Отдаем журнал бесплатно!

Новый ОНД: чем он нам грозит?

Комментарий от разработчика проектной документации.

 

Свершилось то, чего мы так ждали и боялись многие годы. После нескольких неудачных попыток и многолетних «угроз» разработать и внедрить вместо старого доброго ОНД-86[1] новый отраслевой нормативный документ он, наконец, разработан и даже внедрен. Если быть более точными, теперь он называется не ОНД, а просто Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе[2].

 

ОНД-86 долгое время оставался единственным документом, разработанным и утвержденным Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова Госкомгидромета СССР в установленном порядке, и именно на этой методике основывается расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ от источников выбросов в проектной документации (проекты предельно допустимых выбросов[3], санитарно-защитной зоны[4], перечня мероприятий по охране окружающей среды и др.) и работают компьютерные программы расчета рассеивания. Методика предназначена для расчета приземных концентраций в двухметровом слое над поверхностью земли, а также вертикального распределения концентраций.

 

Приказ об утверждении Методов подписан в конце 2016 г. Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации и направлен на регистрацию в Минюст России[5].

Методы подлежат обязательному применению с 01.01.2018, однако все документы, разработанные на основании старой методики, будут действовать до конца установленного для них срока действия.

Официальная причина появления нового документа — устранение правового пробела в связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке методов расчетов рассеивания, поскольку ОНД-86 не прошел государственную регистрацию и не был опубликован в установленном порядке. Кроме того, после введения в действие ОНД-86 были получены новые научные результаты, и возникла необходимость в уточнении и дополнении положений ОНД-86. Обратите внимание на эту формулировку — «новые научные результаты». Звучит многообещающе, однако неясно, каким образом это реализовано в Методах.

Приведем краткий обзор нового нормативного правового акта в том виде, в котором он принят.

РАСЧЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Основная формула расчета из ОНД-86 — расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника — в новом документе существенных изменений не претерпела.

Максимальная приземная разовая концентрация загрязняющего вещества[6] см (мг/м3) при выбросе газовоздушной (пылегазовоздушной) смеси[7] из одиночного точечного источника выброса с круглым устьем достигается при опасной скорости ветра uм на расстоянии xм от источника и определяется по формуле:

Формулы разд. 5 ОНД-86 перекочевали в разд. 8 Методов тоже без существенных изменений.

Рельеф местности по-прежнему учитывается очень просто — с помощью одного коэффициента . Однако аппарат расчета данного коэффициента несколько расширен. Теперь, если на территории воздействия объекта наблюдается перепад высот более 50 м на 1 км, то коэффициент устанавливается на основе анализа картографического материала, характеризующего рельеф местности.

Картографический материал должен представлять собой топографические карты масштабом 1:25 000 или 1:10 000 с линиями равных высот местности (изогипсами) и отметками высот, а также с указанием расположения промплощадки предприятия и источников выбросов. При этом допускается использование топографических карт как на бумажных, так и на электронных носителях, в т.ч. полученных из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это может снизить расходы на приобретение таких карт.

Введены поправочные коэффициенты к при наличии отдельно выделенных форм рельефа (холм, гряда), а также при размещении источника в долине.

В Методах вводится новое понятие — виртуальный источник выброса. Группа точечных источников выбросов может объединяться в виртуальный точечный источник с мощностью выброса, равной суммарной мощности этих источников.

В ОНД-86 метод расчета рассеивания выбросов с учетом застройки был вынесен в Приложение 2, сейчас же этот метод включен в основной текст документа, однако изменений не претерпел.

Раздел 10 Методов включает формулы для расчета долгопериодных средних, в частности среднегодовых, концентраций ЗВ, которые могут быть использованы для оценки долгосрочного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, а также для оценки и минимизации рисков для здоровья населения от загрязнения воздуха. Это принципиально новая функция в предлагаемом аппарате расчета, в ОНД-86 ее не было. Расчет поля долгопериодных средних концентраций может быть осуществлен от одиночного точечного источника и также от группы источников.

Для источников выбросов с постоянными в течение рассматриваемого периода параметрами выброса долгопериодные средние приземные концентрации C ЗВ определяются по формуле:

В соответствии с разд. 11 «Метод учета фоновых концентраций загрязняющих веществ при расчетах загрязнения атмосферного воздуха и определение фона расчетным путем» при расчетах загрязнения атмосферного воздуха необходимо учитывать все источники выброса, в т.ч. и те, что не вошли в инвентаризацию по тем или иным причинам. При этом, очевидно, имеются в виду источники выбросов, принадлежащие не конкретному хозяйствующему субъекту, а иным субъектам.

Методы предлагают в таком случае для обеспечения учета фоновых концентраций провести по предложенным формулам сводный расчет рассеивания с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса. При этом неясно, как предприятие должно получить информацию об источниках выбросов на других предприятиях — искать самостоятельно либо делать запрос в государственные органы. На данный момент нет такой государственной функции и соответствующего уполномоченного органа. В тексте документа не указано, кто делает такой сводный расчет.

Схожие вопросы вызывает п. 11.3 Методов:

 

Извлечение
из Методов

[…]
11.3. Для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ сфр и сфг могут быть определены на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул настоящих Методов[8] при условии, что в расчете учитывается не менее 95 % суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией. Соблюдение этого условия проверяется по данным государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду […].
[…]

 

Снова не указано, кто проводит расчет фоновых концентраций — сам хозяйствующий субъект, Росгидромет либо другая организация.

В разделе 12 «Методы расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе от источников выбросов различного типа» можно найти методы расчета для сверхгорячих источников (температура более 3000 оС), для которых расчет проводится как для виртуальных источников; для точечного источника выброса, оборудованного зонтом или крышкой; для точечных источников с отклонением угла устья; для источников с опасными скоростями (например, для выбросов от газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов), а также даны пояснения для расчетов рассеивания от воздушных судов и кораблей, от взрывных работ в карьерах с учетом глубины карьера.

В конце раздела приводятся еще два пункта, вызывающих вопросы.

 

Извлечение
из Методов

[…]
12.13. Для ЗВ, по которому законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены максимальные разовые, среднесуточные и среднегодовые ПДК, среднесуточные концентрации ccc ЗВ определяются по формуле:



где cмр и Cсг — максимальная разовая и среднегодовая концентрации этого ЗВ, рассчитанные по формулам настоящих Методов.
[…]

 

Вызывает недоумение требование расчета среднесуточных предельно допустимых концентраций[9] по формулам данной методики вместо того, чтобы пользоваться утвержденными на основании санитарно-эпидемиологического законодательства ПДК для тех или иных веществ. Правом установления ПДК обладает государство, но никак не разработчики проектной документации или природопользователи.

В пункте 12.14 приведены требования для расчетного обоснования расчетного размера СЗЗ, что тоже вызывает сомнения, т.к. все, что касается СЗЗ и обоснования их размеров, прописывается в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.

Таким образом, расчетный механизм в Методах почти не отличается от того, что действовал ранее в ОНД-86. Однако принятие нового документа вызвало большой резонанс. На этапе разработки и согласования были проведены дополнительные публичные слушания с 22.12.2015 до 11.01.2016, по результатам которых экспертами коммерческих организаций и государственных органов выдвинуто 79 пунктов замечаний как по математической части (указания на множество ошибок, погрешностей, неточностей), так и по части терминологии. Кроме того, было много нареканий к проекту Методов с точки зрения экономической целесообразности, коррупциогенности и финансовой нагрузки на бизнес.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ МЕТОДОВ

Рассмотрим некоторые из замечаний, приведенных в Заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект Методов (далее — Заключение):

 

Замечание 1

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

1. […]

В представленном разработчиком сводном отчете расчеты затрат субъектов предпринимательской деятельности, которые могут возникнуть в связи с вступлением в силу проекта акта, не приведены.

Анализ возможности дальнейшего применения программных продуктов, обеспечивающих в настоящее время расчеты приземных концентраций на основе ОНД-86, также отсутствует.

Разработчик проекта акта не приводит экономических или юридических причин для изменения в настоящее время методов расчета рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе. Вместе с тем ссылка разработчика на новые научные результаты (пункты 1.4 и 3.1 сводного отчета), которые обуславливают необходимость принятия проекта акта, в отсутствие их детализации не может служить достаточным обоснованием для принятия проекта акта.

В то же время отмена ОНД-86 и предлагаемое усложнение методов расчета приведет к ряду негативных результатов для хозяйствующих субъектов:

– возникнет необходимость замены унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (далее — УПРЗА), что приведет к дополнительным расходам 4 субъектов предпринимательской деятельности на приобретение переработанных программ УПРЗА;

– возрастет стоимость услуг по проведению расчетов в связи с усложнением расчетных методов;

– изменение методов расчета на практике может привести к ужесточению нормативов выбросов ЗВ;

– появления риска несвоевременной разработки разрешительной документации (далее — проекты ПДВ) и несвоевременного получения разрешений на выброс ЗВ в связи с отсутствием оценок достаточности переходного периода, предлагаемого разработчиком, до 1 января 2017 г.

[…]

 

Данное замечание автор статьи полностью поддерживает. Суть в том, что ОНД-86 устарел давно, и почему необходимо было заменить его именно сейчас — непонятно.

Кроме того, если новая методика просто повторяет старую с некоторыми дополнениями, то налицо следующая ситуация. Методика утверждена, и именно на ее основе будут разработаны унифицированные программы расчета загрязнения атмосферы — УПРЗА.

На сегодняшний день существует несколько УПРЗА, разработанных различными фирмами и утвержденных ГГО им. А.И. Воейкова. Данные программы далеко не дешевые, и после принятия новой методики и небольшой модификации УПРЗА разработчикам проектной документации и всем заинтересованным лицам придется купить новые версии программ, т.к. уже через год проекты с расчетами рассеивания, выполненные в старых версиях программ, не будут приниматься к согласованию.

После данного замечания срок вступления Методов в силу был разработчиками продлен — с 01.01.2017 перенесен на 01.01.2018, однако по другим пунктам замечание не учтено. За оставшееся время фирмам — разработчикам программ нужно успеть разработать и утвердить новые УПРЗА, а пользователям купить их и освоить.

 

Замечание 2

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

2. В пункте 5.11 проекта акта следует принимать значения максимальной расчетной скорости ветра для рассматриваемой территории по данным климатических справочников либо согласно разъяснениям территориальных органов Росгидромета.

С целью снижения временных и финансовых затрат субъектов предпринимательской деятельности необходимо включить данные по максимальным расчетным скоростям ветра для территории Российской Федерации в качестве приложения к проекту акта.

[…]

 

Рекомендации обращаться за дополнительными данными в Росгидромет встречаются не только в этом пункте. И кому, как не природопользователям, знать, что получение любых сведений в этой организации стоит значительных затрат, вследствие чего цены проектов возрастают. Поэтому замечание считаем объективным.

Тем не менее в последней редакции Методов указанные данные о значениях максимальной расчетной скорости ветра, как и другие, в приложениях не приводятся, кроме значений коэффициента А и вспомогательных функций, используемых для расчета коэффициента рельефа. Стоит отметить, что требование «Значение максимальной расчетной скорости ветра для рассматриваемой территории устанавливается по данным опубликованных в климатических справочниках функций распределения скоростей ветра либо согласно разъяснениям территориальных органов Росгидромета» из текста Методов убрано.

 

Замечание 3

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

3. В соответствии с пунктом 7.1 проекта акта для учета рельефа местности необходимо использовать картографический материал, состоящий из полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии топографических карт масштабом 1:25 000 или 1:10 000 с линиями равных высот местности (изогипсами) и отметками высот, а также с указанием расположения промплощадки предприятия источников выбросов. […] услуга получения необходимых картографических материалов является возмездной, что потребует определенных финансовых затрат субъектов предпринимательской деятельности.

С целью исключения данного вида затрат разработчикам проекта акта предлагается исключить указанное требование из проекта акта, заменив картографический материал на общедоступные сведения по рельефу местности.

[…]

 

Этот пункт был рассмотрен разработчиком Методов, и тем не менее в их последней редакции требования по картам остались. Значит, это тоже придется включать в стоимость разработки проектов.

 

Замечание 4

Аналогичное по смыслу предыдущему замечанию содержится в п. 4 Заключения, где говорится о том, что за некоторыми данными нужно обращаться в Росгидромет, а также о том, что УПРЗА на основе данной методики должны согласовываться только в ГГО им. А.И. Воейкова. Данный пункт Заключения практически не учтен в итоговой версии Методов. УПРЗА по-прежнему согласовываются в ГГО им. А.И. Воейкова, а Росгидромет выдает необходимые климатические характеристики.

 

Замечание 5

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

5. Пунктом 11.1 проекта акта на хозяйствующих субъектов возлагается обязанность по определению фоновых концентраций ЗВ в случае, если данные регулярных наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха либо вообще отсутствуют, либо по объему и/или качеству не соответствуют требованиям утвержденных этим ведомством нормативных документов. Для этого предлагается использовать данные об источниках выбросов, из которых выбрасывается не менее 95 % всех суммарных выбросов на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией.

Очевидно, что получение необходимых данных по всем источникам выбросов ЗВ на определенной территории недоступно для хозяйствующих субъектов. Государственная функция по предоставлению таких данных от государственных органов не осуществляется, самостоятельный сбор этих данных хозяйствующими субъектами практически невозможен. Организации — владельцы источников выбросов могут просто отказать в предоставлении сведений, поскольку указанные сведения могут составлять государственную или коммерческую тайну.

Таким образом, обязанность по определению фоновых концентраций ЗВ для хозяйствующих субъектов является невыполнимой. Предлагается возложить обязанность по предоставлению данных о фоновых концентрациях ЗВ в атмосферном воздухе на органы Росгидромета для любых случаев — есть ли данные регулярных наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, или фоновые концентрации необходимо определять расчетными способами.

[…]

 

Об этом мы упоминали ранее в статье. Фоновое загрязнение, конечно, нужно учитывать, и в случае отсутствия наблюдений приводить фоновые концентрации, определенные расчетным методом, а не заставлять предприятие собирать информацию по соседним предприятиям об их выбросах для сводного тома ПДВ.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Разработка общих (совместных) томов ПДВ для нескольких субъектов не прописана ни в Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015), ни в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (в ред. от 05.06.2013).

 

Это замечание относилось к первой редакции Методов, однако даже после редактирования данного пункта его смысл не особо изменился:

 

Извлечение
из Методов

[…]
11.1. Если при расчетах загрязнения атмосферного воздуха учтены (т.е. заданы своими высотами, значениями мощности выброса и другими характеристиками) не все источники выброса ЗВ, то результаты расчета должны быть откорректированы, чтобы обеспечить учет вклада фоновых, т.е. неучтенных, источников. При наличии требуемых данных о всех источниках выброса, количественный вклад не включенной непосредственно в расчеты части источников выбросов может быть учтен путем проведения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха[10] с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса. Учет вклада фоновых источников может быть также обеспечен путем добавления значений фоновой концентрации к результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами от учтенных источников. […]
[…]

 

Упоминания о таких расчетах содержатся в Приказе Госкомэкологии РФ от 16.02.1999 № 66 «О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов», где государственным органам на местах предписано проводить такие расчеты, и в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие). Исходя из этих документов (которые можно трактовать двояко, а Методическое пособие и вовсе носит рекомендательный характер), неясно, кто именно проводит сводные расчеты рассеивания — госорганы или природопользователи.

К сожалению, в Методах ясность по вопросу тоже не внесена, хотя все-таки прямое указание, что такие расчеты проводятся самими хозяйствующими субъектами, из текста убрано.

«Соблюдение условия учета в сводном расчете не менее 95 % суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией, проверяется по данным государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» — это говорит в пользу того, что сводные расчеты все же будет делать Росприроднадзор или местные органы исполнительной власти как имеющие доступ к Государственной информационной системе по учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 

Замечание 6

Пункт 6 Заключения относится к уже рассмотренному расчету ПДК среднесуточного на основе приведенной формулы. Несмотря на указание разработчикам на незаконность самостоятельного расчета ПДК для веществ, данное требование осталось в Методах.

 

Замечание 7

В пункте 7 Заключения обращается внимание на то, что Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), в связи с чем нужно конкретно указать, проводятся расчеты рассеивания только для нормируемых веществ или для всех выбрасываемых. Однако в последней редакции Методов Перечень упоминается, но конкретики так и нет:

 

Извлечение
из Методов

[…]
1.1. Настоящие Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе […] предназначены для расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ […], в том числе включенных в Перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р […].
[…]

 

Судя по формулировке, придется проводить расчеты рассеивания по всем веществам, как и раньше.

 

Замечание 8

В проекте Методов ничего не было сказано о количестве замеров концентраций веществ, их периодичности и расположении точек. Кроме того, указывалось, что в проекте Методов не было контрольных примеров, на основании которых можно проверить алгоритм расчета и тестирования программ. После последней редакции примеры расчета в Методах так и не появились (помимо примера расчета долгопериодных концентраций, который был и в ранних версиях).

 

В итоге после всех баталий мы имеем новые методы расчета рассеивания выбросов, которые по сути — старая методика в новой обложке.

Вывод

Новый нормативный правовой документ внес лишь несущественные изменения в методы расчета рассеивания, при этом сохраняя весь бюрократический аппарат согласований, выдачи нужных сведений и пр. УПРЗА изменятся в минимальной степени, однако заплатить за них все равно придется, чтобы получать согласование проектов в будущем. И одна из официальных причин к введению нового документа, а именно туманное обещание разработчиков об учете в нем «новых научных результатов», в новых Методах так и осталось обещанием.

 

 

[1] Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждена Госкомгидрометом СССР 04.12.1986 № 192.

[2] Далее — Методы.

[3] Далее — ПДВ.

[4] Далее — СЗЗ.

[5] На момент подписания номера в печать Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» находится на регистрации в Минюсте России.

[6] Далее — ЗВ.

[7] Далее — ГВС.

[8] Выделено автором.

[9] Далее — ПДК.

[10] Выделено автором.

Е.П. Хабаров, инженер-эколог

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Новый ОНД: чем он нам грозит?

Комментарий от разработчика проектной документации.

 

Свершилось то, чего мы так ждали и боялись многие годы. После нескольких неудачных попыток и многолетних «угроз» разработать и внедрить вместо старого доброго ОНД-86[1] новый отраслевой нормативный документ он, наконец, разработан и даже внедрен. Если быть более точными, теперь он называется не ОНД, а просто Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе[2].

 

ОНД-86 долгое время оставался единственным документом, разработанным и утвержденным Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова Госкомгидромета СССР в установленном порядке, и именно на этой методике основывается расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ от источников выбросов в проектной документации (проекты предельно допустимых выбросов[3], санитарно-защитной зоны[4], перечня мероприятий по охране окружающей среды и др.) и работают компьютерные программы расчета рассеивания. Методика предназначена для расчета приземных концентраций в двухметровом слое над поверхностью земли, а также вертикального распределения концентраций.

 

Приказ об утверждении Методов подписан в конце 2016 г. Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации и направлен на регистрацию в Минюст России[5].

Методы подлежат обязательному применению с 01.01.2018, однако все документы, разработанные на основании старой методики, будут действовать до конца установленного для них срока действия.

Официальная причина появления нового документа — устранение правового пробела в связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке методов расчетов рассеивания, поскольку ОНД-86 не прошел государственную регистрацию и не был опубликован в установленном порядке. Кроме того, после введения в действие ОНД-86 были получены новые научные результаты, и возникла необходимость в уточнении и дополнении положений ОНД-86. Обратите внимание на эту формулировку — «новые научные результаты». Звучит многообещающе, однако неясно, каким образом это реализовано в Методах.

Приведем краткий обзор нового нормативного правового акта в том виде, в котором он принят.

РАСЧЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Основная формула расчета из ОНД-86 — расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника — в новом документе существенных изменений не претерпела.

Максимальная приземная разовая концентрация загрязняющего вещества[6] см (мг/м3) при выбросе газовоздушной (пылегазовоздушной) смеси[7] из одиночного точечного источника выброса с круглым устьем достигается при опасной скорости ветра uм на расстоянии xм от источника и определяется по формуле:

Формулы разд. 5 ОНД-86 перекочевали в разд. 8 Методов тоже без существенных изменений.

Рельеф местности по-прежнему учитывается очень просто — с помощью одного коэффициента . Однако аппарат расчета данного коэффициента несколько расширен. Теперь, если на территории воздействия объекта наблюдается перепад высот более 50 м на 1 км, то коэффициент устанавливается на основе анализа картографического материала, характеризующего рельеф местности.

Картографический материал должен представлять собой топографические карты масштабом 1:25 000 или 1:10 000 с линиями равных высот местности (изогипсами) и отметками высот, а также с указанием расположения промплощадки предприятия и источников выбросов. При этом допускается использование топографических карт как на бумажных, так и на электронных носителях, в т.ч. полученных из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это может снизить расходы на приобретение таких карт.

Введены поправочные коэффициенты к при наличии отдельно выделенных форм рельефа (холм, гряда), а также при размещении источника в долине.

В Методах вводится новое понятие — виртуальный источник выброса. Группа точечных источников выбросов может объединяться в виртуальный точечный источник с мощностью выброса, равной суммарной мощности этих источников.

В ОНД-86 метод расчета рассеивания выбросов с учетом застройки был вынесен в Приложение 2, сейчас же этот метод включен в основной текст документа, однако изменений не претерпел.

Раздел 10 Методов включает формулы для расчета долгопериодных средних, в частности среднегодовых, концентраций ЗВ, которые могут быть использованы для оценки долгосрочного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, а также для оценки и минимизации рисков для здоровья населения от загрязнения воздуха. Это принципиально новая функция в предлагаемом аппарате расчета, в ОНД-86 ее не было. Расчет поля долгопериодных средних концентраций может быть осуществлен от одиночного точечного источника и также от группы источников.

Для источников выбросов с постоянными в течение рассматриваемого периода параметрами выброса долгопериодные средние приземные концентрации C ЗВ определяются по формуле:

В соответствии с разд. 11 «Метод учета фоновых концентраций загрязняющих веществ при расчетах загрязнения атмосферного воздуха и определение фона расчетным путем» при расчетах загрязнения атмосферного воздуха необходимо учитывать все источники выброса, в т.ч. и те, что не вошли в инвентаризацию по тем или иным причинам. При этом, очевидно, имеются в виду источники выбросов, принадлежащие не конкретному хозяйствующему субъекту, а иным субъектам.

Методы предлагают в таком случае для обеспечения учета фоновых концентраций провести по предложенным формулам сводный расчет рассеивания с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса. При этом неясно, как предприятие должно получить информацию об источниках выбросов на других предприятиях — искать самостоятельно либо делать запрос в государственные органы. На данный момент нет такой государственной функции и соответствующего уполномоченного органа. В тексте документа не указано, кто делает такой сводный расчет.

Схожие вопросы вызывает п. 11.3 Методов:

 

Извлечение
из Методов

[…]
11.3. Для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ сфр и сфг могут быть определены на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул настоящих Методов[8] при условии, что в расчете учитывается не менее 95 % суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией. Соблюдение этого условия проверяется по данным государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду […].
[…]

 

Снова не указано, кто проводит расчет фоновых концентраций — сам хозяйствующий субъект, Росгидромет либо другая организация.

В разделе 12 «Методы расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе от источников выбросов различного типа» можно найти методы расчета для сверхгорячих источников (температура более 3000 оС), для которых расчет проводится как для виртуальных источников; для точечного источника выброса, оборудованного зонтом или крышкой; для точечных источников с отклонением угла устья; для источников с опасными скоростями (например, для выбросов от газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов), а также даны пояснения для расчетов рассеивания от воздушных судов и кораблей, от взрывных работ в карьерах с учетом глубины карьера.

В конце раздела приводятся еще два пункта, вызывающих вопросы.

 

Извлечение
из Методов

[…]
12.13. Для ЗВ, по которому законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены максимальные разовые, среднесуточные и среднегодовые ПДК, среднесуточные концентрации ccc ЗВ определяются по формуле:



где cмр и Cсг — максимальная разовая и среднегодовая концентрации этого ЗВ, рассчитанные по формулам настоящих Методов.
[…]

 

Вызывает недоумение требование расчета среднесуточных предельно допустимых концентраций[9] по формулам данной методики вместо того, чтобы пользоваться утвержденными на основании санитарно-эпидемиологического законодательства ПДК для тех или иных веществ. Правом установления ПДК обладает государство, но никак не разработчики проектной документации или природопользователи.

В пункте 12.14 приведены требования для расчетного обоснования расчетного размера СЗЗ, что тоже вызывает сомнения, т.к. все, что касается СЗЗ и обоснования их размеров, прописывается в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.

Таким образом, расчетный механизм в Методах почти не отличается от того, что действовал ранее в ОНД-86. Однако принятие нового документа вызвало большой резонанс. На этапе разработки и согласования были проведены дополнительные публичные слушания с 22.12.2015 до 11.01.2016, по результатам которых экспертами коммерческих организаций и государственных органов выдвинуто 79 пунктов замечаний как по математической части (указания на множество ошибок, погрешностей, неточностей), так и по части терминологии. Кроме того, было много нареканий к проекту Методов с точки зрения экономической целесообразности, коррупциогенности и финансовой нагрузки на бизнес.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ МЕТОДОВ

Рассмотрим некоторые из замечаний, приведенных в Заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект Методов (далее — Заключение):

 

Замечание 1

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

1. […]

В представленном разработчиком сводном отчете расчеты затрат субъектов предпринимательской деятельности, которые могут возникнуть в связи с вступлением в силу проекта акта, не приведены.

Анализ возможности дальнейшего применения программных продуктов, обеспечивающих в настоящее время расчеты приземных концентраций на основе ОНД-86, также отсутствует.

Разработчик проекта акта не приводит экономических или юридических причин для изменения в настоящее время методов расчета рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе. Вместе с тем ссылка разработчика на новые научные результаты (пункты 1.4 и 3.1 сводного отчета), которые обуславливают необходимость принятия проекта акта, в отсутствие их детализации не может служить достаточным обоснованием для принятия проекта акта.

В то же время отмена ОНД-86 и предлагаемое усложнение методов расчета приведет к ряду негативных результатов для хозяйствующих субъектов:

– возникнет необходимость замены унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (далее — УПРЗА), что приведет к дополнительным расходам 4 субъектов предпринимательской деятельности на приобретение переработанных программ УПРЗА;

– возрастет стоимость услуг по проведению расчетов в связи с усложнением расчетных методов;

– изменение методов расчета на практике может привести к ужесточению нормативов выбросов ЗВ;

– появления риска несвоевременной разработки разрешительной документации (далее — проекты ПДВ) и несвоевременного получения разрешений на выброс ЗВ в связи с отсутствием оценок достаточности переходного периода, предлагаемого разработчиком, до 1 января 2017 г.

[…]

 

Данное замечание автор статьи полностью поддерживает. Суть в том, что ОНД-86 устарел давно, и почему необходимо было заменить его именно сейчас — непонятно.

Кроме того, если новая методика просто повторяет старую с некоторыми дополнениями, то налицо следующая ситуация. Методика утверждена, и именно на ее основе будут разработаны унифицированные программы расчета загрязнения атмосферы — УПРЗА.

На сегодняшний день существует несколько УПРЗА, разработанных различными фирмами и утвержденных ГГО им. А.И. Воейкова. Данные программы далеко не дешевые, и после принятия новой методики и небольшой модификации УПРЗА разработчикам проектной документации и всем заинтересованным лицам придется купить новые версии программ, т.к. уже через год проекты с расчетами рассеивания, выполненные в старых версиях программ, не будут приниматься к согласованию.

После данного замечания срок вступления Методов в силу был разработчиками продлен — с 01.01.2017 перенесен на 01.01.2018, однако по другим пунктам замечание не учтено. За оставшееся время фирмам — разработчикам программ нужно успеть разработать и утвердить новые УПРЗА, а пользователям купить их и освоить.

 

Замечание 2

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

2. В пункте 5.11 проекта акта следует принимать значения максимальной расчетной скорости ветра для рассматриваемой территории по данным климатических справочников либо согласно разъяснениям территориальных органов Росгидромета.

С целью снижения временных и финансовых затрат субъектов предпринимательской деятельности необходимо включить данные по максимальным расчетным скоростям ветра для территории Российской Федерации в качестве приложения к проекту акта.

[…]

 

Рекомендации обращаться за дополнительными данными в Росгидромет встречаются не только в этом пункте. И кому, как не природопользователям, знать, что получение любых сведений в этой организации стоит значительных затрат, вследствие чего цены проектов возрастают. Поэтому замечание считаем объективным.

Тем не менее в последней редакции Методов указанные данные о значениях максимальной расчетной скорости ветра, как и другие, в приложениях не приводятся, кроме значений коэффициента А и вспомогательных функций, используемых для расчета коэффициента рельефа. Стоит отметить, что требование «Значение максимальной расчетной скорости ветра для рассматриваемой территории устанавливается по данным опубликованных в климатических справочниках функций распределения скоростей ветра либо согласно разъяснениям территориальных органов Росгидромета» из текста Методов убрано.

 

Замечание 3

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

3. В соответствии с пунктом 7.1 проекта акта для учета рельефа местности необходимо использовать картографический материал, состоящий из полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии топографических карт масштабом 1:25 000 или 1:10 000 с линиями равных высот местности (изогипсами) и отметками высот, а также с указанием расположения промплощадки предприятия источников выбросов. […] услуга получения необходимых картографических материалов является возмездной, что потребует определенных финансовых затрат субъектов предпринимательской деятельности.

С целью исключения данного вида затрат разработчикам проекта акта предлагается исключить указанное требование из проекта акта, заменив картографический материал на общедоступные сведения по рельефу местности.

[…]

 

Этот пункт был рассмотрен разработчиком Методов, и тем не менее в их последней редакции требования по картам остались. Значит, это тоже придется включать в стоимость разработки проектов.

 

Замечание 4

Аналогичное по смыслу предыдущему замечанию содержится в п. 4 Заключения, где говорится о том, что за некоторыми данными нужно обращаться в Росгидромет, а также о том, что УПРЗА на основе данной методики должны согласовываться только в ГГО им. А.И. Воейкова. Данный пункт Заключения практически не учтен в итоговой версии Методов. УПРЗА по-прежнему согласовываются в ГГО им. А.И. Воейкова, а Росгидромет выдает необходимые климатические характеристики.

 

Замечание 5

 

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

[…]

5. Пунктом 11.1 проекта акта на хозяйствующих субъектов возлагается обязанность по определению фоновых концентраций ЗВ в случае, если данные регулярных наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха либо вообще отсутствуют, либо по объему и/или качеству не соответствуют требованиям утвержденных этим ведомством нормативных документов. Для этого предлагается использовать данные об источниках выбросов, из которых выбрасывается не менее 95 % всех суммарных выбросов на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией.

Очевидно, что получение необходимых данных по всем источникам выбросов ЗВ на определенной территории недоступно для хозяйствующих субъектов. Государственная функция по предоставлению таких данных от государственных органов не осуществляется, самостоятельный сбор этих данных хозяйствующими субъектами практически невозможен. Организации — владельцы источников выбросов могут просто отказать в предоставлении сведений, поскольку указанные сведения могут составлять государственную или коммерческую тайну.

Таким образом, обязанность по определению фоновых концентраций ЗВ для хозяйствующих субъектов является невыполнимой. Предлагается возложить обязанность по предоставлению данных о фоновых концентрациях ЗВ в атмосферном воздухе на органы Росгидромета для любых случаев — есть ли данные регулярных наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, или фоновые концентрации необходимо определять расчетными способами.

[…]

 

Об этом мы упоминали ранее в статье. Фоновое загрязнение, конечно, нужно учитывать, и в случае отсутствия наблюдений приводить фоновые концентрации, определенные расчетным методом, а не заставлять предприятие собирать информацию по соседним предприятиям об их выбросах для сводного тома ПДВ.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Разработка общих (совместных) томов ПДВ для нескольких субъектов не прописана ни в Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015), ни в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (в ред. от 05.06.2013).

 

Это замечание относилось к первой редакции Методов, однако даже после редактирования данного пункта его смысл не особо изменился:

 

Извлечение
из Методов

[…]
11.1. Если при расчетах загрязнения атмосферного воздуха учтены (т.е. заданы своими высотами, значениями мощности выброса и другими характеристиками) не все источники выброса ЗВ, то результаты расчета должны быть откорректированы, чтобы обеспечить учет вклада фоновых, т.е. неучтенных, источников. При наличии требуемых данных о всех источниках выброса, количественный вклад не включенной непосредственно в расчеты части источников выбросов может быть учтен путем проведения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха[10] с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса. Учет вклада фоновых источников может быть также обеспечен путем добавления значений фоновой концентрации к результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами от учтенных источников. […]
[…]

 

Упоминания о таких расчетах содержатся в Приказе Госкомэкологии РФ от 16.02.1999 № 66 «О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов», где государственным органам на местах предписано проводить такие расчеты, и в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие). Исходя из этих документов (которые можно трактовать двояко, а Методическое пособие и вовсе носит рекомендательный характер), неясно, кто именно проводит сводные расчеты рассеивания — госорганы или природопользователи.

К сожалению, в Методах ясность по вопросу тоже не внесена, хотя все-таки прямое указание, что такие расчеты проводятся самими хозяйствующими субъектами, из текста убрано.

«Соблюдение условия учета в сводном расчете не менее 95 % суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией, проверяется по данным государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» — это говорит в пользу того, что сводные расчеты все же будет делать Росприроднадзор или местные органы исполнительной власти как имеющие доступ к Государственной информационной системе по учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 

Замечание 6

Пункт 6 Заключения относится к уже рассмотренному расчету ПДК среднесуточного на основе приведенной формулы. Несмотря на указание разработчикам на незаконность самостоятельного расчета ПДК для веществ, данное требование осталось в Методах.

 

Замечание 7

В пункте 7 Заключения обращается внимание на то, что Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), в связи с чем нужно конкретно указать, проводятся расчеты рассеивания только для нормируемых веществ или для всех выбрасываемых. Однако в последней редакции Методов Перечень упоминается, но конкретики так и нет:

 

Извлечение
из Методов

[…]
1.1. Настоящие Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе […] предназначены для расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ […], в том числе включенных в Перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р […].
[…]

 

Судя по формулировке, придется проводить расчеты рассеивания по всем веществам, как и раньше.

 

Замечание 8

В проекте Методов ничего не было сказано о количестве замеров концентраций веществ, их периодичности и расположении точек. Кроме того, указывалось, что в проекте Методов не было контрольных примеров, на основании которых можно проверить алгоритм расчета и тестирования программ. После последней редакции примеры расчета в Методах так и не появились (помимо примера расчета долгопериодных концентраций, который был и в ранних версиях).

 

В итоге после всех баталий мы имеем новые методы расчета рассеивания выбросов, которые по сути — старая методика в новой обложке.

Вывод

Новый нормативный правовой документ внес лишь несущественные изменения в методы расчета рассеивания, при этом сохраняя весь бюрократический аппарат согласований, выдачи нужных сведений и пр. УПРЗА изменятся в минимальной степени, однако заплатить за них все равно придется, чтобы получать согласование проектов в будущем. И одна из официальных причин к введению нового документа, а именно туманное обещание разработчиков об учете в нем «новых научных результатов», в новых Методах так и осталось обещанием.

 

 

[1] Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждена Госкомгидрометом СССР 04.12.1986 № 192.

[2] Далее — Методы.

[3] Далее — ПДВ.

[4] Далее — СЗЗ.

[5] На момент подписания номера в печать Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» находится на регистрации в Минюсте России.

[6] Далее — ЗВ.

[7] Далее — ГВС.

[8] Выделено автором.

[9] Далее — ПДК.

[10] Выделено автором.

Е.П. Хабаров, инженер-эколог

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2017.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам