Отдаем журнал бесплатно!

Двуликий металлолом

Знакомо ли вам такое: «Если у меня есть лицензия на лом черных, цветных металлов, то какой вид отхода по ФККО​[1] у меня образуется в результате сортировки и резки принятых от других компаний отходов "лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные" (код по ФККО 4 61 010 01 20 5)? Чем считается такая сортировка и резка — обработкой или утилизацией отхода? Предприятие А передает лом и отходы черных металлов организации В, имеющей лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов. Что отражается в журнале учета движения отходов предприятия — обработка или утилизация?»?

Существование таких вопросов свидетельствует только об одном — все запутались. Сказать, что можно легко исправить ситуацию — значит слукавить. Но можно попробовать найти точку отчета — это много проще.

Предыстория 

Стартовавшее летом 2016 г. лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности как этап реформы в области обращения с отходами не сразу, но все же стало причиной возникновения многих вопросов:
• сколько нужно лицензий для работы с ломами;
• что такое лом — отход или продукция;
• в каких случаях и чем можно доказать тот статус металлолома, который использует предприятие в своей документации?

Долгое время на вопросы не было ответов ни от Минпромторга России, которое ломозаготовительная отрасль всегда считала главным в вопросе обращения с ломами черных и цветных металлов, ни от Минприроды России, которое, на самом деле являясь главным, таковым себя не считало и игнорировало вопросы, играя в пинг-понг фразами из закона, из которых не складывалось никакого ответа, как в сказке про Снежную королеву и слово «вечность».

Молчание было прервано в 2018 г., когда Росприроднадзор дал некоторые комментарии[2], от которых вопросов прибавилось, но концептуально «разъяснение» сводилось к следующему:
1) да, есть группа отходов «лом и отходы черных и цветных металлов», которая включена в ФККО, отходы из этой группы имеют различные классы опасности от II до V, но нет, это не означает, что для работы с поименованными в ней материалами и предметами требуется лицензия на отходы;
2) нет, лицензия на отходы и лицензия на лом — это не одно и тоже, это две самостоятельные лицензии на разные виды деятельности, несмотря на схожесть до степени смешения наименований материалов, веществ и предметов, регулирование обращения с которыми осуществляется через две указанные лицензии;
3) хозяйствующие субъекты должны самостоятельно определить, какой вид деятельности они осуществляют, чтобы разобраться с разрешительной документацией, равно как и самостоятельно идентифицировать статус образованной (имеющейся) у них вещи (материала, вещества, предмета).

В 2020 г. разъяснение было продублировано (плюс-минус по смыслу) в текстах писем Минприроды[3] и Минпромторга, но понятнее не стало, т.к. никто не показывал, какими критериями можно разграничить лом от отхода лома при идентификации, чтобы определиться с видом необходимой для деятельности лицензии.

К сведению
Само по себе понятие лома и отходов черных и цветных металлов (ст. 1 Закона № 89-ФЗ[4]) свидетельствует о наличии у лома только одного статуса — статуса «отхода», обращение с которым осуществляется с учетом особенностей ст. 13.1 Закона № 89-ФЗ. Особенности эти просты: для такого отхода как лом и отходы черных, цветных металлов нужна лицензия на лом, а также необходимо соблюдать Правила по обращению с ломом и отходами черных, цветных металлов (утверждены Постановлением № 980[5], отменившим три[6] ранее действовавших нормативных акта, регулировавших вопросы лицензирования и правил по обращению с ломами).

 

Закон № 268-ФЗ[7], установивший с 01.03.2023 для лома и отходов черных, цветных металлов новый статус «вторичные ресурсы», которые в силу этого же закона являются разновидностью отходов производства и потребления, также не установил никаких критериев, позволяющих отделить лом от отходов, т.к. лицензия на лом не предполагает никаких отходов лома в регулировании (п. 34 ч. 1 ст. Закона № 99-ФЗ[8]).

Дальше как в фильмах-катастрофах: продвигаешься в глубь документации, которую никогда не заполняли чиновники, попутно задавая себе вопрос: «А как мне приемо-сдаточным актом на алюминиевую банку, который ничего кроме наименования переданной вещи, ее веса и самого факта передачи не подтверждает, доказать факт утилизации в рамках обеспечения чьего-то норматива на утилизацию при реализации расширенной ответственности? Что дать экологу предприятия, продавшего мне лом по ГОСТу как продукцию, но при этом ведущего учет этого ГОСТированного отхода в Порядке обращения с отходами[9]? Как перевозить выкупленный материал: по ломовой лицензии или по отходной, потому что гаишники уже давно в курсе, как можно оформить протокол на нарушение?» и т.д. и т.п.

Но все это вторично, поскольку, как и было написано выше, — главное во всем этом:
• как мы идентифицируем образованное;
• чем мы это подтверждаем;
• как мы с этим обращаемся;
• как мы к этому относимся;
• что происходит с материалом по всей цепочке от и до нас (если мы посредники).

