Отдаем журнал бесплатно!

Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения»: что нового?

Российское законодательство в области водоснабжения и водоотведения продолжает претерпевать изменения, а мы продолжаем попытки разгадать логику нормотворца. Так, незаметно для многих было принято Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения» (далее — Постановление № 3). Давайте выясним, какие изменения предусмотрены данным Постановлением.

 

Постановлением № 3 были внесены изменения в следующие нормативно-правовые акты:

Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

8. Организации и абоненты (далее — заявители) до 1 июля года, предшествующего началу периода реализации плана, представляют в органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод:

а) заявление о согласовании плана;

б) план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) по форме согласно приложению № 1;

в) отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы, по форме согласно приложению № 2.

[…]

[…]

8. Организации и абоненты (далее — заявители) представляют в органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод:

а) заявление о согласовании плана;

б) план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) по форме согласно приложению № 1;

в) отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы, по форме согласно приложению № 2.

[…]

 

Таким образом, из Положения был убран конкретный срок представления абонентами и организациями, осуществляющими водоотведение, плана снижения сбросов  на будущий год и отчета о выполнении указанного плана  за прошедший год;

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525:

 

Старая редакция

Новая редакция

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод), в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов) и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод).

[…]

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

[…]

 

В соответствии с внесенными изменениями Правила теперь распространяются и на абонентов, которые не входят в категорию нормируемых (не разрабатывают нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов; далее — НДС)[1]. Судя по всему, состав и свойства сточных вод, отводимых ненормируемыми абонентами, будут контролировать на соответствие нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ). В связи с этим были скорректированы соответствующие нормы Правил. Кроме того, из Правил было убрано требование об одновременном взятии параллельной пробы сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

[…]

[…]

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

[…]

 

На основании изменений результаты анализов параллельных проб теперь должны представляться абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, а не направляться. Также в Правилах была исправлена опечатка, закравшаяся в разъяснение сопоставимости параллельных проб:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения направляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

[…]

[…]

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

[…]

 

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

3. Установить, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

[…]

[…]

3. Установить, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» не распространяются на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

[…]

 

Таким образом, пп. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, и Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» теперь не распространяются на абонентов, в отношении которых лимиты на сбросы и НДС уже установлены, а не устанавливаются.

Постановлением № 3 были внесены изменения и в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные рассматриваемым Постановлением (далее — Правила ХВиВ). Так, теперь обязанность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод больше не привязывается к дате утверждения НДС[2]:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод с даты утверждения таких нормативов.

[…]

[…]

124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод.

[…]

 

В соответствии с изменениями, которые были внесены в приложение № 3 к Правилам ХВиВ, показатель соотношения ХПК : БПК5 теперь применяется при условии превышения уровня ХПК 500 мг/дм3. Ранее этот показатель не применялся только к сточным водам, подвергнутым биологической очистке на локальных очистных сооружениях.

Рассмотрим приложение № 3 подробнее. Оно устанавливает нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ (т.е. нормативы на сброс). Федеральный закон № 416-ФЗ, в развитие которого были приняты Правила ХВиВ (в т.ч. и приложение № 3), предусматривает разделение абонентов на две категории — нормируемые и ненормируемые. Для нормируемых абонентов нормативы на сброс устанавливаются индивидуально посредством разработки НДС, для ненормируемых же абонентов нормативы должны устанавливаться в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167; в ред. от 05.01.2015). Так что же за нормативы предусмотрены приложением № 3 к Правилам ХВиВ?

 

Например, в компанию «ЭКОТИМ» обратилось предприятие (ненормируемый абонент), превысившее муниципальные нормативы на сброс, которые являются более строгими в сравнении с нормативами, приведенными в приложении № 3 к Правилам ХВиВ, и получившее расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) с учетом превышения, составленный по новым правилам. Мы сделали заключение о неправомерности такого расчета, однако так и не смогли понять, какое место в системе законодательства о водоснабжении и водоотведении занимают нормативы из приложения № 3 к Правилам ХВиВ. Мы полагали, что принятые в будущем нормативно-правовые акты позволят прояснить ситуацию. Что же получилось в итоге?

 

Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

1. Установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов […], предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

[…]

[…]

1. Установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов […], предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

[…]

 

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации перестают учитывать в тарифе на услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов ущерб системам канализации, но продолжают учитывать ущерб окружающей среде;

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

61. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

[…]

[…]

61. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.

[…]

 

В соответствии с изменениями нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод теперь устанавливаются абонентам (а именно абонентам, которым не устанавливаются или еще не установлены[3] НДС) органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства без учета защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

 

ВЫВОДЫ

Если проанализировать перечисленные в статье изменения в совокупности, можно предположить, что законодатель постепенно отказывается от идеи нового нормирования только в отношении крупных абонентов (с объемом сбросов сточных вод в ЦСВ более 200 м3/сут.). Для остальных абонентов будут устанавливаться нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ. Пока можно лишь предположить, что данные нормативы складываются из нормативов, устанавливаемых муниципалитетом (природоохранные нормативы), и нормативов из приложения № 3 к Правилам ХВиВ (технологические нормативы, установление которых направлено на обеспечение сохранности ЦСВ).

