Отдаем журнал бесплатно!

«Выбросы учтены, но не пронормированы». Рассматриваем возможные последствия

Является ли нарушением обязательных требований осуществление на объекте II категории выбросов, отраженных в отчете об инвентаризации, которые не указаны в декларации о воздействии на окружающую среду и для которых не утверждены нормативы допустимых выбросов?

Природоохранное законодательство, несмотря на его современные масштабы, содержит немало пустых мест — пробелов регулирования отдельных жизненных ситуаций, часто возникающих на практике и создающих сложности при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Одна из таких проблем — отсутствие буферного периода, в течение которого природопользователи могут осуществлять деятельность, сопровождаемую выбросами (не опасаясь быть признанными нарушителями) после изменения качественных характеристик таких выбросов до «актуализации» условной разрешительной природоохранной документации.

Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере.

Ситуация

Владельцу объекта НВОС II категории известно, что на его предприятии изменились качественные и/или количественные характеристики выбросов (произошли технологические изменения, внедрено новое оборудование, установки, введены в эксплуатацию стационарные источники выбросов).

Эти обстоятельства (все или некоторые) могут повлечь необходимость корректировки результатов ранее проведенной инвентаризации выбросов и, как следствие, переработки нормативов допустимых выбросов, внесения изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду.

Охрана атмосферного воздуха

Сложно спорить с тем, что утверждение новых результатов инвентаризации выбросов (внесение изменений в отчет о результатах инвентаризации или утверждение нового отчета) предшествует по объективным причинам актуализации природоохранной документации. При этом временной зазор может оказаться весьма внушительным, учитывая необходимость разработки нормативов допустимых выбросов на основе полученных данных, а также необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения в отношении разработанных нормативов допустимых выбросов (все эти работы занимают довольно продолжительное время и порой не поддаются сокращению).

В течение соответствующего периода времени (уже с момента возникновения обстоятельств, повлекших изменение характеристик выбросов) осуществляемые выбросы, очевидно, не соответствуют сведениям, указанным в декларации о воздействии на окружающую среду.

Составляет ли подобное стечение обстоятельств нарушение каких-либо обязательных требований?

Для того чтобы в этом разобраться, вычленим из законодательства ключевые требования к лицам, осуществляющим деятельность на объектах II категории, обязанности, связанные с разработкой, установлением/утверждением и непревышением нормативов допустимых выбросов.

Итак, законодательством предусмотрены требования:

1) о необходимости определения нормативов допустимых выбросов (расчетным путем, осуществления расчета, разработки таких нормативов) для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников;

2) о необходимости утверждения нормативов допустимых выбросов (предельно допустимых выбросов) в установленном порядке;

3) о необходимости приложения расчетов нормативов допустимых выбросов к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в уполномоченный орган в установленном порядке;

4) о необходимости указания в декларации о воздействии на окружающую среду величин выбросов;

5) о необходимости осуществления выбросов на основании декларации о воздействии на окружающую среду;

6) о необходимости изменения нормативов допустимых выбросов в предусмотренных случаях;

7) о недопустимости, по общему правилу, превышения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в т.ч. нормативов допустимых выбросов);

8) в случае превышения нормативов допустимых выбросов — о необходимости получения разрешения на временные выбросы.

Соответственно и перечень нарушений, связанных с нормированием выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности на объектах II категории, корреспондирует с приведенным перечнем обязательных требований.

 

В.А. Субботинская,
ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

«Выбросы учтены, но не пронормированы». Рассматриваем возможные последствия

Является ли нарушением обязательных требований осуществление на объекте II категории выбросов, отраженных в отчете об инвентаризации, которые не указаны в декларации о воздействии на окружающую среду и для которых не утверждены нормативы допустимых выбросов?

Природоохранное законодательство, несмотря на его современные масштабы, содержит немало пустых мест — пробелов регулирования отдельных жизненных ситуаций, часто возникающих на практике и создающих сложности при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Одна из таких проблем — отсутствие буферного периода, в течение которого природопользователи могут осуществлять деятельность, сопровождаемую выбросами (не опасаясь быть признанными нарушителями) после изменения качественных характеристик таких выбросов до «актуализации» условной разрешительной природоохранной документации.

Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере.

Ситуация

Владельцу объекта НВОС II категории известно, что на его предприятии изменились качественные и/или количественные характеристики выбросов (произошли технологические изменения, внедрено новое оборудование, установки, введены в эксплуатацию стационарные источники выбросов).

Эти обстоятельства (все или некоторые) могут повлечь необходимость корректировки результатов ранее проведенной инвентаризации выбросов и, как следствие, переработки нормативов допустимых выбросов, внесения изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду.

Охрана атмосферного воздуха

Сложно спорить с тем, что утверждение новых результатов инвентаризации выбросов (внесение изменений в отчет о результатах инвентаризации или утверждение нового отчета) предшествует по объективным причинам актуализации природоохранной документации. При этом временной зазор может оказаться весьма внушительным, учитывая необходимость разработки нормативов допустимых выбросов на основе полученных данных, а также необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения в отношении разработанных нормативов допустимых выбросов (все эти работы занимают довольно продолжительное время и порой не поддаются сокращению).

В течение соответствующего периода времени (уже с момента возникновения обстоятельств, повлекших изменение характеристик выбросов) осуществляемые выбросы, очевидно, не соответствуют сведениям, указанным в декларации о воздействии на окружающую среду.

Составляет ли подобное стечение обстоятельств нарушение каких-либо обязательных требований?

Для того чтобы в этом разобраться, вычленим из законодательства ключевые требования к лицам, осуществляющим деятельность на объектах II категории, обязанности, связанные с разработкой, установлением/утверждением и непревышением нормативов допустимых выбросов.

Итак, законодательством предусмотрены требования:

1) о необходимости определения нормативов допустимых выбросов (расчетным путем, осуществления расчета, разработки таких нормативов) для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников;

2) о необходимости утверждения нормативов допустимых выбросов (предельно допустимых выбросов) в установленном порядке;

3) о необходимости приложения расчетов нормативов допустимых выбросов к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в уполномоченный орган в установленном порядке;

4) о необходимости указания в декларации о воздействии на окружающую среду величин выбросов;

5) о необходимости осуществления выбросов на основании декларации о воздействии на окружающую среду;

6) о необходимости изменения нормативов допустимых выбросов в предусмотренных случаях;

7) о недопустимости, по общему правилу, превышения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в т.ч. нормативов допустимых выбросов);

8) в случае превышения нормативов допустимых выбросов — о необходимости получения разрешения на временные выбросы.

Соответственно и перечень нарушений, связанных с нормированием выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности на объектах II категории, корреспондирует с приведенным перечнем обязательных требований.

 

В.А. Субботинская,
ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2024.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам