Электронная версия журнала

Новый год — новые документы: КЭР и декларация о воздействии на окружающую среду

«Справочник эколога» №2 2019 / Новое в законодательстве

В статье рассмотрим Приказы Минприроды России от 11.10.2018 № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» (далее — Приказ № 510) и 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (далее — Приказ № 509).

Комплексное экологическое разрешение

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

КЭР выдается на основании заявки , подаваемой в центральный аппарат Росприроднадзора.

Заявка состоит из таблиц, в которых указываются сведения на планируемый период действия КЭР (сведения об авариях, инцидентах — за прошедшие 7 лет).

Нормативы допустимых выбросов, сбросов рассчитываются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах и сбросах; нормативы допустимых сбросов для объектов централизованной системы водоотведения поселений или городских округов — для всех веществ.

 

На первый взгляд кажется странным, что расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов для всех нормируемых веществ проводятся только в рамках подачи декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов I категории, сбрасывающих, например, только ливневые (нормируемые по взвешенным веществам и нефтепродуктам) и хозяйственно-бытовые стоки, нормативы устанавливаться не будут, т.к. такие сточные воды не содержат радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), а объекты II категории при подаче декларации нормативы по таким сточным водам разрабатывают.

Однако все можно объяснить.

 

Справка

Идея технологического нормирования пришла к нам из Евросоюза, где руководствовались следующей логикой.
Есть особо грязные масштабные производства, которые нельзя закрыть по социальным причинам, но эти производства в принципе достичь санитарно-гигиенических нормативов не могут, поскольку не существует таких технологий или внедрение этих технологий столь дорого, что делает невозможным существование данного производства.
В Европе положено соблюдать законодательство, и в случае объективной невозможности исполнения определенных законодательных норм необходимо принять такие меры, которые приведут законодательство к реальности, т.е. лицо должно иметь возможность соблюдения законодательства.
В отношении данных грязных производств было решено выявить наилучшие из доступных (т.е. реальных к внедрению) технологий, определить удельные показатели их воздействия на окружающую среду и, исходя из этих показателей, определять допустимость воздействия для конкретного предприятия, попадающего в эту категорию.
Вот чем объясняется кажущаяся несправедливость, что II категория нормирует все вещества, а I категория нормирует примерно 5 из 40 возможных по воздуху и не нормирует (если это не водоканал) ливневые и хозяйственно-бытовые стоки. Нормирует. Но через технологическое нормирование. Поскольку пока нормативные правовые акты по технологическому нормированию не приняты, не будем спешить завидовать I категории.

 

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ»
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2019.

Получить статью целиком бесплатно

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Юридический центр промышленной экологии приглашает принять участие в XIII Всероссийском семинаре экологов предприятий, который пройдет в Москве 18-20 сентября 2019 г (Новотель Москва Сити, Пресненская наб., 2).

  •  Обучение специалистов, ответственных за эксплуатацию ГОУ

    Согласно старым Правилам эксплуатации установок очистки газа - требовалось организовывать техническую учебу и проверку знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа. В новых Правилах эксплуатации установок очистки газа, такого требование нет. Означает ли это, что теперь не требуется обучать персонал? Или же есть документ, который регламентирует проведение обучения персонала, занятого эксплуатацией ГОУ?

  • Какое значение концентрации вещества принимать, если результат в протоколе ниже предела обнаружения?

    На нашем предприятии имеется аккредитованная лаборатория на проведение анализов загрязняющих веществ в сточных водах. Какое значение загрязняющего вещества (в мг/дм3) следует принимать при расчете суммы платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах в водные объекты, если при выполнении анализов загрязняющих веществ на выпуске в поверхностный водоем (реку) после городских очистных сооружений канализации и последующем составлении протоколов результатов аккредитованной лабораторией, определяемое значение загрязняющего вещества выходит за пределы области аккредитации лаборатории?