Электронная версия журнала

«Регуляторная гильотина»: обзор перечня неактуальных НПА

«Справочник эколога» №2 2020 / Проекты НПА

Одним из новых витков реформы контрольно-надзорной деятельности, запущенной в 2016 г., стала «регуляторная гильотина». В начале 2019 г. Дмитрий Медведев дал ряд поручений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций[1], что положило начало формированию механизма «регуляторной гильотины».

 

Так, Правительству РФ с участием федеральных органов исполнительной власти было поручено организовать механизм правового регулирования «регуляторная гильотина», федеральным органам исполнительной власти — разработать планы мероприятий («дорожные карты») по реализации данного механизма в отдельных сферах государственного контроля (надзора).

 

К сведению

Под «регуляторной гильотиной» подразумевается формирование системы актуализированных обязательных требований, а также по прекращению действия устаревших нормативных правовых актов (далее — НПА) в данной сфере. Основная цель «регуляторной гильотины» — сокращение административной нагрузки на бизнес.

 

Предполагается, что в рамках «регуляторной гильотины» будут пересмотрены действующие по настоящее время требования НПА, в первую очередь принятых в советские годы, в т.ч. в области экологии. Не отвечающие современному уровню технологического развития в соответствующих сферах требования будут отменены (в большей части речь идет о требованиях НПА времен СССР) или изменены. Помимо этого, планируется внести изменения в основные законы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность.

План по реализации «регуляторной гильотины»

В ходе выполнения поручения Правительством РФ был разработан план по реализации механизма «регуляторной гильотины».

 

Планом, предполагаемым к реализации в 2019–2020 гг., предусматривается в том числе подготовка федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях», а также принятие других федеральных законов и подзаконных актов к ним, направленных на актуализацию и систематизацию обязательных требований в отдельных сферах (в каких именно — не конкретизировано).

Кроме этого, планом предполагается подготовка постановлений Правительства РФ, предусматривающих признание утратившими силу с 01.01.2021 принятых ранее НПА.

Пока федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[2] и «Об обязательных требованиях»[3] находятся на уровне законопроектов.

Появившиеся проекты постановлений Правительства РФ об отмене неактуальных НПА в части экологии рассмотрим ниже.

Неактуальные НПА

В соответствии с Поручением Правительства РФ от 11.09.2019 Минюст России подготовил проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий признание утратившими силу или недействующими на территории Российской Федерации с 01.02.2020 правовых актов СССР и РСФСР.

Проектом Постановления отменяются акты, содержащие устаревшее регулирование, акты, имеющие статус «действующие», но не применяющиеся на практике. Это действительно так, поэтому содержание проекта не очень интересно — реальное снижение воздействия на бизнес в части экологии не видится. Сюда попали следующие Постановления Совета Министров РСФСР:

 

Дата и номер

Название

от 31.05.1973 № 296

«Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»

от 28.03.1979 № 167

«О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов»

от 19.10.1990 № 450

«Вопросы Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию»

от 31.12.1960 № 1966

«Об организации государственного ветеринарного надзора за рыбохозяйственными водоемами РСФСР»

от 30.03.1967 № 228

«О мероприятиях по удалению, переработке и использованию бытового мусора»

от 19.11.1982 № 603

«Об улучшении использования промышленных (деловых) отходов черных металлов»

от 13.03.1981 № 144

«О мерах по дальнейшему развитию производства товаров народного потребления из местного сырья и отходов на предприятиях республиканских министерств и ведомств РСФСР и потребительской кооперации»

от 19.07.1982 № 409

«Об утверждении Положения о Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов»

от 12.06.1984 № 250

«Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промышленных отходов»

от 15.05.1987 № 197

«О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987–1995 годах»

от 02.07.1987 № 276

«Об усилении роли экспертизы проектов на строительство крупных народнохозяйственных объектов в целях предупреждения отрицательных экологических последствий»

от 18.03.1988 № 93

«О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР»

от 08.06.1988 № 225

«Об организационной структуре Государственного комитета РСФСР по охране природы»

от 16.03.1990 № 93

«О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990–1995 годах и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 года»

от 19.10.1990 № 450

«Вопросы Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию»

 

Вместе с тем в проект не попало, к примеру, Постановление Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР» (вместе с «Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР»), действительно оказывающее воздействие на бизнес.

Как нам известно из практики, согласование с органами Росрыболовства строительства или реконструкции объектов, оказывающих воздействие на водные биологические ресурсы, в последние годы стало требоваться со всех, у кого рядом протекает что-то, что хоть как-то можно обозвать водным объектом (пусть даже из биоресурсов в нем выявлены только лягушки, но ведь вода из него стекает в дренажную канаву федеральной трассы, а потом уже точно в водный объект, в котором будет рыба).

Абсурдность этой ситуации добавляет требование о согласовании проектной документации «старых» объектов и ее соответствии Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», т.е. «старым» объектам приходится «обновлять» (а иногда и делать с нуля) проектную документацию на строительство (реконструкцию), происходившие в достаточно отдаленном от 2008 г. прошлом.

 

Справка

Постановлением от 13.01.2020 № 7 с 01.02.2020 признаются утратившими силу принятые в период с 1917 по 2002 гг. 1259 актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений, содержащих устаревшее регулирование или имеющих статус «действующие», но не применяющихся на практике.

 

Как было обозначено выше, во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» федеральные органы исполнительной власти готовят проекты перечней НПА, подлежащих отмене с 01.01.2021.

Минприроды России подготовлен такой проект в части экологических требований.

 

[1] См. Поручение Правительства РФ от 30.01.2019 № ДМ-П36-608.

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2020.