Электронная версия журнала

Плановые и внеплановые проверки: вызов принят!

«Справочник эколога» №2 2018 / Больная тема

Ключевые вопросы

Уведомление хозяйствующего субъекта о проведении проверки

Основания для проведения проверки

Отбор проб, измерение и осмотр территории и объектов на ней

Получение объяснений от работников предприятия

Предоставление документов и информации

 

 

Для минимизации неблагоприятных для природопользователя ситуаций при проведении государственного экологического надзора, а также по его результатам руководство предприятия и сотрудники, привлеченные к проведению проверки, должны знать законодательное регулирование государственного надзора. От знания ряда особенностей законодательства зависит, насколько эффективно хозяйствующий субъект сможет защитить свои права, максимально исключив негативный результат окончания надзорного мероприятия (например, избежать необоснованных требований о возмещении ущерба со стороны государственных органов на стадии проведения проверки).

Уведомление хозяйствующего субъекта о проведении проверки

В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) административный орган должен уведомить лицо, в отношении которого будет проводиться проверка, не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала любым способом, позволяющим зафиксировать факт уведомления природопользователя.

Согласно ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки выполнения ранее выданного предписания или проверки, проводимой в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требованием прокурора, природопользователь должен быть уведомлен не позднее чем за 24 ч до ее начала.

Систематическое получение почтовой корреспонденции

В интересах руководителя предприятия ежедневно проверять почту (в т.ч. электронную), отключить автоматический прием писем факсом на всех телефонах и незамедлительно уведомлять ответственных работников.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подавляющее большинство извещений о проведении плановых выездных проверок надзорные органы направляют заказными письмами с уведомлениями о вручении.
При этом, если природопользователь, получив извещение о поступлении заказного письма, не явился в отделение почтовой связи для получения письма, он будет считаться уведомленным надлежащим образом со дня получения почтового извещения.

 

Указанные требования необходимы в связи с тем, что зачастую государственные органы направляют уведомления о начале проведения проверки в самый неподходящий момент для предприятия или под конец рабочего дня, когда про данное уведомление могут забыть и (или) потерять его вовсе.

Получение уведомления неуполномоченным лицом

Также надзорные органы могут уведомить хозяйствующих субъектов о проведении проверок, непосредственно вручив сотрудникам предприятий копии соответствующих приказов (распоряжений).

Нередко копии приказов (распоряжений) вручаются лицам, не уполномоченным (внутренними регламентами, доверенностями) на получение корреспонденции, что может создать ситуацию, при которой руководство предприятия просто не узнает о проверке до самого ее начала.

Чтобы исключить подобные случаи, необходимо четко проинструктировать сотрудников предприятия о недопустимости получать какие-либо документы от надзорных органов, не адресованные лично им.

При получении соответствующего приказа (распоряжения) неуполномоченным лицом законность проведения проверки может быть поставлена под сомнение, а ее результаты впоследствии признаны недействительными[1].

Уведомление факсимильной связью

Еще одним распространенным способом извещения хозяйствующего субъекта о проведении проверки является направление административным органом копии приказа (распоряжения) факсимильной связью.

Следует учитывать, что хозяйствующий субъект считается надлежаще извещенным о проведении проверки, если:

• уведомление направлено ему по номеру факса, принадлежность которого предприятию может быть достоверно установлена;

• и (или) он подтвердил получение документа, уведомившего его о проводимом мероприятии[2].

 

Например, подтверждением получения уведомления может считаться присвоение входящему документу регистрационного номера или сообщение отправителю фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, принявшего факсимильное отправление.

 

При этом, если получение факсимильных сообщений на предприятии ведется в автоматическом режиме, велика вероятность, что хозяйствующий субъект не получит направленную ему по факсу копию соответствующего приказа (распоряжения) в результате технических сбоев или обстоятельств иного характера.

Основания для проведения проверки

Одной из причин принятия Федерального закона № 294-ФЗ явилась необходимость исключить из практики работы надзорных органов проведение необоснованных проверок.

С этой целью в указанный Федеральный закон были включены положения о планах проверок и исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ отсутствие законного основания для проведения проверки является основанием для признания результатов проверки недействительными.

Таким образом, сразу же после получения хозяйствующим субъектом извещения о проведении проверки ему следует проверить обоснованность ее проведения.

Правомерность проверки обособленных подразделений, не указанных в приказе (распоряжении) о проведении проверки

Иногда надзорные органы (по незнанию или по иным обстоятельствам) не включают в планы проверок и приказы (распоряжения) о проведении проверок все обособленные структурные подразделения проверяемого лица, которые уже в ходе проведения проверки посещает должностное лицо надзорного органа.

В таком случае у проверяемого лица может возникнуть закономерный вопрос: правомерна ли проверка в отношении таких объектов?

 

[1] См., например, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2014 по делу № А55-16539/2013.

[2] См., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу № А39-4478/2014.

Е.В. Жаров, адвокат, кандидат экономических наук, руководитель экологической практики компании «Объединенные консультанты ФДП»
А.А. Неофитов, юрист компании «Объединенные консультанты ФДП»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2018.

Купить этот номер в электронном виде

Узнать больше:

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Крупнейшее на Северо-Западе мероприятие в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, природоохранного оборудования, технологий и услуг.

  • Мероприятие традиционно проходит под Патронатом ТПП РФ и проводится при организационном участии Центра экологической промышленной политики Минпромторга России, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, Ассоциации «ЕРБА», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Центра ЮНИДО, Ассоциаций «АПЭТ» и «РАТЭК».

  • Некорректная работа Модуля — штраф для природопользователя?

    Наше предприятие сдало декларацию о плате в срок до 10.03.2017, но в связи с некорректной работой Модуля природопользователя мы не смогли отобразить наличие на предприятии отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) и срок сдачи ее в уполномоченный орган. Позже, когда Модуль заработал, мы сделали уточненный расчет и подали его в Департамент Росприроднадзора 27.04.2017. Суммы платы остались прежними, и в расчете кроме одной новой строчки с данными об отчетности СМСП ничего не поменялось. Может ли Росприроднадзор оштрафовать нас за то, что уточненный расчет не был сдан в срок до 10.03.2017?