Идентификация образованной вещи 

Продукция

Продукцией признают результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях (ст. 2 Закона № 184-ФЗ[10]). Такой результат деятельности должен соответствовать требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 162-ФЗ[11] ГОСТ является документом по стандартизации, т.е. документом, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается законом. При этом объектом стандартизации (п. 6 ст. 2 Закона № 162-ФЗ) является продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Как вы определяете, что произведенная вами, скажем, арматура или швеллер является продукцией? Почему вы ее не считаете отходом? Только потому, что она цель деятельности вашего предприятия? Или может потому, что она имеет те механические свойства, которыми должна обладать, отвечает тем критериям, которые предъявляются к объекту стандартизации, изложенными в документах стандартизации? Именно так написано в ст. 2 Закона № 184-ФЗ: для идентификации продукции требуется установить тождественность характеристик образованной вещи и ее (продукции) существенных признаков.

Приемо-сдаточный акт, являющийся обязательным для заполнения документом, в соответствии с Правилами № 980[12], содержит указание о соответствии принимаемого лома требованиям документов по стандартизации: ГОСТ 2787-2019 «Металлы черные вторичные.  Общие технические условия» или ГОСТ Р 54564-2011 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия»[13].

Обратите внимание
Деятельность по обращению с ломом черных и (или) цветных металлов, подлежащая лицензированию, предполагает, что работы осуществляются в отношении продукции, соответствующей требованием указанных в приемо-сдаточных актах ГОСТ. Это означает, что деятельность в отношении отходов черных и (или) цветных металлов не регулируется лицензией на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и (или) цветных металлов.

Отходы 

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.


[1] Федеральный классификационный каталог отходов.

[2] Письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 № АА-10-01-32/19160 «О направлении информации» .

[3] Письмо Минприроды России от 09.11.2020 № 25-50/14385-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения по осуществлению лицензированной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления».

[4] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).

[5] Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 980 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», «Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения»).

[6] Утратили силу 31.08.2022: Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с домом и отходами черных металлов и их отчуждения».

[7] Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[8] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 04.11.2022).

[9] Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

[10] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 02.07.2021).

[11] Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020).

[12] Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением № 980.

[13] Будет отменен 01.04.2023 и заменен на ГОСТ Р 54564-2022 (см. Приказ Росстандарта от 14.10.2022 № 1136-ст).


 

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Двуликий металлолом

Знакомо ли вам такое: «Если у меня есть лицензия на лом черных, цветных металлов, то какой вид отхода по ФККО​[1] у меня образуется в результате сортировки и резки принятых от других компаний отходов "лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные" (код по ФККО 4 61 010 01 20 5)? Чем считается такая сортировка и резка — обработкой или утилизацией отхода? Предприятие А передает лом и отходы черных металлов организации В, имеющей лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов. Что отражается в журнале учета движения отходов предприятия — обработка или утилизация?»?

Существование таких вопросов свидетельствует только об одном — все запутались. Сказать, что можно легко исправить ситуацию — значит слукавить. Но можно попробовать найти точку отчета — это много проще.

Предыстория 

Стартовавшее летом 2016 г. лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности как этап реформы в области обращения с отходами не сразу, но все же стало причиной возникновения многих вопросов:
• сколько нужно лицензий для работы с ломами;
• что такое лом — отход или продукция;
• в каких случаях и чем можно доказать тот статус металлолома, который использует предприятие в своей документации?

Долгое время на вопросы не было ответов ни от Минпромторга России, которое ломозаготовительная отрасль всегда считала главным в вопросе обращения с ломами черных и цветных металлов, ни от Минприроды России, которое, на самом деле являясь главным, таковым себя не считало и игнорировало вопросы, играя в пинг-понг фразами из закона, из которых не складывалось никакого ответа, как в сказке про Снежную королеву и слово «вечность».

Молчание было прервано в 2018 г., когда Росприроднадзор дал некоторые комментарии[2], от которых вопросов прибавилось, но концептуально «разъяснение» сводилось к следующему:
1) да, есть группа отходов «лом и отходы черных и цветных металлов», которая включена в ФККО, отходы из этой группы имеют различные классы опасности от II до V, но нет, это не означает, что для работы с поименованными в ней материалами и предметами требуется лицензия на отходы;
2) нет, лицензия на отходы и лицензия на лом — это не одно и тоже, это две самостоятельные лицензии на разные виды деятельности, несмотря на схожесть до степени смешения наименований материалов, веществ и предметов, регулирование обращения с которыми осуществляется через две указанные лицензии;
3) хозяйствующие субъекты должны самостоятельно определить, какой вид деятельности они осуществляют, чтобы разобраться с разрешительной документацией, равно как и самостоятельно идентифицировать статус образованной (имеющейся) у них вещи (материала, вещества, предмета).

В 2020 г. разъяснение было продублировано (плюс-минус по смыслу) в текстах писем Минприроды[3] и Минпромторга, но понятнее не стало, т.к. никто не показывал, какими критериями можно разграничить лом от отхода лома при идентификации, чтобы определиться с видом необходимой для деятельности лицензии.

К сведению
Само по себе понятие лома и отходов черных и цветных металлов (ст. 1 Закона № 89-ФЗ[4]) свидетельствует о наличии у лома только одного статуса — статуса «отхода», обращение с которым осуществляется с учетом особенностей ст. 13.1 Закона № 89-ФЗ. Особенности эти просты: для такого отхода как лом и отходы черных, цветных металлов нужна лицензия на лом, а также необходимо соблюдать Правила по обращению с ломом и отходами черных, цветных металлов (утверждены Постановлением № 980[5], отменившим три[6] ранее действовавших нормативных акта, регулировавших вопросы лицензирования и правил по обращению с ломами).

 

Закон № 268-ФЗ[7], установивший с 01.03.2023 для лома и отходов черных, цветных металлов новый статус «вторичные ресурсы», которые в силу этого же закона являются разновидностью отходов производства и потребления, также не установил никаких критериев, позволяющих отделить лом от отходов, т.к. лицензия на лом не предполагает никаких отходов лома в регулировании (п. 34 ч. 1 ст. Закона № 99-ФЗ[8]).

Дальше как в фильмах-катастрофах: продвигаешься в глубь документации, которую никогда не заполняли чиновники, попутно задавая себе вопрос: «А как мне приемо-сдаточным актом на алюминиевую банку, который ничего кроме наименования переданной вещи, ее веса и самого факта передачи не подтверждает, доказать факт утилизации в рамках обеспечения чьего-то норматива на утилизацию при реализации расширенной ответственности? Что дать экологу предприятия, продавшего мне лом по ГОСТу как продукцию, но при этом ведущего учет этого ГОСТированного отхода в Порядке обращения с отходами[9]? Как перевозить выкупленный материал: по ломовой лицензии или по отходной, потому что гаишники уже давно в курсе, как можно оформить протокол на нарушение?» и т.д. и т.п.

Но все это вторично, поскольку, как и было написано выше, — главное во всем этом:
• как мы идентифицируем образованное;
• чем мы это подтверждаем;
• как мы с этим обращаемся;
• как мы к этому относимся;
• что происходит с материалом по всей цепочке от и до нас (если мы посредники).

Идентификация образованной вещи 

Продукция

Продукцией признают результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях (ст. 2 Закона № 184-ФЗ[10]). Такой результат деятельности должен соответствовать требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 162-ФЗ[11] ГОСТ является документом по стандартизации, т.е. документом, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается законом. При этом объектом стандартизации (п. 6 ст. 2 Закона № 162-ФЗ) является продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Как вы определяете, что произведенная вами, скажем, арматура или швеллер является продукцией? Почему вы ее не считаете отходом? Только потому, что она цель деятельности вашего предприятия? Или может потому, что она имеет те механические свойства, которыми должна обладать, отвечает тем критериям, которые предъявляются к объекту стандартизации, изложенными в документах стандартизации? Именно так написано в ст. 2 Закона № 184-ФЗ: для идентификации продукции требуется установить тождественность характеристик образованной вещи и ее (продукции) существенных признаков.

Приемо-сдаточный акт, являющийся обязательным для заполнения документом, в соответствии с Правилами № 980[12], содержит указание о соответствии принимаемого лома требованиям документов по стандартизации: ГОСТ 2787-2019 «Металлы черные вторичные.  Общие технические условия» или ГОСТ Р 54564-2011 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия»[13].

Обратите внимание
Деятельность по обращению с ломом черных и (или) цветных металлов, подлежащая лицензированию, предполагает, что работы осуществляются в отношении продукции, соответствующей требованием указанных в приемо-сдаточных актах ГОСТ. Это означает, что деятельность в отношении отходов черных и (или) цветных металлов не регулируется лицензией на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и (или) цветных металлов.

Отходы 

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.


[1] Федеральный классификационный каталог отходов.

[2] Письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 № АА-10-01-32/19160 «О направлении информации» .

[3] Письмо Минприроды России от 09.11.2020 № 25-50/14385-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения по осуществлению лицензированной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления».

[4] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).

[5] Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 980 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», «Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения»).

[6] Утратили силу 31.08.2022: Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с домом и отходами черных металлов и их отчуждения».

[7] Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[8] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 04.11.2022).

[9] Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

[10] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 02.07.2021).

[11] Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020).

[12] Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением № 980.

[13] Будет отменен 01.04.2023 и заменен на ГОСТ Р 54564-2022 (см. Приказ Росстандарта от 14.10.2022 № 1136-ст).


 

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам