Отдаем журнал бесплатно!

Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?

В декабре прошлого года был внесен ряд изменений в законодательство по экологической экспертизе. Что осталось прежним, а какие нормы подверглись значительной трансформации? Ответы на эти вопросы — в нашем материале.

Что осталось неизменным

В соответствии с Постановлением № 2269[1] в 2024 году сохраняют свое действие некоторые положения, регулирующие проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).

Во-первых, отметим, что возможность принятия решений об упрощении разрешительных процедур в отдельных сферах деятельности, куда входит и ГЭЭ, оставлена за госорганами, устанавливающими такие процедуры, и на 2024 год. Такие особенности установлены Постановлением № 579[2], действие которого также распространили и на 2024 год[3].

Кроме того, Постановлением № 2269 на 2024 год распространены следующие моменты:

• Возможность непроведения ГЭЭ проектной документации в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ, если такие изменения связаны с заменой предусмотренного проектной документацией оборудования и материалов на аналоги, имеющие идентичные технические характеристики, и не приводят к изменению качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов и (или) увеличению количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов.

• Срок действия положительного заключения ГЭЭ, истекшего до 31 декабря 2024 г., продлен до 31 декабря 2025 г. для случаев, если реализация объекта ГЭЭ осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение.

Что изменилось

Масштабные изменения в Федеральный закон № 174-ФЗ[4] внесены Федеральным законом № 673-ФЗ[5].

В частности, изменениям подверглись перечни объектов ГЭЭ, в большей степени объекты ГЭЭ федерального уровня.

Из них особый интерес представляет корректировка следующего объекта ГЭЭ:

проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.

В новой редакции этот пункт разбит на несколько:

12) проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы;

13) проекты технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду;

14) проекты технической документации на пестициды, агрохимикаты в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Возможно, таким образом законодатель пытается решить назревшую проблему ГЭЭ при лицензировании деятельности по обращению с отходами.

 

 

 

[1] Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 № 2269 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353».

[2] Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации».

[3] См. Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 № 2301 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 19.12.2023).

[5] Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"».

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»

А.А. Самохина,
начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?

В декабре прошлого года был внесен ряд изменений в законодательство по экологической экспертизе. Что осталось прежним, а какие нормы подверглись значительной трансформации? Ответы на эти вопросы — в нашем материале.

Что осталось неизменным

В соответствии с Постановлением № 2269[1] в 2024 году сохраняют свое действие некоторые положения, регулирующие проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).

Во-первых, отметим, что возможность принятия решений об упрощении разрешительных процедур в отдельных сферах деятельности, куда входит и ГЭЭ, оставлена за госорганами, устанавливающими такие процедуры, и на 2024 год. Такие особенности установлены Постановлением № 579[2], действие которого также распространили и на 2024 год[3].

Кроме того, Постановлением № 2269 на 2024 год распространены следующие моменты:

• Возможность непроведения ГЭЭ проектной документации в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ, если такие изменения связаны с заменой предусмотренного проектной документацией оборудования и материалов на аналоги, имеющие идентичные технические характеристики, и не приводят к изменению качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов и (или) увеличению количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов.

• Срок действия положительного заключения ГЭЭ, истекшего до 31 декабря 2024 г., продлен до 31 декабря 2025 г. для случаев, если реализация объекта ГЭЭ осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение.

Что изменилось

Масштабные изменения в Федеральный закон № 174-ФЗ[4] внесены Федеральным законом № 673-ФЗ[5].

В частности, изменениям подверглись перечни объектов ГЭЭ, в большей степени объекты ГЭЭ федерального уровня.

Из них особый интерес представляет корректировка следующего объекта ГЭЭ:

проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.

В новой редакции этот пункт разбит на несколько:

12) проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы;

13) проекты технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду;

14) проекты технической документации на пестициды, агрохимикаты в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Возможно, таким образом законодатель пытается решить назревшую проблему ГЭЭ при лицензировании деятельности по обращению с отходами.

 

 

 

[1] Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 № 2269 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353».

[2] Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации».

[3] См. Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 № 2301 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 19.12.2023).

[5] Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"».

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»

А.А. Самохина,
начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2024.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам