Отдаем журнал бесплатно!

Плата за размещение и (или) складирование побочных продуктов производства: как это будет с отчета за 2023 год

Несмотря на то что плата за новые виды НВОС[1] будет взиматься только начиная с отчета за 2023 г., в интересах каждого специалиста в области охраны окружающей среды тщательно подготовиться к следующему отчетному периоду заранее, чтобы не допустить ошибок.
Ключевые темы: новые платные виды НВОС и определение их плательщика; срок внесения платы за новые платные виды НВОС и особенности определения платежной базы; ставки платы, дополнительные коэффициенты при расчете платы за новые платные виды НВОС; определение администратора платы; декларация о плате за НВОС в обновленной форме.

Новые платные виды НВОС 

Закон № 268-ФЗ[2] вступил в силу 01.03.2023. Он внес изменения в том числе в Закон № 7-ФЗ[3] в части особенностей исчисления платы за НВОС в случае признания побочных продуктов производства[4] отходами. В частности, конкретизированы виды негативного воздействия, плательщик платы, особенности определения платежной базы, установление дополнительного коэффициента, особенности внесения самой платы и квартальных авансовых платежей, а также формирования декларации о плате за НВОС.

Так, с 01.03.2023 привычный всем п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ дополнен новыми платными видами НВОС и теперь в новой редакции выглядит следующим образом:

Извлечение из Закона № 7-ФЗ

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона.
[…]

 

Пункт 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ в новой редакции устанавливает случаи, когда ППП признаются отходами:
1) когда осуществлено размещение ППП на объектах размещения отходов;
2) когда ППП не использованы в собственном производстве либо не переданы другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к ППП.
Таким образом, взимание платы как за НВОС дополнительно устанавливается:
• за хранение ППП на объекте размещения отходов;
• захоронение ППП на объекте размещения отходов;
• складирование ППП по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к ППП.

Плательщик 

В случае признания ППП отходами хозяйствующий субъект, в результате деятельности которого образовались такие ППП, обязан исчислить и внести плату за НВОС в соответствии с требованиями Закона № 7-ФЗ.

В статью 16.1 Закона № 7-ФЗ внесен дополнительный п. 4, согласно которому плательщиками платы за НВОС при размещении ППП, признанных отходами, будут являться те хозяйствующие субъекты, которые при осуществлении своей деятельности образовали такие ППП.

Обратите внимание
Не собственник ППП, а именно их образователь будет являться плательщиком платы за НВОС при их размещении.

 

Следует отметить, что плательщик при складировании ППП, признанных отходами, Законом № 7-ФЗ напрямую не определен, но согласно будущей редакции Правил № 255[6] при размещении и (или) складировании ППП, признанных отходами, обязанными вносить плату лицами являются хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались такие ППП.

Таким образом, при складировании ППП сверх трехлетнего срока от даты их образования плательщиком за их складирование также будет являться их образователь.

Срок внесения платы 

Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами, является тот год, в котором такие ППП признаны отходами. Сама плата вносится также не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Так, по каждому виду негативного воздействия утверждается соответствующий код бюджетной классификации. По таким видам негативного воздействия, как размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами, предполагается утверждать отдельные коды бюджетной классификации.

Квартальные авансовые платежи 

Квартальные авансовые платежи не вносятся плательщиками платы за размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами.

Извлечение из Закона № 7-ФЗ

Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
[…]
5.1. Квартальные авансовые платежи в текущем отчетном периоде не вносятся лицами, указанными в пункте 4 статьи 16.1 настоящего Федерального закона.
[…]

 

Данное положение будет дополнительно продублировано в Правилах № 255.

Особенности определения платежной базы

В Правила № 255 01.09.2023 Постановлением Правительства РФ от 07.12.2022 № 2244 будут внесены изменения в части особенностей определения платежной базы при размещении и (или) складировании ППП, признанных отходами.

Так, согласно новой редакции Правил № 255 платежной базой в отношении ППП, признанных отходами, будет являться их объем или масса. Для расчета суммы платы за размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами, необходимо будет использовать новые формулы, содержащиеся в пп. 22.2 и 22.3 обновленных Правил № 255.

Далее разберемся с применением формул из пп. 22.2 и 22.3 обновленных Правил № 255 и последующим размещением ППП, признанных отходами. Также обсудим ставки и администратора платы, новую форму декларацию о плате за НВОС.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[4] Далее — ППП.

[6] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Изменения будут вноситься с 01.09.2023 на основании Постановления Правительства РФ от 07.12.2022 № 2244.


 

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Плата за размещение и (или) складирование побочных продуктов производства: как это будет с отчета за 2023 год

Несмотря на то что плата за новые виды НВОС[1] будет взиматься только начиная с отчета за 2023 г., в интересах каждого специалиста в области охраны окружающей среды тщательно подготовиться к следующему отчетному периоду заранее, чтобы не допустить ошибок.
Ключевые темы: новые платные виды НВОС и определение их плательщика; срок внесения платы за новые платные виды НВОС и особенности определения платежной базы; ставки платы, дополнительные коэффициенты при расчете платы за новые платные виды НВОС; определение администратора платы; декларация о плате за НВОС в обновленной форме.

Новые платные виды НВОС 

Закон № 268-ФЗ[2] вступил в силу 01.03.2023. Он внес изменения в том числе в Закон № 7-ФЗ[3] в части особенностей исчисления платы за НВОС в случае признания побочных продуктов производства[4] отходами. В частности, конкретизированы виды негативного воздействия, плательщик платы, особенности определения платежной базы, установление дополнительного коэффициента, особенности внесения самой платы и квартальных авансовых платежей, а также формирования декларации о плате за НВОС.

Так, с 01.03.2023 привычный всем п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ дополнен новыми платными видами НВОС и теперь в новой редакции выглядит следующим образом:

Извлечение из Закона № 7-ФЗ

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона.
[…]

 

Пункт 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ в новой редакции устанавливает случаи, когда ППП признаются отходами:
1) когда осуществлено размещение ППП на объектах размещения отходов;
2) когда ППП не использованы в собственном производстве либо не переданы другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к ППП.
Таким образом, взимание платы как за НВОС дополнительно устанавливается:
• за хранение ППП на объекте размещения отходов;
• захоронение ППП на объекте размещения отходов;
• складирование ППП по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к ППП.

Плательщик 

В случае признания ППП отходами хозяйствующий субъект, в результате деятельности которого образовались такие ППП, обязан исчислить и внести плату за НВОС в соответствии с требованиями Закона № 7-ФЗ.

В статью 16.1 Закона № 7-ФЗ внесен дополнительный п. 4, согласно которому плательщиками платы за НВОС при размещении ППП, признанных отходами, будут являться те хозяйствующие субъекты, которые при осуществлении своей деятельности образовали такие ППП.

Обратите внимание
Не собственник ППП, а именно их образователь будет являться плательщиком платы за НВОС при их размещении.

 

Следует отметить, что плательщик при складировании ППП, признанных отходами, Законом № 7-ФЗ напрямую не определен, но согласно будущей редакции Правил № 255[6] при размещении и (или) складировании ППП, признанных отходами, обязанными вносить плату лицами являются хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались такие ППП.

Таким образом, при складировании ППП сверх трехлетнего срока от даты их образования плательщиком за их складирование также будет являться их образователь.

Срок внесения платы 

Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами, является тот год, в котором такие ППП признаны отходами. Сама плата вносится также не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Так, по каждому виду негативного воздействия утверждается соответствующий код бюджетной классификации. По таким видам негативного воздействия, как размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами, предполагается утверждать отдельные коды бюджетной классификации.

Квартальные авансовые платежи 

Квартальные авансовые платежи не вносятся плательщиками платы за размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами.

Извлечение из Закона № 7-ФЗ

Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
[…]
5.1. Квартальные авансовые платежи в текущем отчетном периоде не вносятся лицами, указанными в пункте 4 статьи 16.1 настоящего Федерального закона.
[…]

 

Данное положение будет дополнительно продублировано в Правилах № 255.

Особенности определения платежной базы

В Правила № 255 01.09.2023 Постановлением Правительства РФ от 07.12.2022 № 2244 будут внесены изменения в части особенностей определения платежной базы при размещении и (или) складировании ППП, признанных отходами.

Так, согласно новой редакции Правил № 255 платежной базой в отношении ППП, признанных отходами, будет являться их объем или масса. Для расчета суммы платы за размещение и (или) складирование ППП, признанных отходами, необходимо будет использовать новые формулы, содержащиеся в пп. 22.2 и 22.3 обновленных Правил № 255.

Далее разберемся с применением формул из пп. 22.2 и 22.3 обновленных Правил № 255 и последующим размещением ППП, признанных отходами. Также обсудим ставки и администратора платы, новую форму декларацию о плате за НВОС.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[4] Далее — ППП.

[6] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Изменения будут вноситься с 01.09.2023 на основании Постановления Правительства РФ от 07.12.2022 № 2244.


 

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2023.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам