Отдаем журнал бесплатно!

О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности

 

6 февраля на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/ был представлен текст проекта Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[1] (далее — Проект).

 

Часть положений, касающихся лицензирования в области обращения с отходами, не изменилась в сравнении с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012), но некоторые из них претерпели изменения. Рассмотрим их подробнее, разбив на тематические блоки.

 

1. Лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.

Положение-2012

Проект

[…]

3. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

ж) рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

[…]

[…]

3. Лицензионными требованиями осуществления деятельности в области обращения с отходами являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

ж) проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

з) наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов.

[…]

 

Таким образом, Проектом предусмотрены новые лицензионные требования к соискателям лицензии (лицензиатам) — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств и включение объекта размещения отходов (далее — ОРО), на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). Данные требования вводятся в связи с изменениями в правовом регулировании в области обращения с отходами — внесением изменений в федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) (возврат транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности с 1 июля 2015 г.[2]) и вступлением в силу с 1 августа 2014 г. Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (введение ГРОРО[3]).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 458-ФЗ в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, с 1 июля 2015 г. лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г.

 

В то же время из перечня лицензионных требований было исключено требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами. Однако в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий[4], разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением хозяйствующих субъектов IV категории, представляющих собой микропредприятия).

 

2. Грубые нарушения лицензионных требований.

Положение-2012

Проект

[…]

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»–«в», «е» и «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[…]

[…]

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»–«г» и «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности;

б) реализация объекта, используемого для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

[…]

 

Таким образом, в перечень грубых нарушений лицензионных требований Проектом предлагается дополнительно включить отсутствие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц без профессиональной подготовки, а также реализацию объекта для размещения и (или) обезвреживания отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ). В то же время из указанного перечня исключено проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

 

КСТАТИ
В соответствии с п. 17 утративших силу Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) должен был включать, в частности, раздел «Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду». В новых же Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349[5], отсутствуют положения о включении хозяйствующими субъектами в проект НООЛР информации о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

 

Отметим, что отсутствие ОРО, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в ГРОРО предлагается не считать грубым нарушением лицензионных требований[6].

Что касается профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, то с 1 июля 2015 г. ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 3 следующего содержания: «Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды».

В соответствии с Положением-2012 для получения лицензии (подп. «е» п. 5) и при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности (подп. «г» п. 6), соискатель лицензии (лицензиат) должен направить или представить в лицензирующий орган заявление с приложением, в частности, сведений о наличии у него положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов. Исключение составляют объекты, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 309-ФЗ). Проектом же данное исключение не предусмотрено.

 

3. Получение лицензии.

Положение-2012

Проект

[…]

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

б) перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

е) сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «в» пункта 3 настоящего Положения;

з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

и) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

к) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

л) опись прилагаемых документов.

[…]

[…]

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы (копии документов) и сведения:

а) перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

д) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

е) реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности;

ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения;

з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

и) сведения о включении объекта размещения отходов, на котором соискателем лицензии планируется осуществлять деятельность в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов.

[…]

 

Таким образом, Проектом предлагается исключить из перечня представляемых соискателем лицензии документов:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами[7];
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии[8].

 

КСТАТИ
На основании подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2014) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.

 

Как уже отмечалось ранее, в Проекте было убрано послабление для объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ, в части представления сведений о наличии положительного заключения ГЭЭ проектной документации.

В связи с тем, что Проектом предусмотрены новые лицензионные требования к получателям лицензии (наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств и включение ОРО, на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в ГРОРО), соискатель лицензии должен представить соответствующие сведения о соблюдении данных требований.

 

4. Переоформление лицензии.

Положение-2012

Проект

[…]

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

[…]

[…]

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности;

д) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу;

е) сведения о включении объекта размещения отходов, на котором лицензиатом планируется осуществлять деятельность в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов.

[…]

 

Как мы видим, требования к перечню документов, представляемых лицензиатом для переоформления лицензии, претерпели аналогичные перечисленным в предыдущем пункте изменения.

 

5. Проверка сведений, представляемых соискателем лицензии (лицензиатом), и сроки рассмотрения документов.

Положения, касающиеся контроля за представляемыми соискателями лицензии (лицензиатами) сведениями и сроков рассмотрения документов, остались без изменений и соответствуют требованиям Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензионный контроль осуществляется на основании:

  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 31.12.2014), в соответствии с ч. 2 ст. 9 которого плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 3 года;
  • Федерального закона № 99-ФЗ, согласно ст. 19 которого в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом (через год после дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии, через 3 года после дня окончания последней плановой проверки лицензиата).

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

В соответствии с п. 4 Проекта данный документ вступает в силу с 1 июля 2015 г. Однако согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г. Таким образом, 1 июля 2015 г. все организации, занимающиеся сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I–IV классов опасности, останутся без лицензий!

Переходный период законодательными актами не предусмотрен. В то же время его отсутствие грозит всем без исключения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям штрафами при проведении природоохранных проверок органами Росприроднадзора.

 

Например, юридическое лицо, в процесс деятельности которого образуются отходы, формально не может передать отход организации, не имеющей соответствующей лицензии (как минимум на транспортировку отходов). Следовательно, отходы должны накапливаться на территории промышленной площадки организации.
Отметим, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, в настоящее время для хранения отходов установлен новый срок — более 11 месяцев. Накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев. Однако на данный момент не понятно, к какому виду обращения с отходами нужно будет относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г.
В то же время в соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре –5 °С и ниже) должен быть не более 3 суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 °С) не более 1 суток (ежедневный вывоз).
На основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа:
•на граждан — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
•на должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
•на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
•на юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 

[1] http://regulation.gov.ru/project/22438.html.

[2] См. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях в области обращения с отходами, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

[3] Подробнее о ведении ГРОРО см.:

Вихровская А.П. Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 12–18 (https://www.profiz.ru/eco/11_2014/GRORO/);

Ламихова М. Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 46–53.

[4] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия не были определены. В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=138905).

[5] Подробнее о новых Методических указаниях см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (https://www.profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz/).

[6] Информацию о том, включен ли полигон в ГРОРО, можно найти на сайте Росприроднадзора в подразделе «Государственный реестр объектов размещения отходов» http://rpn.gov.ru/node/853, расположенном в разделе «Кадастр отходов».

[7] Еще раз отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью ПЭК. Программу ПЭК разрабатывают и утверждают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

[8] В связи с тем, что в заявлении указываются реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины, то проверка факта уплаты будет производиться территориальными органами Росприроднадзора.

Е.А. Нельзикова, инженер-эколог ЗАО «Арсенал-2»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности

 

6 февраля на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/ был представлен текст проекта Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[1] (далее — Проект).

 

Часть положений, касающихся лицензирования в области обращения с отходами, не изменилась в сравнении с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012), но некоторые из них претерпели изменения. Рассмотрим их подробнее, разбив на тематические блоки.

 

1. Лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.

Положение-2012

Проект

[…]

3. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

ж) рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

[…]

[…]

3. Лицензионными требованиями осуществления деятельности в области обращения с отходами являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

ж) проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

з) наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов.

[…]

 

Таким образом, Проектом предусмотрены новые лицензионные требования к соискателям лицензии (лицензиатам) — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств и включение объекта размещения отходов (далее — ОРО), на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). Данные требования вводятся в связи с изменениями в правовом регулировании в области обращения с отходами — внесением изменений в федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) (возврат транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности с 1 июля 2015 г.[2]) и вступлением в силу с 1 августа 2014 г. Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (введение ГРОРО[3]).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 458-ФЗ в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, с 1 июля 2015 г. лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г.

 

В то же время из перечня лицензионных требований было исключено требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами. Однако в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий[4], разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением хозяйствующих субъектов IV категории, представляющих собой микропредприятия).

 

2. Грубые нарушения лицензионных требований.

Положение-2012

Проект

[…]

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»–«в», «е» и «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[…]

[…]

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»–«г» и «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности;

б) реализация объекта, используемого для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

[…]

 

Таким образом, в перечень грубых нарушений лицензионных требований Проектом предлагается дополнительно включить отсутствие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц без профессиональной подготовки, а также реализацию объекта для размещения и (или) обезвреживания отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ). В то же время из указанного перечня исключено проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

 

КСТАТИ
В соответствии с п. 17 утративших силу Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) должен был включать, в частности, раздел «Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду». В новых же Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349[5], отсутствуют положения о включении хозяйствующими субъектами в проект НООЛР информации о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

 

Отметим, что отсутствие ОРО, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в ГРОРО предлагается не считать грубым нарушением лицензионных требований[6].

Что касается профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, то с 1 июля 2015 г. ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 3 следующего содержания: «Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды».

В соответствии с Положением-2012 для получения лицензии (подп. «е» п. 5) и при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности (подп. «г» п. 6), соискатель лицензии (лицензиат) должен направить или представить в лицензирующий орган заявление с приложением, в частности, сведений о наличии у него положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов. Исключение составляют объекты, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 309-ФЗ). Проектом же данное исключение не предусмотрено.

 

3. Получение лицензии.

Положение-2012

Проект

[…]

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

б) перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

е) сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «в» пункта 3 настоящего Положения;

з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

и) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

к) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

л) опись прилагаемых документов.

[…]

[…]

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы (копии документов) и сведения:

а) перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

д) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

е) реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности;

ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения;

з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

и) сведения о включении объекта размещения отходов, на котором соискателем лицензии планируется осуществлять деятельность в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов.

[…]

 

Таким образом, Проектом предлагается исключить из перечня представляемых соискателем лицензии документов:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами[7];
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии[8].

 

КСТАТИ
На основании подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2014) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.

 

Как уже отмечалось ранее, в Проекте было убрано послабление для объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ, в части представления сведений о наличии положительного заключения ГЭЭ проектной документации.

В связи с тем, что Проектом предусмотрены новые лицензионные требования к получателям лицензии (наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств и включение ОРО, на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в ГРОРО), соискатель лицензии должен представить соответствующие сведения о соблюдении данных требований.

 

4. Переоформление лицензии.

Положение-2012

Проект

[…]

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

[…]

[…]

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности;

д) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу;

е) сведения о включении объекта размещения отходов, на котором лицензиатом планируется осуществлять деятельность в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов.

[…]

 

Как мы видим, требования к перечню документов, представляемых лицензиатом для переоформления лицензии, претерпели аналогичные перечисленным в предыдущем пункте изменения.

 

5. Проверка сведений, представляемых соискателем лицензии (лицензиатом), и сроки рассмотрения документов.

Положения, касающиеся контроля за представляемыми соискателями лицензии (лицензиатами) сведениями и сроков рассмотрения документов, остались без изменений и соответствуют требованиям Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензионный контроль осуществляется на основании:

  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 31.12.2014), в соответствии с ч. 2 ст. 9 которого плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 3 года;
  • Федерального закона № 99-ФЗ, согласно ст. 19 которого в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом (через год после дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии, через 3 года после дня окончания последней плановой проверки лицензиата).

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

В соответствии с п. 4 Проекта данный документ вступает в силу с 1 июля 2015 г. Однако согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г. Таким образом, 1 июля 2015 г. все организации, занимающиеся сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I–IV классов опасности, останутся без лицензий!

Переходный период законодательными актами не предусмотрен. В то же время его отсутствие грозит всем без исключения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям штрафами при проведении природоохранных проверок органами Росприроднадзора.

 

Например, юридическое лицо, в процесс деятельности которого образуются отходы, формально не может передать отход организации, не имеющей соответствующей лицензии (как минимум на транспортировку отходов). Следовательно, отходы должны накапливаться на территории промышленной площадки организации.
Отметим, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, в настоящее время для хранения отходов установлен новый срок — более 11 месяцев. Накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев. Однако на данный момент не понятно, к какому виду обращения с отходами нужно будет относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г.
В то же время в соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре –5 °С и ниже) должен быть не более 3 суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 °С) не более 1 суток (ежедневный вывоз).
На основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа:
•на граждан — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
•на должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
•на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
•на юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 

[1] http://regulation.gov.ru/project/22438.html.

[2] См. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях в области обращения с отходами, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

[3] Подробнее о ведении ГРОРО см.:

Вихровская А.П. Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 12–18 (https://www.profiz.ru/eco/11_2014/GRORO/);

Ламихова М. Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 46–53.

[4] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия не были определены. В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=138905).

[5] Подробнее о новых Методических указаниях см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (https://www.profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz/).

[6] Информацию о том, включен ли полигон в ГРОРО, можно найти на сайте Росприроднадзора в подразделе «Государственный реестр объектов размещения отходов» http://rpn.gov.ru/node/853, расположенном в разделе «Кадастр отходов».

[7] Еще раз отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью ПЭК. Программу ПЭК разрабатывают и утверждают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

[8] В связи с тем, что в заявлении указываются реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины, то проверка факта уплаты будет производиться территориальными органами Росприроднадзора.

Е.А. Нельзикова, инженер-эколог ЗАО «Арсенал-2»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2015.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам