законодательством. По убеждению государственного органа, наличие плана мероприятий при НМУ, утвержденного до вступления в силу Требований № 811, не освобождает от необходимости их соблюдения.

В частности, госорган отмечал, что в имеющихся у Общества мероприятиях отсутствуют сведения о проведении анализа результатов расчетов рассеивания выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, от источников выбросов, а также расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в т.ч. на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ.

Также Обществом не проведены:

• сравнения с предельно допустимыми концентрациями соответствующих загрязняющих веществ в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта негативного воздействия (далее – контрольные точки) при их расчетном увеличении на 20, 40 и 60 %;

• расчет и анализ для определения необходимости разработки мероприятий по снижению выбросов в период НМУ для 1, 2 и 3 степеней опасности в отношении источников выбросов и загрязняющих веществ в соответствии с Требованиями № 811;

• расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ с учетом снижения выбросов в контрольных точках в результате выполнения мероприятий при НМУ.

Надзорный орган указал при этом, что в соответствии со сведениями, содержащимися в имеющихся у Общества мероприятиях, невозможно оценить эффективность разработанных мероприятий и достижение снижения создаваемых выбросами источников приземных концентраций совместно с другими источниками для контрольных точек в соответствии со степенью НМУ. Таким образом, по мнению государственного органа, план мероприятий, разработанный Обществом в 2019 г., не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно Требованиям № 811, что является нарушением обязательных требований.

Арбитражный суд с такой позицией не согласился, сославшись на отсутствие оснований для корректировки мероприятий, ранее разработанных хозяйствующим субъектом:

Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25 %.

Суд отметил, что Общество имеет согласованные с органом исполнительной власти субъекта РФ мероприятия по уменьшению (сокращению выбросов) в период НМУ. Технология производства, объемы выпускаемых товаров и (или) состав выбросов не изменились. Следовательно, основания для изменения действующих мероприятий отсутствуют; вывод контролирующего органа о несоответствии законодательству плана мероприятий Общества является необоснованным.

При этом арбитражный суд подчеркнул, что в п. 21 Требований № 811, вступивших в силу 27.06.2020, установлены условия, при которых мероприятия при НМУ должны корректироваться.

Однако доказательств изменения на объекте Общества технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов более чем на 25 % госорганом в материалы дела не представлено.

Вывод

Мы рассмотрели два решения судов об отсутствии необходимости пересмотра мероприятий по уменьшению (сокращению) выбросов в периоды НМУ, разработанных и согласованных до вступления в силу Требований № 811.


[1] Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

[2] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[3] Постановление вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1 журнала).

[4] Постановление вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1 журнала).

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

«Старые» мероприятия в периоды НМУ не утратили актуальность?

В статье обсудим, нужно ли приводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) в соответствие с Требованиями № 811[1]?

После внесения изменений в п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ[2] требования к выбросам в периоды НМУ заключаются в обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, при получении прогнозов НМУ проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые (одновременно):

• соответствуют требованиям к таким мероприятиям, установленным Минприроды России;

• согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Начиная с 27.06.2020 (т.е. с момента внесения изменений в п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ) при получении прогнозов НМУ лица, имеющие источники выбросов, обязаны проводить такие мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые (одновременно):

• соответствуют Требованиям № 811;

• согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Означает ли это, что с 27.06.2020 необходимо проводить не просто согласованные с региональными органами мероприятия по уменьшению выбросов, но и убеждаться в том, что проводимые мероприятия также соответствуют Требованиям № 811?

Существуют примеры, когда на практике в качестве нарушений требований, установленных в п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ, начиная с 27.06.2020, рассматриваются (признаются) надзорными органами как непроведение согласованных мероприятий по уменьшению выбросов лицами, имеющими источники выбросов, при условии получения прогнозов НМУ, в принципе; так и проведение при получении прогнозов НМУ согласованных мероприятий по уменьшению выбросов, но не соответствующих Требованиям № 811.

Судебная практика 

Объяснимый интерес представляют примеры судебных решений по вопросу признания правомерности (неправомерности) подхода, рассматривающего в качестве нарушения действующего законодательства проведение лицом (при получении прогнозов НМУ) согласованных мероприятий по уменьшению выбросов, не соответствующих Требованиям № 811.

[3]

В рамках проверки установлено, что мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на объекте разработаны Обществом не в соответствии с Требованиями № 811.

По утверждению Общества, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ разработаны в соответствии с Порядком предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиями к составу и содержанию такой информации, порядком ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, которые утверждены Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

К сведению
Указанный порядок предоставления информации о НМУ, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам не содержит (и не должен содержать) требования к мероприятиям по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в НМУ.

Разработанные Обществом мероприятия согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в июне 2020 г.

Надзорный орган счел, что Общество должно было повторно разработать (и согласовать) указанные мероприятия уже в соответствии с Требованиями № 811, т.к.:

• мероприятия Обществом были разработаны и согласованы до вступления в силу Требований № 811;

• на момент проверки требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ установлены Требованиями № 811.

Надзорным органом выдано соответствующее предписание, которое Общество оспорило в суде.

Арбитражный суд согласился с хозяйствующим субъектом, связав отсутствие обязанности по «пересмотру мероприятий» с тем, что после согласования мероприятий на объекте Общества каких-либо изменений технологических процессов, сопровождаемых увеличением объемов и изменением состава выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, не произошло. Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, также остался неизменным.

Так, арбитражный суд указал, что Требования № 811 вступили в силу 27.06.2020.

Разработанные и согласованные органами исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия при НМУ могут корректироваться. После корректировки мероприятия при НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в рекомендуемый срок, указанный в п. 19 Требований № 811 (п. 20 Требований № 811).

Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25 % (п. 21 Требований № 811). При этом надзорный орган не представил доказательства наличия условий для корректировки мероприятий.

В результате суд заключил: ввиду отсутствия изменения технологических процессов, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника изменились более чем на 25 %, Общество правомерно руководствуется разработанными и согласованными ранее мероприятиями по уменьшению выбросов при НМУ.

Подход 

Таким образом, арбитражный суд фактически транслировал следующий подход: мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, разработанные и согласованные до 27.06.2020 (т.е. до вступления в силу Требований № 811), следует пересматривать и приводить в соответствие с Требованиями № 811 только в том случае, если:

1) мероприятия корректируются хозяйствующим субъектом в добровольном порядке (в согласованные мероприятия по каким-то причинам вносятся изменения);

2) возникли основания для корректировки мероприятий, предусмотренные п. 21 Требований № 811.

В случае если указанные обстоятельства не наступали, мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, разработанные и согласованные в соответствии с порядком, действовавшим на момент разработки и согласования таких мероприятий, приводить в соответствие с положениями Требований № 811 не требуется.

[4]

При проведении проверки государственный орган пришел к выводу о том, что в нарушение требований законодательства, в частности пп. 5, 8, 9–16 Требований № 811, план мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в период НМУ, утвержденный хозяйствующим субъектом в 2019 г., не соответствует установленным требованиям.

При этом надзорный орган настаивал на том, что у Общества имелась возможность разработать новые мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ в соответствии с законодательством. По убеждению государственного органа, наличие плана мероприятий при НМУ, утвержденного до вступления в силу Требований № 811, не освобождает от необходимости их соблюдения.

В частности, госорган отмечал, что в имеющихся у Общества мероприятиях отсутствуют сведения о проведении анализа результатов расчетов рассеивания выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, от источников выбросов, а также расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в т.ч. на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ.

Также Обществом не проведены:

• сравнения с предельно допустимыми концентрациями соответствующих загрязняющих веществ в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта негативного воздействия (далее – контрольные точки) при их расчетном увеличении на 20, 40 и 60 %;

• расчет и анализ для определения необходимости разработки мероприятий по снижению выбросов в период НМУ для 1, 2 и 3 степеней опасности в отношении источников выбросов и загрязняющих веществ в соответствии с Требованиями № 811;

• расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ с учетом снижения выбросов в контрольных точках в результате выполнения мероприятий при НМУ.

Надзорный орган указал при этом, что в соответствии со сведениями, содержащимися в имеющихся у Общества мероприятиях, невозможно оценить эффективность разработанных мероприятий и достижение снижения создаваемых выбросами источников приземных концентраций совместно с другими источниками для контрольных точек в соответствии со степенью НМУ. Таким образом, по мнению государственного органа, план мероприятий, разработанный Обществом в 2019 г., не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно Требованиям № 811, что является нарушением обязательных требований.

Арбитражный суд с такой позицией не согласился, сославшись на отсутствие оснований для корректировки мероприятий, ранее разработанных хозяйствующим субъектом:

Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25 %.

Суд отметил, что Общество имеет согласованные с органом исполнительной власти субъекта РФ мероприятия по уменьшению (сокращению выбросов) в период НМУ. Технология производства, объемы выпускаемых товаров и (или) состав выбросов не изменились. Следовательно, основания для изменения действующих мероприятий отсутствуют; вывод контролирующего органа о несоответствии законодательству плана мероприятий Общества является необоснованным.

При этом арбитражный суд подчеркнул, что в п. 21 Требований № 811, вступивших в силу 27.06.2020, установлены условия, при которых мероприятия при НМУ должны корректироваться.

Однако доказательств изменения на объекте Общества технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов более чем на 25 % госорганом в материалы дела не представлено.

Вывод

Мы рассмотрели два решения судов об отсутствии необходимости пересмотра мероприятий по уменьшению (сокращению) выбросов в периоды НМУ, разработанных и согласованных до вступления в силу Требований № 811.


[1] Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

[2] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[3] Постановление вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1 журнала).

[4] Постановление вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1 журнала).

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам