Отдаем журнал бесплатно!

Содержание журнала «Справочник эколога» № 6 2014

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

В июньском номере журнала мы продолжаем анализировать изменения, которые были внесены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция), и выясняем, к каким последствиям привели данные изменения.

А.Г. Дудникова

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Подготовка материалов обоснования лицензии на обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 02.07.2013) осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности требует наличия лицензии, в то время как деятельность по сбору и использованию, а также транспортировке отходов уже не подлежит лицензированию. Функции лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности исполняют Росприроднадзор и его территориальные органы. Рассмотрим процедуру получения лицензии поэтапно.

М. Ламихова

 

Правовые проблемы обращения с отходами ЛПУ

Со второго полугодия 2009 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ) были выведены из сферы регулирования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако по прошествии 5 лет приходится констатировать, что правовое регулирование в рамках действующего законодательства области обращения с отходами ЛПУ (медицинскими отходами) по-прежнему является terra incognita.

В.В. Ульянов

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Как рассчитывать и осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду до того времени, пока на новой площадке не будет произведен официальный ввод в эксплуатацию производства (старая площадка при этом не будет функционировать)?

 

Необходимо ли организации, которая занимается приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов через автомобильные заправочные станции, осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности в поверхностном стоке (в водные объекты организация сброс не осуществляет)?

 

Какие разрешительные документы в области охраны окружающей среды необходимо получить предприятию для организации работы установки по сжиганию отходов, образующихся в ходе осуществления собственной деятельности предприятия?

 

Каким образом можно обжаловать постановление об административном правонарушении?

 

Должен ли код передаваемого на обезвреживание специализированной организации отхода по федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.2003), полностью совпадать с кодом отхода, указанным в лицензии специализированной организации?

 

ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

Установление охранных зон для водных объектов особого значения

В соответствии с действующим российским законодательством зонирование территорий, прилегающих к урезу воды различных водных объектов общего пользования, направлено на обеспечение свободного доступа граждан (береговая полоса) и предотвращение негативного воздействия на экологическую обстановку водоемов и водотоков (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, рыбоохранная зона). При экологическом проектировании ряд вопросов может вызвать установление размеров зон особого режима природопользования вблизи береговой линии некоторых водных объектов и ограничений деятельности в их границах.

М.Г. Рыжакова

 

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Расчет класса опасности отходов вручную: изучаем состав отхода

Напомним, что в апрельском номере журнала мы рассказывали о том, какие материалы и инструменты могут понадобиться специалисту для проведения расчета класса опасности отхода вручную — без использования специализированных программ. Статья из майского номера была посвящена общему алгоритму расчета. В настоящей статье мы с вами будем изучать данные о составе отхода.

Д. Афанасьев

 

Реорганизация юридического лица в форме присоединения: переоформление разрешительной природоохранной документации

Реорганизация юридического лица в форме присоединения — один из наиболее частых в гражданско-правовой практике вариантов фактической ликвидации юридического лица. Как показывает опыт, вопросу переоформления разрешительной документации в области охраны окружающей среды и природопользования как до, так и после проведения соответствующих процедур внимание уделяется с изрядным опозданием.

В. Алымова

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

Защита законных прав предприятий при осуществлении государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор является важнейшим инструментом государственного управления по обеспечению соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов и должен быть направлен на реализацию законных прав и интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако осуществление мероприятий по государственному надзору (в т.ч. в области охраны окружающей среды) не всегда приводит к тем результатам, на которые должен быть ориентирован государственный надзор, а лишь создает ничем не обоснованные проблемы в работе предприятий. Для совершенствования правового регулирования государственного надзора в Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, направленных на упорядочение его организации.

Ю.В. Бабина

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Хранение отработанного масла на складе горюче-смазочных материалов

Образование отходов, в т.ч. отработанных масел, неизбежно при работе предприятия, производстве, во всех сферах хозяйственной деятельности. Основной урон окружающей среде, в т.ч. атмосферному воздуху, водным ресурсам, почвенному покрову, флоре и фауне, наносят нефтепродукты, которые содержатся в отработанных маслах. В связи с этим на предприятии необходимо обеспечивать правильное хранение отработанных масел во избежание их негативного влияния на природную среду.

М. Тупицына

 

Инженерно-экологические изыскания: современная практика, особенности, проблемы

В статье будут рассмотрены современная практика и особенности проведения инженерно-экологических изысканий в Российской Федерации, а также приведены примеры выявления основных экологических ограничений (особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения, объекты культурного наследия, места обитания (произрастания) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красные книги Пермского края и Российской Федерации) при выполнении инженерно-экологических изысканий на территории Пермского края. Кроме того, будет определен круг проблемных вопросов в сфере инженерно-экологических изысканий.

А.А. Лукманов

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2014.

Отдаем журнал бесплатно!

Содержание журнала «Справочник эколога» № 6 2014

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

В июньском номере журнала мы продолжаем анализировать изменения, которые были внесены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция), и выясняем, к каким последствиям привели данные изменения.

А.Г. Дудникова

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Подготовка материалов обоснования лицензии на обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 02.07.2013) осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности требует наличия лицензии, в то время как деятельность по сбору и использованию, а также транспортировке отходов уже не подлежит лицензированию. Функции лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности исполняют Росприроднадзор и его территориальные органы. Рассмотрим процедуру получения лицензии поэтапно.

М. Ламихова

 

Правовые проблемы обращения с отходами ЛПУ

Со второго полугодия 2009 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ) были выведены из сферы регулирования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако по прошествии 5 лет приходится констатировать, что правовое регулирование в рамках действующего законодательства области обращения с отходами ЛПУ (медицинскими отходами) по-прежнему является terra incognita.

В.В. Ульянов

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Как рассчитывать и осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду до того времени, пока на новой площадке не будет произведен официальный ввод в эксплуатацию производства (старая площадка при этом не будет функционировать)?

 

Необходимо ли организации, которая занимается приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов через автомобильные заправочные станции, осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности в поверхностном стоке (в водные объекты организация сброс не осуществляет)?

 

Какие разрешительные документы в области охраны окружающей среды необходимо получить предприятию для организации работы установки по сжиганию отходов, образующихся в ходе осуществления собственной деятельности предприятия?

 

Каким образом можно обжаловать постановление об административном правонарушении?

 

Должен ли код передаваемого на обезвреживание специализированной организации отхода по федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.2003), полностью совпадать с кодом отхода, указанным в лицензии специализированной организации?

 

ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

Установление охранных зон для водных объектов особого значения

В соответствии с действующим российским законодательством зонирование территорий, прилегающих к урезу воды различных водных объектов общего пользования, направлено на обеспечение свободного доступа граждан (береговая полоса) и предотвращение негативного воздействия на экологическую обстановку водоемов и водотоков (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, рыбоохранная зона). При экологическом проектировании ряд вопросов может вызвать установление размеров зон особого режима природопользования вблизи береговой линии некоторых водных объектов и ограничений деятельности в их границах.

М.Г. Рыжакова

 

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Расчет класса опасности отходов вручную: изучаем состав отхода

Напомним, что в апрельском номере журнала мы рассказывали о том, какие материалы и инструменты могут понадобиться специалисту для проведения расчета класса опасности отхода вручную — без использования специализированных программ. Статья из майского номера была посвящена общему алгоритму расчета. В настоящей статье мы с вами будем изучать данные о составе отхода.

Д. Афанасьев

 

Реорганизация юридического лица в форме присоединения: переоформление разрешительной природоохранной документации

Реорганизация юридического лица в форме присоединения — один из наиболее частых в гражданско-правовой практике вариантов фактической ликвидации юридического лица. Как показывает опыт, вопросу переоформления разрешительной документации в области охраны окружающей среды и природопользования как до, так и после проведения соответствующих процедур внимание уделяется с изрядным опозданием.

В. Алымова

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

Защита законных прав предприятий при осуществлении государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор является важнейшим инструментом государственного управления по обеспечению соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов и должен быть направлен на реализацию законных прав и интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако осуществление мероприятий по государственному надзору (в т.ч. в области охраны окружающей среды) не всегда приводит к тем результатам, на которые должен быть ориентирован государственный надзор, а лишь создает ничем не обоснованные проблемы в работе предприятий. Для совершенствования правового регулирования государственного надзора в Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, направленных на упорядочение его организации.

Ю.В. Бабина

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Хранение отработанного масла на складе горюче-смазочных материалов

Образование отходов, в т.ч. отработанных масел, неизбежно при работе предприятия, производстве, во всех сферах хозяйственной деятельности. Основной урон окружающей среде, в т.ч. атмосферному воздуху, водным ресурсам, почвенному покрову, флоре и фауне, наносят нефтепродукты, которые содержатся в отработанных маслах. В связи с этим на предприятии необходимо обеспечивать правильное хранение отработанных масел во избежание их негативного влияния на природную среду.

М. Тупицына

 

Инженерно-экологические изыскания: современная практика, особенности, проблемы

В статье будут рассмотрены современная практика и особенности проведения инженерно-экологических изысканий в Российской Федерации, а также приведены примеры выявления основных экологических ограничений (особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения, объекты культурного наследия, места обитания (произрастания) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красные книги Пермского края и Российской Федерации) при выполнении инженерно-экологических изысканий на территории Пермского края. Кроме того, будет определен круг проблемных вопросов в сфере инженерно-экологических изысканий.

А.А. Лукманов

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2014.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам