Электронная версия журнала

Паспорт токсичного отхода: миф или реальность?

«Справочник эколога» №4 2018 / Азбука эколога

Отходы производства и потребления регулируются органами Росприроднадзора и органами Роспотребнадзора. В связи с этим природопользователи делят паспорта отходов на два вида: паспорт опасного отхода (официальный термин)[1] и паспорт токсичного отхода (неофициальный термин, введенный природопользователями). Их различия существенны, начиная от разработки и заканчивая согласованием документа в территориальных органах. Две совершенно разные процедуры, по сути, для одних и тех же отходов.

 

При этом в определении опасного и токсичного отходов есть принципиальная разница. Так, в соответствии с п. 3.26 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее — ГОСТ 30772-2001) опасные отходы — отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.

 

Согласно п. 3.28 ГОСТ 30772-2001 токсичные отходы — отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы.

Разберем различия так называемой «паспортизации» опасных и токсичных отходов.

 

Различие 1. Классы опасности[2]

Росприроднадзор разделяет отходы на 5 классов опасности и обозначает их римскими цифрами. Федеральный закон № 89-ФЗ сообщает об экологических классах опасности отходов.

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 4.1. Классы опасности отходов

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.

 

Роспотребнадзор разделяет отходы на 4 класса опасности и обозначает их арабскими цифрами. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (в ред. от 31.03.2011; далее — СП 2.1.7.1386-03) устанавливают гигиенические характеристики опасности отходов.

 

Извлечение
из СП 2.1.7.1386-03

[…]
2.1. Отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:
– 1 класс — чрезвычайно опасные;
– 2 класс — высоко опасные;
– 3 класс — умеренно опасные;
– 4 класс — мало опасные.
[…]

 

Различие 2. Определения

Паспорт опасного отхода — это документ, который удостоверяет принадлежность отхода к конкретному классу опасности, при этом данный паспорт разрабатывается только на отходы IIIIII и IV классов опасности по Федеральному закону № 89-ФЗ. Утверждается и (или) согласовывается такой документ территориальным органом Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Термина «паспорт токсичного отхода» как такового не существует. Его ввели сами природопользователи для удобства и ассоциации с паспортом опасного отхода, только добавляют, что его согласовывают в территориальных органах Роспотребнадзора. На самом деле необходимо согласовывать не паспорт, а класс опасности токсичного отхода.

Согласно п. 5.1 ГОСТ 30772-2001 класс опасности (токсичности) отходов — числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень его опасности (токсичности).

Важно понимать, что если паспорт опасного отхода разрабатывается только на отходы I–IV классов опасности, а отходы V класса освобождаются от данной процедуры, то определение класса опасности токсичного отхода распространяется на все виды отходов производства и потребления вне зависимости от класса опасности по Федеральному закону № 89-ФЗ.

 

Различие 3. Кому необходим

Необходимость в паспорте опасного отхода основывается на требованиях природоохранного законодательства (ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ). Его разработка и утверждение/согласование в территориальных органах Росприроднадзора обязательна только в том случае, если у юридического лица и индивидуального предпринимателя в ходе своей деятельности образуются отходы I–IV классов опасности.

Согласно п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила паспортизации), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности.

Необходимость в определении класса опасности токсичного отхода основывается на требованиях санитарного законодательства (ст. 2, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Классы опасности токсичных отходов должны определять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обращением с отходами, для каждой партии вывезенных с территории предприятия отходов, которые образовались в собственном производстве. Исключение — хранение и захоронение отходов на объектах размещения отходов.

 

Извлечение
из СП 2.1.7.1386-03

[…]
1.4. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления[3].
[…]
2.9. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.
[…]

 

Судя по формулировке п. 1.4 СП 2.1.7.1386-03, рассчитывать и согласовывать класс опасности токсичного отхода обязаны все поголовно из-за словосочетания «обращением с отходами производства и потребления». Напомним, что определение этой деятельности дается в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ: обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов являются лицензируемыми видами деятельности, среди которых «затесалось» накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

При проведении проверок органами Росприроднадзора могут быть затребованы паспорта опасных отходов, а органами Роспотребнадзора — обоснования классов опасности токсичных отходов. Фактически несоблюдение требований что по части паспортизации опасного отхода, что по части расчета и согласования класса опасности токсичного отхода может повлечь за собой административное наказание по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 07.03.2018; далее — КоАП РФ) — здесь различий нет.

 

Извлечение
из КоАП РФ

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления[4], веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

[…]
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
[…]

 

При этом на практике расчет и согласование класса опасности токсичного отхода в территориальных органах Роспотребнадзора в основном требуется для лицензируемых видов деятельности в области обращения с отходами[5].

 

Различие 4. Исключение видов отходов

Паспортизация опасного отхода и расчет/согласование класса опасности токсичного отхода не распространяются на радиоактивные, биологические и медицинские отходы (отходы лечебно-профилактических учреждений). При этом СП 2.1.7.1386-03 при определении класса не учитывают такие опасные свойства отхода, как пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, а также содержание в нем возбудителей инфекционных болезней.

 

Извлечение
из Правил паспортизации

[…]
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
[…]

 

Извлечение
из СП 2.1.7.1386-03

[…]
1.3. Правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы.
[…]

 

Различие 5. Итоги паспортизации

По итогам паспортизации опасного отхода на руках у хозяйствующего субъекта будет удостоверяющий документ — паспорт опасного отхода, который содержит в себе информацию о происхождении отхода, его агрегатном состоянии и физической форме, химическом и (или) компонентном составе, класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

По итогам «паспортизации» токсичного отхода на руках у хозяйствующего субъекта будет экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы отхода с определением класса опасности отхода в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1386-03. При этом конечным результатом для лицензируемого вида деятельности будет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Роспотребнадзором, о соответствии (несоответствии) заявленных видов деятельности/работ/услуг государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

 

Для удобства понимания различий паспортизации опасного отхода от определения класса опасности токсичного отхода предлагаем обратиться к представленной ниже таблице.

 

Различия паспортизации опасного отхода от определения класса опасности токсичного отхода

№ п/п

Критерий

Паспортизация опасного отхода

Определение класса опасности токсичного отхода

1

Орган утверждения/согласования

Территориальные органы Росприроднадзора

Территориальные органы Роспотребнадзора

2

Направление

Защита окружающей среды

Защита среды обитания и здоровья человека

3

Нормативные правовые акты

• Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

• Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности»;

• Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;

• Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности»

• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»;

• ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами»

4

Методы расчета класса опасности[6]

• расчетный метод (если известен компонентный состав отхода);

• экспериментальный метод (если нет возможности установить компонентный состав отхода)

• расчетный метод (если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода);

• экспериментальный метод (если не известен качественный и количественный состав отхода);

• расчетно-экспериментальный метод (если результат, полученный расчетным методом, не удовлетворил собственника отходов)

 

 

[1] Утвержден ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

[2] О проблеме двойной классификации опасных отходов см.: Дудникова А.Г. Классификация опасных отходов: два взгляда на одну проблему // Справочник эколога. 2017. № 11. С. 38–41 (profiz.ru/eco/11_2017/san_klassy_opasnosti(прим. редакции).

[3] Выделено автором.

[4] Выделено автором.

[5] См. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности».

[6] Обратите внимание: биотестирование, проводимое для отнесения отходов к V классу опасности по Федеральному закону № 89-ФЗ, не может быть отнесено к определению класса опасности токсичного отхода из-за разных направлений определения классов опасности.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2018.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.