Электронная версия журнала

Паспорт установки очистки газа: вопросы регистрации в настоящем и будущем

«Справочник эколога» №3 2018 / Охрана атмосферного воздуха

Вопросы, связанные с эксплуатацией газоочистных установок (далее — ГОУ), долгое время выступают предметом для дискуссий. Одним из самых распространенных является вопрос о необходимости регистрировать паспорта ГОУ в каком-либо органе исполнительной власти.

 

Сложившаяся ситуация не может не вызывать изумления, поскольку объективных причин для продолжения обозначенного спора попросту не существует.

 

Очередная волна обсуждений данного вопроса возникла в связи с принятием новых Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее — Правила-2018)[1]. Указанный документ вступит в силу 10.07.2018, а в настоящее время продолжают действовать правила советского образца, а именно Правила эксплуатации установок очистки газа (далее — Правила-1984), утвержденные Минхиммашем СССР 28.11.1983.

В рамках настоящего материалы рассмотрим два вопроса:

1) подлежат ли паспорта ГОУ регистрации в настоящее время;

2) будут ли подлежать паспорта ГОУ регистрации с 10.07.2018?

Регистрация паспортов ГОУ сегодня

Действующие в настоящее время Правила-1984 (равно как и иные действующие нормативные правовые акты) не содержат положений, предусматривающих необходимость регистрации паспортов ГОУ.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены:

• обязательность регистрации паспортов ГОУ;

• возможность такой регистрации.

 

Фрагмент письма Минприроды России от 29.08.2017 № 12-44/22002 «О регистрации установок очистки газа»

[…]

Действующее законодательство в области охраны окружающей среды не содержит положений, предусматривающих необходимость регистрации паспортов установок очистки газа[2] в органах государственной власти.

[…]

Регистрация паспортов ГОУ с 10.07.2018

В Правилах-2018 требованиям к паспорту ГОУ посвящен IV раздел, который включает:

1) требования к содержанию паспорта ГОУ;

2) требования к документации, которая прилагается к паспорту ГОУ;

3) требования к внесению изменений в паспорт ГОУ после проведения пуско-наладочных работ, проведения инвентаризации.

Вместе с тем Правила-2018 не предусматривают требования о необходимости регистрации, согласования либо утверждения паспорта ГОУ в каких-либо государственных органах.

Локальная регистрация

Напомним, что помимо вопроса о необходимости регистрации паспортов ГОУ поводом для обсуждений выступает вопрос о необходимости регистрации самих ГОУ в территориальных органах Росприроднадзора.

 

Извлечение
из Правил-1984

[…]
3.4. Все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Госинспекциях газоочистки[3] […].
[…]
11.1. Предприятия, учреждения и организации обязаны регистрировать установки очистки газа в региональных Госинспекциях газоочистки с целью их учета.
[…]
11.4. Регистрация оформляется соответствующей записью в паспорте установки и документе регистрации региональной Государственной инспекции газоочистки.
[…]

 

Проблема соблюдения указанного требования заключается в том, что на сегодняшний день орган, уполномоченный на регистрацию ГОУ, отсутствует, хотя на практике и встречаются случаи регистрации ГОУ территориальными органами Росприроднадзора.

Подобные примеры существуют одновременно со случаями отказов территориальных органов Росприроднадзора в регистрации ГОУ в связи с отсутствием соответствующих полномочий.

Четкого правопреемства от Государственной инспекции по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР к каким-либо современным российским госорганам нет, хотя, бывало, суды пытались рассматривать полномочие по регистрации ГОУ как составляющую полномочия Росприроднадзора по «государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух»[4].

Примеры таких судебных актов:

• Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу № А16-631/2013;

• Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу № А66-4622/2013;

• Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу № А47-5684/2011.

Начиная с 10.07.2018 обозначенная проблема утратит актуальность, поскольку Правила-2018 не содержат положений, устанавливающих необходимость регистрации ГОУ в каких-либо органах государственной власти.

При этом Правилами-2018 предусмотрена необходимость внутренней регистрации ГОУ самим хозяйствующим субъектом:

 

Извлечение
из Правил-2018

[…]
15. На производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера.
16. Регистрационный номер, присвоенный ГОУ, должен наноситься на корпус газоочистной установки в доступном для ознакомления месте и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий.
При наличии в газоочистной установке нескольких ступеней очистки (аппаратов) на каждой из них дополнительно должен наноситься номер ступени очистки и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий.
17. В реестр ГОУ должно вноситься наименование и тип ГОУ, сведения о месте и дате установки ГОУ, о дате последнего капитального ремонта, последней модернизации, выводе из эксплуатации или ликвидации ГОУ.
[…]

 

Таким образом, начиная с 10.07.2018 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие стационарные источники выбросов, оснащенные ГОУ, будут обязаны:

1) самостоятельно регистрировать используемые ГОУ;

2) вести реестр ГОУ.

 

[1] Анализ Правил-2018 см.: Петров И.Б. Новые правила эксплуатации установок очистки газа // Справочник эколога. 2018. № 3. С. 30–35 (прим. редакции).

[2] Выделено автором.

[3] Подразделения Государственной инспекции по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР (прим. автора).

[4] Пункт 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в предыдущей редакции).

Обратите внимание: согласно действующей редакции (от 13.12.2017) п. 5.5.10 указанного Положения Росприроднадзор ведет федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2018.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Решение Верховного Суда РФ

    Верховный Суд РФ признал не действующими в части пункты 1 и 7, подпункт 2 пункта 8 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 г. N 30

  • Утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, а также формы КЭР и заявки на получение КЭР

  • Письмо Минприроды России от 30.11.18 г. № 12-50/09939-ОГ