Электронная версия журнала

Для чего эколог подделывает документы и чем ему это грозит?

«Справочник эколога» №6 2013 / Больная тема

Одно из самых частых нарушений, с которым сталкиваются контролирующие органы при проведении проверок и согласовании документации в области охраны окружающей среды, — это подделка документов и предоставление подложных данных. Давайте разберемся, к каким хитростям приходится прибегать экологам ради достижения положительного результата при рассмотрении природоохранной документации в уполномоченных государственных органах.

Подделка документов подразумевает изготовление подложных документов путем полной фальсификации документа или фальсификации отдельных его частей.

Подделка документов бывает двух видов.

1. Интеллектуальный подлог, когда документ по форме правилен, но содержит ложную информацию.

Так, зачастую эколог уменьшает количество автотранспорта, часы работы котельной в исходных данных для расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В этом случае корректно разработанная проектная документация основана на подложных данных и, соответственно, дает неверную оценку воздействия предприятия на окружающую среду.

2. Материальный подлог (с частичной или полной подделкой).

Иногда бывает, что документы о фактическом размещении отходов (акты приема-передачи) оформлены неверно. Исправить их зачастую непросто: может потребоваться дополнительная сверка объемов, повторное подписание также займет время, притом что необходимо успеть до установленного Росприроднадзором срока представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) и подтверждающих документов к нему. В этом случае эколог прибегает к частичной подделке: документ исправляется с помощью графических программ или подчистки документа чем-то острым (например, при помощи иголки стирается верхний слой бумаги и удаляются лишний текст или цифры).

В ситуации, когда необходимого документа просто нет в наличии, самые отчаянные экологи подделывают его полностью. Например, при разработке экологической документации зачастую нет времени ждать результатов лабораторных исследований отходов или физических факторов окружающей среды. В этом случае экологи прикладывают к проекту полностью подложные заключения аккредитованных лабораторий.

ЧТО ТОЛКАЕТ ЭКОЛОГОВ НА ПОДДЕЛКУ ДОКУМЕНТОВ?

Основная причина — это крайне сжатые сроки разработки и представления экологической документации на согласование в государственные органы.

Большие сложности возникают при оформлении отчетности малого и среднего предпринимательства, которая согласно п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (в ред. от 09.12.2010), представляется в территориальный отдел Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Оформить акты приема-передачи отходов за IV квартал прошедшего года практически нереально, т.к. первая неделя года нерабочая, а за оставшиеся дни произвести сверку объемов и подписать все необходимые документы организации часто не успевают.

Сроки представления разработанной экологической документации прописаны не только в законодательстве. Для разработчиков важнее уложиться в срок, прописанный в договоре с заказчиком.

Стандартный договор на оказание экологических услуг содержит пункт об обязательствах заказчика представить исходные данные в установленный срок, и неисполнение этого обязательства влечет пересмотр сроков исполнения услуг. В большинстве случаев эколог идет навстречу важному заказчику и самостоятельно готовит исходную документацию, прибегая к подлогу.

В качестве примера можно описать ситуацию, которая повторяется каждый квартал.

Расчет платы за НВОС согласно п. 3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (в ред. от 27.03.2008), должен быть представлен в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Таким образом, за двадцать (!) календарных дней месяца необходимо произвести сверку объемов, выставить бухгалтерские документы, произвести оплату, подписать акты выполненных работ. В первую неделю, следующую за отчетным кварталом, эколог, как правило, уже знает, какие количества отходов будут указаны в акте приема-передачи отходов, но оригиналы могут быть готовы намного позже 20 числа и причин тому масса — задержка в подписании из-за отсутствия лица, имеющего право подписи, удаленность офиса полигона и т.п.

Эколог стоит перед выбором: подделать подтверждающие документы о фактическом размещении отходов или вносить плату за размещение отходов с пятикратным повышающим коэффициентом, т.к. только так можно согласовать расчет платы за НВОС в территориальном отделе Росприроднадзора (если, конечно, согласовывать расчет платы лично, а не отправлять по почте).

Отдельный разговор — это подписание документов в бюджетных организациях, в которых данная процедура регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2012). На основании ч. 6.1 ст. 9 данного документа при исполнении контракта не допускается перемена исполнителя, за исключением случаев, если новый исполнитель является правопреемником исполнителя по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Это обстоятельство особенно усложнило жизнь экологам после вступления в силу Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», когда изменить форму договора на вывоз и размещение отходов необходимо было в середине года: требовалось заключить прямой договор с лицензированной организацией, размещающей или обезвреживающей отходы, либо трехсторонний договор между образователем, перевозчиком и получателем отходов.

Подписание договора, отвечающего требованиям экологического законодательства, с учетом выполнения требований вышеуказанного Федерального закона — вопрос нескольких месяцев, притом что при проведении документарной проверки во избежание штрафных санкций представить документы нужно в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса от контролирующих органов (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 12.11.2012)).

ЧТО ГРОЗИТ ЭКОЛОГУ ЗА ПОДДЕЛКУ ДОКУМЕНТОВ?

Следует отметить, что уголовно наказуема подделка только официальных документов и удостоверений.

Например, свидетельство о прохождении обучения по курсу «Экологическая безопасность в области обращения с опасными отходами» дает работнику право допуска к работам по обращению с отходами I–IV классов опасности (ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; в ред. от 28.07.2012). В случае подделки этого документа и попытке его использования эколог совершает преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Извлечение

из Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

[…]

К сожалению, в законодательстве не дано четкого определения понятия «официальный документ». Основной признак такого документа — это предоставление владельцу какого-либо права или освобождение от обязанности.

Не углубляясь в юридические термины, можно утверждать, что официальными документами является разрешительная документация, выданная государственным органом, а именно:

  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР);
  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разрешение на сброс сточных вод в водные объекты и т.п.

Предположим, что эколог указал подложные данные в проекте НООЛР, сдал на согласование в территориальный орган Росприроднадзора поддельный проект и получил лимиты на размещение отходов. Несоответствие проекта НООЛР фактической ситуации на предприятии может выявить проверка контролирующих органов, а наказание за подобное нарушение назначается на усмотрение инспектора: скорее всего, предприятие понесет административную ответственность и, конечно, получит предписание разработать новый проект НООЛР.

Административная ответственность предусмотрена ст. 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Извлечение

из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт

Подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

При рассмотрении сложившейся ситуации становится очевидно, что эколог в настоящее время находится в сложном положении. С одной стороны, получить полный или хотя бы достаточный перечень исходных данных в установленный срок от заказчика — задача практически невыполнимая, поэтому разрабатывать природоохранную документацию приходится подделывая документы и используя подложные данные. С другой стороны, нарушая закон, эколог рискует понести наказание согласно действующему законодательству.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. В связи с этим мы не теряем надежды на внесение позитивных изменений в законодательство. Возможно, изменения не только коснутся сроков представления документации на согласование, но и позволят решить уже сложившуюся проблему экологического законодательства, когда большинство требований распространяется на всех природопользователей, а нормы, изначально ограничивающие негативное воздействие промышленных предприятий, — и на непроизводственные организации.

Таким образом, для исполнения требований современного природоохранного законодательства организациям приходится прибегать к различным хитростям, в т.ч. и незаконным, таким как подделка документов. Но несовершенство законодательства не снимает ответственности за его нарушение. Коллеги, подделывая документы и представляя подложные данные, будьте готовы понести наказание согласно действующему законодательству. Оценивайте риск!

 

И.А. Высоцкая, инженер-эколог ООО «Актэко»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.