Электронная версия журнала

Содержание

«Справочник эколога» №3 2014 /

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Отмена ФККО и новые правила паспортизации отходов: каковы последствия?

На общем собрании НП «Уральская ассоциация экологически ответственных предприятий», прошедшем 11 февраля 2014 г. в г. Екатеринбурге в рамках V Межрегиональной выставки-форума «Экология города. Управление отходами — 2014», обсуждался вопрос о вступлении в действие с 1 августа 2014 г. Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».

О.Б. Зайцев

Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1273 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»: комментарий редакции

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1273 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. В чем заключаются данные изменения, читайте в статье.

IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды: взгляд изнутри

2–4 декабря 2013 г. в Москве прошел IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды (далее — Съезд). Автор статьи была избрана делегатом Съезда от г. Москвы, что обязало ее погрузиться в процесс подготовки к данному событию. Можно предположить, что мероприятие, проводимое столь редко и имеющее столь громкое название, должно отличаться от обычной конференции. Отличалось ли? В чем был его смысл вообще и будет ли от него польза в будущем? Ищите ответы на эти вопросы в статье.

А.Г. Дудникова

ПЛАТА ЗА НВОС

Экология должна быть экономной

В предложенной статье освещены некоторые возможности экономии денежных средств природопользователей в рамках действующего законодательства, направленных на «компенсацию» (согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"») негативного воздействия на окружающую среду.

Е.М. Горелов, М.С. Пидченко

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Право собственности на отходы и его передача

В статье рассматриваются основные положения экологического и гражданского законодательства о праве собственности на отходы, а именно следующие вопросы: какие права и обязанности есть у собственников отходов? каким образом право собственности может переходить другим лицам? когда те или иные действия по обращению с отходами могут считаться переходом права собственности, а когда — не могут? кому предприятия могут передавать права собственности на отходы? необходимы ли прямые или трехсторонние договоры на передачу отходов?

И.О. Прохоров

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

Ю.М. Полякова

ВОПРОС — ОТВЕТ

Нужно ли переоформлять лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I–IV классов опасности и санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по использованию опасных отходов предприятию, которое занимается сбором и переработкой отходов?

Какие документы необходимо разработать и представить в Росприроднадзор для отчетности стоматологической поликлинике — субъекту малого предпринимательства?

Требуется ли согласование материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)? Если требуется, то в каких органах? Нужно ли в материалах ОВОС рассматривать период строительства?

В каких организациях и в каком порядке следует согласовывать ввод в эксплуатацию водозаборного узла и очистных сооружений коттеджного поселка?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

Экологический контроль автотранспорта

На балансе практически любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, независимо от осуществляемого ими вида экономической деятельности, имеется автотранспорт. При этом в соответствии с п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об охране атмосферного воздуха», ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 28.12.2013) запрещается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Но что является в данном случае выбросом вредных загрязняющих веществ, каковы их нормативные значения и, главное, кем и когда они должны контролироваться? Именно на эти вопросы и ряд других сопутствующих вопросов мы постараемся дать ответы в нашей статье.

О.Н. Лаврухина

ЭКОЛОГ +

Идентификация законодательных и других требований в системе экологического менеджмента

Разработка и внедрение систем экологического менеджмента (далее — СЭМ), в отличие от разработки и внедрения многих других стандартизированных систем менеджмента, непосредственно связаны с выполнением требований национального законодательства, применимых к экологическим аспектам организации, внедряющей СЭМ, а также других требований из документов, которые не имеют статуса нормативных правовых актов, но являются обязательными к применению при управлении экологическими аспектами.

Ю.В. Бабина

Внедрение системы экологического менеджмента: опыт предприятия

ISO 14000 — серия международно признанных стандартов для внедрения системы управления окружающей средой на предприятиях и в организациях. Внедрение данных стандартов свидетельствует о том, что организация (предприятие) стремится уменьшить вредное воздействие от производственных процессов на окружающую среду и достичь постоянного улучшения своих экологических показателей. В статье пойдет речь о внедрении системы экологического менеджмента на предприятии и последующей ее сертификации.

А.А. Храмова

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2014.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.