В качестве доказательства последнего тезиса приведем извлечение из Правил ХВиВ:

 

Извлечение
из Правил ХВиВ
[…]
113. Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению № 2[4] и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
[…]
120. В случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, а также залповый сброс (сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных нормативов и требований), размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле […].
[…]

 

В приложении № 2 к Правилам ХВиВ устанавливается Перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, в п. 1 которого упоминается приложение № 3. Так, к сбросу запрещаются в том числе вещества, способные образовывать в ЦСВ взрывоопасные, токсичные и (или) горючие газы, органические растворители, горючие и взрывоопасные вещества (нефть, бензин, керосин, ацетон и др.) в концентрациях, превышающих допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренных приложением № 3 к Правилам ХВиВ, синтетические и натуральные смолы, масла, лакокрасочные материалы и отходы, продукты и отходы нефтепереработки, органического синтеза, смазочно-охлаждающие жидкости, содержимое средств и систем огнетушения (кроме использования для тушения возгораний).

Таким образом, если приложение № 2 к Правилам ХВиВ содержит перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в ЦСВ, то можно предположить, что сброс этих веществ запрещен потому, что он отрицательно сказывается на функционировании ЦСВ, а не на состоянии окружающей среды. По аналогии можно сделать вывод, что нормативы из приложения № 3 к Правилам ХВиВ являются технологическими, а не природоохранными (их установление направлено на защиту ЦСВ, а не окружающей среды). Следовательно, за нарушение этих нормативов должна взиматься соответствующая плата, которая, видимо, должна поступать в распоряжение организации, эксплуатирующей ЦСВ, в то время как плата за превышение природоохранных нормативов представляет собой знакомую всем плату за НВОС.

 

[1] См. Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

[2] Это, в принципе, логично, т.к. абонентам со среднесуточным объемом отводимых сточных вод более 30 м3, обязанным подавать указанную декларацию, НДС вообще не устанавливаются.

[3] В соответствии с письмом Минстроя России от 03.02.2015 № 2388-ОД/04 «О разъяснении Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 № 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения"» абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС, до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод.

[4] Здесь и далее выделено автором.

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», член Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения»: что нового?

Российское законодательство в области водоснабжения и водоотведения продолжает претерпевать изменения, а мы продолжаем попытки разгадать логику нормотворца. Так, незаметно для многих было принято Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения» (далее — Постановление № 3). Давайте выясним, какие изменения предусмотрены данным Постановлением.

 

Постановлением № 3 были внесены изменения в следующие нормативно-правовые акты:

Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

8. Организации и абоненты (далее — заявители) до 1 июля года, предшествующего началу периода реализации плана, представляют в органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод:

а) заявление о согласовании плана;

б) план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) по форме согласно приложению № 1;

в) отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы, по форме согласно приложению № 2.

[…]

[…]

8. Организации и абоненты (далее — заявители) представляют в органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод:

а) заявление о согласовании плана;

б) план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) по форме согласно приложению № 1;

в) отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы, по форме согласно приложению № 2.

[…]

 

Таким образом, из Положения был убран конкретный срок представления абонентами и организациями, осуществляющими водоотведение, плана снижения сбросов  на будущий год и отчета о выполнении указанного плана  за прошедший год;

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525:

 

Старая редакция

Новая редакция

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод), в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов) и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод).

[…]

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

[…]

 

В соответствии с внесенными изменениями Правила теперь распространяются и на абонентов, которые не входят в категорию нормируемых (не разрабатывают нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов; далее — НДС)[1]. Судя по всему, состав и свойства сточных вод, отводимых ненормируемыми абонентами, будут контролировать на соответствие нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ). В связи с этим были скорректированы соответствующие нормы Правил. Кроме того, из Правил было убрано требование об одновременном взятии параллельной пробы сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

[…]

[…]

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

[…]

 

На основании изменений результаты анализов параллельных проб теперь должны представляться абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, а не направляться. Также в Правилах была исправлена опечатка, закравшаяся в разъяснение сопоставимости параллельных проб:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения направляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

[…]

[…]

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

[…]

 

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

3. Установить, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

[…]

[…]

3. Установить, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» не распространяются на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

[…]

 

Таким образом, пп. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69–71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, и Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» теперь не распространяются на абонентов, в отношении которых лимиты на сбросы и НДС уже установлены, а не устанавливаются.

Постановлением № 3 были внесены изменения и в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные рассматриваемым Постановлением (далее — Правила ХВиВ). Так, теперь обязанность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод больше не привязывается к дате утверждения НДС[2]:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод с даты утверждения таких нормативов.

[…]

[…]

124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод.

[…]

 

В соответствии с изменениями, которые были внесены в приложение № 3 к Правилам ХВиВ, показатель соотношения ХПК : БПК5 теперь применяется при условии превышения уровня ХПК 500 мг/дм3. Ранее этот показатель не применялся только к сточным водам, подвергнутым биологической очистке на локальных очистных сооружениях.

Рассмотрим приложение № 3 подробнее. Оно устанавливает нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ (т.е. нормативы на сброс). Федеральный закон № 416-ФЗ, в развитие которого были приняты Правила ХВиВ (в т.ч. и приложение № 3), предусматривает разделение абонентов на две категории — нормируемые и ненормируемые. Для нормируемых абонентов нормативы на сброс устанавливаются индивидуально посредством разработки НДС, для ненормируемых же абонентов нормативы должны устанавливаться в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167; в ред. от 05.01.2015). Так что же за нормативы предусмотрены приложением № 3 к Правилам ХВиВ?

 

Например, в компанию «ЭКОТИМ» обратилось предприятие (ненормируемый абонент), превысившее муниципальные нормативы на сброс, которые являются более строгими в сравнении с нормативами, приведенными в приложении № 3 к Правилам ХВиВ, и получившее расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) с учетом превышения, составленный по новым правилам. Мы сделали заключение о неправомерности такого расчета, однако так и не смогли понять, какое место в системе законодательства о водоснабжении и водоотведении занимают нормативы из приложения № 3 к Правилам ХВиВ. Мы полагали, что принятые в будущем нормативно-правовые акты позволят прояснить ситуацию. Что же получилось в итоге?

 

Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

1. Установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов […], предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

[…]

[…]

1. Установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов […], предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

[…]

 

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации перестают учитывать в тарифе на услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов ущерб системам канализации, но продолжают учитывать ущерб окружающей среде;

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167:

 

Старая редакция

Новая редакция

[…]

61. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

[…]

[…]

61. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.

[…]

 

В соответствии с изменениями нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод теперь устанавливаются абонентам (а именно абонентам, которым не устанавливаются или еще не установлены[3] НДС) органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства без учета защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

 

ВЫВОДЫ

Если проанализировать перечисленные в статье изменения в совокупности, можно предположить, что законодатель постепенно отказывается от идеи нового нормирования только в отношении крупных абонентов (с объемом сбросов сточных вод в ЦСВ более 200 м3/сут.). Для остальных абонентов будут устанавливаться нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ. Пока можно лишь предположить, что данные нормативы складываются из нормативов, устанавливаемых муниципалитетом (природоохранные нормативы), и нормативов из приложения № 3 к Правилам ХВиВ (технологические нормативы, установление которых направлено на обеспечение сохранности ЦСВ).

В качестве доказательства последнего тезиса приведем извлечение из Правил ХВиВ:

 

Извлечение
из Правил ХВиВ
[…]
113. Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению № 2[4] и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
[…]
120. В случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, а также залповый сброс (сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных нормативов и требований), размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле […].
[…]

 

В приложении № 2 к Правилам ХВиВ устанавливается Перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, в п. 1 которого упоминается приложение № 3. Так, к сбросу запрещаются в том числе вещества, способные образовывать в ЦСВ взрывоопасные, токсичные и (или) горючие газы, органические растворители, горючие и взрывоопасные вещества (нефть, бензин, керосин, ацетон и др.) в концентрациях, превышающих допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренных приложением № 3 к Правилам ХВиВ, синтетические и натуральные смолы, масла, лакокрасочные материалы и отходы, продукты и отходы нефтепереработки, органического синтеза, смазочно-охлаждающие жидкости, содержимое средств и систем огнетушения (кроме использования для тушения возгораний).

Таким образом, если приложение № 2 к Правилам ХВиВ содержит перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в ЦСВ, то можно предположить, что сброс этих веществ запрещен потому, что он отрицательно сказывается на функционировании ЦСВ, а не на состоянии окружающей среды. По аналогии можно сделать вывод, что нормативы из приложения № 3 к Правилам ХВиВ являются технологическими, а не природоохранными (их установление направлено на защиту ЦСВ, а не окружающей среды). Следовательно, за нарушение этих нормативов должна взиматься соответствующая плата, которая, видимо, должна поступать в распоряжение организации, эксплуатирующей ЦСВ, в то время как плата за превышение природоохранных нормативов представляет собой знакомую всем плату за НВОС.

 

[1] См. Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

[2] Это, в принципе, логично, т.к. абонентам со среднесуточным объемом отводимых сточных вод более 30 м3, обязанным подавать указанную декларацию, НДС вообще не устанавливаются.

[3] В соответствии с письмом Минстроя России от 03.02.2015 № 2388-ОД/04 «О разъяснении Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 № 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения"» абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС, до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод.

[4] Здесь и далее выделено автором.

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», член Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2015.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам