Отдаем журнал бесплатно!

Инертные отходы: без платы и паспортов

На сайте regulation.gov.ru размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее — законопроект), основные положения которого предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

 

Согласно пояснительной записке цель законопроекта — устранение избыточных требований при регулировании обращения с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых, образующихся при производстве вскрышных работ и проходке подземных горных выработок.

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) определение понятия «инертные отходы» — отходы, которые при их хранении не подвергаются физическим, химическим или биологическим преобразованиям, в т.ч. не подвергаются взаимодействию с кислородом воздуха и водой, не разлагаются, не горят, не преобразуются иным способом, который может привести к выделению загрязняющих окружающую среду веществ и оказать влияние на качество окружающей среды и здоровье человека.

В пояснительной записке разработчик указывает, что к таким отходам могут быть отнесены большинство отходов добычи и обогащения полезных ископаемых, образующихся при производстве вскрышных работ и проходке подземных горных выработок.

 

СПРАВКА

Термин «инертные отходы» не нов — ранее он использовался в утративших силу Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26.01.1993, ссылки на которые часто встречаются в судебной практике.
Согласно действующему ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» инертные отходы — отходы, существование которых не оказывает негативного воздействия на людей и окружающую среду.

 

Законопроектом предлагается выделить инертные отходы в отдельную группу видов отходов. При этом в отношении инертных отходов проведение паспортизации и установление нормативов их образования и лимитов на их размещение законопроектом не предусмотрено. Также инертные отходы исключены из классификации отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) и, соответственно, при их размещении плата за НВОС взиматься не будет.

На основании законопроекта инертные отходы, а также отходы производства черных металлов IV и V классов опасности можно будет использовать при ликвидации горных выработок.

Следует отметить, что согласно п. 7.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» использование инертных отходов уже допускается при засыпке карьеров и других искусственно созданных полостей.

При этом вопрос отнесения отходов к инертным не является праздным.

 

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Инертные отходы: без платы и паспортов

На сайте regulation.gov.ru размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее — законопроект), основные положения которого предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

 

Согласно пояснительной записке цель законопроекта — устранение избыточных требований при регулировании обращения с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых, образующихся при производстве вскрышных работ и проходке подземных горных выработок.

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) определение понятия «инертные отходы» — отходы, которые при их хранении не подвергаются физическим, химическим или биологическим преобразованиям, в т.ч. не подвергаются взаимодействию с кислородом воздуха и водой, не разлагаются, не горят, не преобразуются иным способом, который может привести к выделению загрязняющих окружающую среду веществ и оказать влияние на качество окружающей среды и здоровье человека.

В пояснительной записке разработчик указывает, что к таким отходам могут быть отнесены большинство отходов добычи и обогащения полезных ископаемых, образующихся при производстве вскрышных работ и проходке подземных горных выработок.

 

СПРАВКА

Термин «инертные отходы» не нов — ранее он использовался в утративших силу Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26.01.1993, ссылки на которые часто встречаются в судебной практике.
Согласно действующему ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» инертные отходы — отходы, существование которых не оказывает негативного воздействия на людей и окружающую среду.

 

Законопроектом предлагается выделить инертные отходы в отдельную группу видов отходов. При этом в отношении инертных отходов проведение паспортизации и установление нормативов их образования и лимитов на их размещение законопроектом не предусмотрено. Также инертные отходы исключены из классификации отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) и, соответственно, при их размещении плата за НВОС взиматься не будет.

На основании законопроекта инертные отходы, а также отходы производства черных металлов IV и V классов опасности можно будет использовать при ликвидации горных выработок.

Следует отметить, что согласно п. 7.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» использование инертных отходов уже допускается при засыпке карьеров и других искусственно созданных полостей.

При этом вопрос отнесения отходов к инертным не является праздным.

 

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам