Отдаем журнал бесплатно!

Особенности экологической отчетности и разрешительной документации для строительных объектов III категории

Долгое время хозяйствующие субъекты, осуществляющие строительство объектов капитального строительства[1], задавались вопросами об их объектов к объектам ОНВ[2], о необходимости постановки таких объектов на государственный учет объектов ОНВ, о том, какую все же природоохранную разрешительную документацию необходимо иметь в наличии и какие виды отчетов необходимо предоставлять в уполномоченные органы.

С 2021 г. в законодательстве РФ ситуация несколько прояснилась после обновления Критериев отнесения объектов ОНВ к объектам I, II, III и IV категорий — вступили в силу Критерии № 2398[3], согласно которым осуществление на объекте ОНВ хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству ОКС продолжительностью более 6 месяцев является критерием отнесения объектов ОНВ к объектам III категории, оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

Для объектов III категории в природоохранном законодательстве имеется ряд вполне однозначных требований, однако их следует рассмотреть в разрезе требований именно к объектам ОНВ, на которых осуществляется деятельность по строительству ОКС.

Строительство ОКС происходит в соответствии с нормативами допустимого воздействия на окружающую среду и требованиями в области охраны окружающей среды, в т.ч. согласно требованиям:
• к сохранению и восстановлению природной среды;
• рациональному использованию природных ресурсов;
• обеспечению экологической безопасности;
• предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

При строительстве ОКС должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды (ст. 36 Закона № 7-ФЗ[4]).

Свидетельство о постановке объекта ОНВ на государственный учет 

Присвоение объекту ОНВ категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов ОНВ (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Для постановки объекта ОНВ на государственный учет хозяйствующий субъект, который непосредственно осуществляет свою деятельность на данном объекте, представляет в уполномоченный на ведение государственного реестра объектов ОНВ орган заявку о постановке объекта ОНВ на государственный учет по утвержденной форме[5]. По результатам рассмотрения заявки хозяйствующий субъект получает свидетельство о постановке объекта ОНВ на государственный учет в форме выписки из государственного реестра объектов ОНВ[6], которым определяется категория объекта, а также присваивается уникальный код объекта, который подлежит сохранению до ликвидации данного объекта.

От присвоенной категории зависят дальнейшие шаги по объекту в части разработки и утверждения разрешительной документации, формирования и представления тех или иных экологических и статистических отчетов.

Обратите внимание
Для постановки объектов ОНВ, на которых осуществляется деятельность по строительству ОКС, следует учесть рекомендации Минприроды России, которые содержатся в письме от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов» . Согласно нему в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а если в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство не требуется — дату утверждения проектной документации.

Инвентаризация выбросов 

Инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов), включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВ, проводят хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах. Также эти хозяйствующие субъекты документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и ее корректировки сведения (п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ[7]).

Правовое регулирование
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок проведения инвентаризации), утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

 

Согласно Порядку проведения инвентаризации инвентаризация выбросов проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона № 96-ФЗ и п. 2 Порядка проведения инвентаризации инвентаризация стационарных источников на объектах ОНВ, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Ни Закон № 96-ФЗ, ни Порядок проведения инвентаризации однозначно не говорят о том, что инвентаризация выбросов не требуется для объектов ОНВ, не введенных в эксплуатацию. Положения указанных документов сообщают лишь о том, что для вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ утвержден ограниченный срок проведения инвентаризации — два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.

Особенности проведения инвентаризации выбросов для вновь строящихся объектов ОНВ 

Порядок проведения инвентаризации дает уточнения по некоторым особенностям проведения инвентаризации выбросов для вновь строящихся объектов ОНВ:
1)  для стационарных ИЗАВ[8], которые функционируют только в период строительства или реконструкции и в дальнейшем будут ликвидированы, присваиваются номера, начиная с 5501, для организованных ИЗАВ; начиная с 6501 — для неорганизованных ИЗАВ;
2) для получения данных о показателях выбросов применяются расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования.

Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 27.05.2022), раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» должен содержать:

 перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации ОКС, включая результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам. Так, на период строительства ОКС в проектной документации будут содержаться результаты инвентаризации выбросов, на основании которых при необходимости будут рассчитаны нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ).

Нормативы допустимых выбросов

НДВ разрабатываются (рассчитываются) хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) при их наличии в выбросах, и включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды[9].

Для планируемых в целях строительства объектов ОНВ НДВ рассчитываются на основании материалов оценки воздействия на окружающую среду при разработке соответствующих разделов проектной документации, подготавливаемой в соответствии с ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (п. 9 Положения № 2055[10]). В отношении строящихся объектов ОНВ разработка (расчет) НДВ обеспечивается на основе проектной документации (п. 12 Положения № 2055, п. 8 Методики № 581[11]).

В состав данных, на основе которых проводится разработка предельно допустимых выбросов, входят:


[1] Далее — ОКС.

[2] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[5] Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденная Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.

[6] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830.

[7] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[8] Источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

[9] См. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[10] Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055.

[11] Методика разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.


 

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Особенности экологической отчетности и разрешительной документации для строительных объектов III категории

Долгое время хозяйствующие субъекты, осуществляющие строительство объектов капитального строительства[1], задавались вопросами об их объектов к объектам ОНВ[2], о необходимости постановки таких объектов на государственный учет объектов ОНВ, о том, какую все же природоохранную разрешительную документацию необходимо иметь в наличии и какие виды отчетов необходимо предоставлять в уполномоченные органы.

С 2021 г. в законодательстве РФ ситуация несколько прояснилась после обновления Критериев отнесения объектов ОНВ к объектам I, II, III и IV категорий — вступили в силу Критерии № 2398[3], согласно которым осуществление на объекте ОНВ хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству ОКС продолжительностью более 6 месяцев является критерием отнесения объектов ОНВ к объектам III категории, оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

Для объектов III категории в природоохранном законодательстве имеется ряд вполне однозначных требований, однако их следует рассмотреть в разрезе требований именно к объектам ОНВ, на которых осуществляется деятельность по строительству ОКС.

Строительство ОКС происходит в соответствии с нормативами допустимого воздействия на окружающую среду и требованиями в области охраны окружающей среды, в т.ч. согласно требованиям:
• к сохранению и восстановлению природной среды;
• рациональному использованию природных ресурсов;
• обеспечению экологической безопасности;
• предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

При строительстве ОКС должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды (ст. 36 Закона № 7-ФЗ[4]).

Свидетельство о постановке объекта ОНВ на государственный учет 

Присвоение объекту ОНВ категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов ОНВ (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Для постановки объекта ОНВ на государственный учет хозяйствующий субъект, который непосредственно осуществляет свою деятельность на данном объекте, представляет в уполномоченный на ведение государственного реестра объектов ОНВ орган заявку о постановке объекта ОНВ на государственный учет по утвержденной форме[5]. По результатам рассмотрения заявки хозяйствующий субъект получает свидетельство о постановке объекта ОНВ на государственный учет в форме выписки из государственного реестра объектов ОНВ[6], которым определяется категория объекта, а также присваивается уникальный код объекта, который подлежит сохранению до ликвидации данного объекта.

От присвоенной категории зависят дальнейшие шаги по объекту в части разработки и утверждения разрешительной документации, формирования и представления тех или иных экологических и статистических отчетов.

Обратите внимание
Для постановки объектов ОНВ, на которых осуществляется деятельность по строительству ОКС, следует учесть рекомендации Минприроды России, которые содержатся в письме от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов» . Согласно нему в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а если в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство не требуется — дату утверждения проектной документации.

Инвентаризация выбросов 

Инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов), включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВ, проводят хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах. Также эти хозяйствующие субъекты документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и ее корректировки сведения (п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ[7]).

Правовое регулирование
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок проведения инвентаризации), утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

 

Согласно Порядку проведения инвентаризации инвентаризация выбросов проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона № 96-ФЗ и п. 2 Порядка проведения инвентаризации инвентаризация стационарных источников на объектах ОНВ, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Ни Закон № 96-ФЗ, ни Порядок проведения инвентаризации однозначно не говорят о том, что инвентаризация выбросов не требуется для объектов ОНВ, не введенных в эксплуатацию. Положения указанных документов сообщают лишь о том, что для вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ утвержден ограниченный срок проведения инвентаризации — два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.

Особенности проведения инвентаризации выбросов для вновь строящихся объектов ОНВ 

Порядок проведения инвентаризации дает уточнения по некоторым особенностям проведения инвентаризации выбросов для вновь строящихся объектов ОНВ:
1)  для стационарных ИЗАВ[8], которые функционируют только в период строительства или реконструкции и в дальнейшем будут ликвидированы, присваиваются номера, начиная с 5501, для организованных ИЗАВ; начиная с 6501 — для неорганизованных ИЗАВ;
2) для получения данных о показателях выбросов применяются расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования.

Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 27.05.2022), раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» должен содержать:

 перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации ОКС, включая результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам. Так, на период строительства ОКС в проектной документации будут содержаться результаты инвентаризации выбросов, на основании которых при необходимости будут рассчитаны нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ).

Нормативы допустимых выбросов

НДВ разрабатываются (рассчитываются) хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) при их наличии в выбросах, и включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды[9].

Для планируемых в целях строительства объектов ОНВ НДВ рассчитываются на основании материалов оценки воздействия на окружающую среду при разработке соответствующих разделов проектной документации, подготавливаемой в соответствии с ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (п. 9 Положения № 2055[10]). В отношении строящихся объектов ОНВ разработка (расчет) НДВ обеспечивается на основе проектной документации (п. 12 Положения № 2055, п. 8 Методики № 581[11]).

В состав данных, на основе которых проводится разработка предельно допустимых выбросов, входят:


[1] Далее — ОКС.

[2] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[5] Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденная Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.

[6] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830.

[7] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[8] Источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

[9] См. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[10] Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055.

[11] Методика разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.


 

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2023.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам