Электронная версия журнала

Раздельный сбор отходов на предприятии: правовые и практические аспекты

«Справочник эколога» №6 2020 / Обращение с отходами

Данная статья начинает серию материалов, освещающих современную инфраструктуру раздельного сбора отходов (далее — РСО) на предприятии. Речь пойдет исключительно о промышленных отходах; твердые коммунальные, строительные и медицинские отходы в данной статье мы не затрагиваем. Итак, зачем нужен РСО на предприятии и как его правильно организовать?

 

Для того чтобы сделать работу своего предприятия безупречной в части соблюдения требований в области обращения с отходами, эколог должен:

• иметь (своевременно получить) полный комплект легитимной первичной документации по обращению с отходами;

• знать объективную картину образования и вывоза всех видов отходов и тенденции ее изменения;

• осуществлять постоянную планомерную подготовку предприятия к возможным контрольно-надзорным мероприятиям (а не бросаться латать дыры в последний момент);

• уметь убедить руководство предприятия в необходимости инфраструктуры обращения с отходами, соответствующей природоохранным требованиям, и добиться ее организации;

• иметь возможность влиять на выбор подрядчиков по обращению с отходами, в т.ч. в рамках расширенной ответственности производителей.

 

Обратите внимание

Грамотно организованный РСО — важный элемент корпоративной культуры и безусловно необходимый элемент экологического стандарта предприятия, если такой разрабатывается как документ (что желательно) или функционирует неформализованно как позиционирование компании на рынке.

Нормативно-правовая база

Если рассматривать нормативно-правовую базу для организации мест первичного накопления промышленных отходов, прежде всего следует опираться на документы Росприроднадзора и Роспотребнадзора, а также на иные ведомственные акты, разработанные исходя из компетенции соответствующих органов власти. При этом фраза «нормативно-правовая база» произносится с определенной натяжкой, ибо трудно назвать базой те неполные и разрозненные документы, которые действуют в настоящее время.

Так, п. 4 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ[1] предусматривает, что при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Все определения, на которых базируется Федеральный закон № 89-ФЗ, легко увидеть в его ст. 1, из которой мы процитируем только определение понятия «объекты хранения отходов».

 

Словарь

Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

 

Однако требований к таким объектам закон не устанавливает; остается неясным, что может считаться специально оборудованными сооружениями, а что нет, и как должны обустраиваться такие сооружения. Здесь нам приходится обратиться к документам санитарно-эпидемиологического блока.

 

[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020).

В.М. Аленцин, заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, член Общественного совета Росприроднадзора, генеральный директор АО «Комбинат экологического обслуживания»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.