Отдаем журнал бесплатно!

Разрешения на временные сбросы для объектов II и III категорий

Временно разрешенные сбросы (далее — ВРС) устанавливаются в отношении объектов I, II и III категорий в случае, если отсутствует возможность соблюдения нормативов допустимых сбросов. В статье разберемся в нюансах процедуры получения разрешения на ВРС в отношении объектов II и III категорий.

Из закона известно, что ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются разрешениями на временные сбросы. Условие установления ВРС — наличие утвержденного в установленном порядке плана мероприятий по охране окружающей среды (правила разработки и утверждения такого плана определены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667).

Еще совсем недавно, менее полугода назад, порядок выдачи разрешений на временные сбросы отсутствовал, что существенно затрудняло возможность их получения хозяйствующими субъектами. В настоящее время это перестало быть проблемой: 01.09.2022 вступили в силу Правила выдачи разрешения на временные сбросы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886.

Процедура получения разрешения на ВРС в отношении объектов II и III категорий

1. Определяем перечень заявительной документации, подаваемой владельцем объекта НВОС[1] в уполномоченный орган:
• заявка на получение разрешения;
• копия плана мероприятий по охране окружающей среды;
• копии отчетов о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды (в случае наступления на день подачи заявки срока представления отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды);
• копии протоколов исследований сточных вод, выполненных аккредитованными лабораториями, при реализации программы производственного экологического контроля за последний календарный год, предшествующий дате подачи заявки.

К сведению
Установлено дополнительное правило в случае подачи заявки в отношении объекта III категории: к заявке прилагаются расчеты НДС[2] высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), включенных в перечень загрязняющих веществ.
Такая необходимость объясняется довольно просто: в отношении объектов III категории НДС не устанавливаются (не утверждаются) каким-либо государственным органом. В этой связи обеспечивается возможность ознакомления государственного органа с расчетами НДС, которые были осуществлены в отношении объекта III категории и не находятся в распоряжении самого государственного органа.

 

2. Выбираем государственный орган, в который направляется заявка.
Это зависит от поднадзорности объекта:

Объект подлежит федеральному надзору

Заявка направляется в территориальный орган Росприроднадзора

Объект подлежит региональному надзору

Заявка направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ

3. Проходим процедуру выдачи разрешения на ВРС.

Заявительные материалы рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня их регистрации. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче разрешения на временные сбросы либо об отказе в выдаче разрешения на них.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ВРС:
• несоответствие плана мероприятий по охране окружающей среды требованиям ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022);
• указание в качестве конечных показателей плана мероприятий по охране окружающей среды объема или массы сброса загрязняющих веществ, превышающих НДС;
• недостижение итоговых показателей плана мероприятий по охране окружающей среды, разработанного заявителем в отношении объектов НВОС, по которым подана заявка на получение разрешения, по истечении срока реализации такого плана.

Далее обсудим действие разрешения: на какой срок оно выдается, при каких условиях оно может быть переоформлено и на каких основаниях прекращает действовать.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Нормативы допустимых сбросов.


 

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Разрешения на временные сбросы для объектов II и III категорий

Временно разрешенные сбросы (далее — ВРС) устанавливаются в отношении объектов I, II и III категорий в случае, если отсутствует возможность соблюдения нормативов допустимых сбросов. В статье разберемся в нюансах процедуры получения разрешения на ВРС в отношении объектов II и III категорий.

Из закона известно, что ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются разрешениями на временные сбросы. Условие установления ВРС — наличие утвержденного в установленном порядке плана мероприятий по охране окружающей среды (правила разработки и утверждения такого плана определены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667).

Еще совсем недавно, менее полугода назад, порядок выдачи разрешений на временные сбросы отсутствовал, что существенно затрудняло возможность их получения хозяйствующими субъектами. В настоящее время это перестало быть проблемой: 01.09.2022 вступили в силу Правила выдачи разрешения на временные сбросы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886.

Процедура получения разрешения на ВРС в отношении объектов II и III категорий

1. Определяем перечень заявительной документации, подаваемой владельцем объекта НВОС[1] в уполномоченный орган:
• заявка на получение разрешения;
• копия плана мероприятий по охране окружающей среды;
• копии отчетов о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды (в случае наступления на день подачи заявки срока представления отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды);
• копии протоколов исследований сточных вод, выполненных аккредитованными лабораториями, при реализации программы производственного экологического контроля за последний календарный год, предшествующий дате подачи заявки.

К сведению
Установлено дополнительное правило в случае подачи заявки в отношении объекта III категории: к заявке прилагаются расчеты НДС[2] высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), включенных в перечень загрязняющих веществ.
Такая необходимость объясняется довольно просто: в отношении объектов III категории НДС не устанавливаются (не утверждаются) каким-либо государственным органом. В этой связи обеспечивается возможность ознакомления государственного органа с расчетами НДС, которые были осуществлены в отношении объекта III категории и не находятся в распоряжении самого государственного органа.

 

2. Выбираем государственный орган, в который направляется заявка.
Это зависит от поднадзорности объекта:

Объект подлежит федеральному надзору

Заявка направляется в территориальный орган Росприроднадзора

Объект подлежит региональному надзору

Заявка направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ

3. Проходим процедуру выдачи разрешения на ВРС.

Заявительные материалы рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня их регистрации. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче разрешения на временные сбросы либо об отказе в выдаче разрешения на них.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ВРС:
• несоответствие плана мероприятий по охране окружающей среды требованиям ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022);
• указание в качестве конечных показателей плана мероприятий по охране окружающей среды объема или массы сброса загрязняющих веществ, превышающих НДС;
• недостижение итоговых показателей плана мероприятий по охране окружающей среды, разработанного заявителем в отношении объектов НВОС, по которым подана заявка на получение разрешения, по истечении срока реализации такого плана.

Далее обсудим действие разрешения: на какой срок оно выдается, при каких условиях оно может быть переоформлено и на каких основаниях прекращает действовать.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Нормативы допустимых сбросов.


 

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам