Отдаем журнал бесплатно!

Без вины виноватые, или Кто ответит за несанкционированное складирование на земельном участке брошенных отходов?

Для начала расставим точки над «i» в вопросе о неизбежности (необходимости) принятия владельцем земельного участка мер:

  • по недопущению несанкционированного складирования отходов на земельном участке (как самостоятельного, так и иными лицами);
  • по незамедлительному удалению отходов с земельного участка при их обнаружении.

 

Сразу подчеркнем (хотя это и является очевидным утверждением): удаление отходов со своего земельного участка путем их переноса на соседний недопустимо.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Обойти приведенное положение Федерального закона вы можете лишь под покровом ночи, четко понимая незаконность своих действий.

Однако вернемся с незаконного пути избавления от обнаруженных на земельном участке отходов на путь ответственного отношения к охране окружающей среды и обратимся к положениям земельного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

Самый главный вывод, который мы вынуждены сделать на основании действующих нормативных положений, звучит следующим образом: владелец земельного участка обязан обеспечить удаление с земельного участка брошенных отходов.

Так, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 23.05.2016; далее — ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Одновременно с этим согласно подп. 2 п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в частности, мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в т.ч. биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Таким образом, бремя содержания земельного участка возложено на его законного владельца. При этом к обязанностям как собственника земельного участка, так и иных лиц, использующих земельный участок, относится выполнение мероприятий по защите земель и почв от негативного воздействия.

Непринятие владельцем земельного участка мер по удалению брошенных отходов с принадлежащего ему земельного участка является земельным правонарушением.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Таким образом, владелец земельного участка, на котором брошены чужие отходы, обязан обеспечить их удаление с земельного участка с соблюдением требований к обращению с отходами.

Однако вопреки приведенным доводам владелец земельного участка может не считать себя лицом, ответственным за безопасное обращение с обнаруженными на данном участке отходами, которые были брошены неустановленными лицами, — такая позиция имеет право на существование, но влечет за собой неминуемые (в случае выявления административным органом) негативные правовые последствия. Какие именно? Давайте выясним.

А.В. Кретов, генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Без вины виноватые, или Кто ответит за несанкционированное складирование на земельном участке брошенных отходов?

Для начала расставим точки над «i» в вопросе о неизбежности (необходимости) принятия владельцем земельного участка мер:

  • по недопущению несанкционированного складирования отходов на земельном участке (как самостоятельного, так и иными лицами);
  • по незамедлительному удалению отходов с земельного участка при их обнаружении.

 

Сразу подчеркнем (хотя это и является очевидным утверждением): удаление отходов со своего земельного участка путем их переноса на соседний недопустимо.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Обойти приведенное положение Федерального закона вы можете лишь под покровом ночи, четко понимая незаконность своих действий.

Однако вернемся с незаконного пути избавления от обнаруженных на земельном участке отходов на путь ответственного отношения к охране окружающей среды и обратимся к положениям земельного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

Самый главный вывод, который мы вынуждены сделать на основании действующих нормативных положений, звучит следующим образом: владелец земельного участка обязан обеспечить удаление с земельного участка брошенных отходов.

Так, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 23.05.2016; далее — ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Одновременно с этим согласно подп. 2 п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в частности, мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в т.ч. биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Таким образом, бремя содержания земельного участка возложено на его законного владельца. При этом к обязанностям как собственника земельного участка, так и иных лиц, использующих земельный участок, относится выполнение мероприятий по защите земель и почв от негативного воздействия.

Непринятие владельцем земельного участка мер по удалению брошенных отходов с принадлежащего ему земельного участка является земельным правонарушением.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Таким образом, владелец земельного участка, на котором брошены чужие отходы, обязан обеспечить их удаление с земельного участка с соблюдением требований к обращению с отходами.

Однако вопреки приведенным доводам владелец земельного участка может не считать себя лицом, ответственным за безопасное обращение с обнаруженными на данном участке отходами, которые были брошены неустановленными лицами, — такая позиция имеет право на существование, но влечет за собой неминуемые (в случае выявления административным органом) негативные правовые последствия. Какие именно? Давайте выясним.

А.В. Кретов, генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2016.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам