Электронная версия журнала

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на водной и наземной поверхности

«Справочник эколога» №2 2013 / Технологии и оборудование

С начала XX в. потребление минеральных ресурсов нашей планеты выросло в 27 раз. Сокращение добычи нефти регулярно предрекают с 1950-х гг. — и ввиду истощения запасов, и по причине использования других источников энергии. Сейчас половина всей добываемой в мире нефти идет на нужды наземного транспорта, примерно по 8 % — на нужды водного и воздушного транспорта, остальной объем нефти используется в нефтехимической промышленности, фармацевтике, теплогенерации, при производстве потребительских товаров и продуктов питания. Очевидно, что сейчас человек не может обойтись без нефти, однако в будущем ситуация может (и должна) измениться.

А как обстоят дела с водными объектами, в которые человек в процессе добычи и переработки нефти «подливает» ее с завидным упорством? На нашей планете 1386 млн км3 воды, из которых пресной — 35 млн км3 (в т.ч. 93 тыс. км3 воды, доступной для человека, — на поверхности и на достижимых глубинах). Общепризнано, что дефицит пресной питьевой воды наступит раньше, чем дефицит нефти и нефтепродуктов. А без воды человеку не выжить.

Считается, что Россия — богатая страна и ресурсов у нас больше всех в мире, особенно воды. Наверное, это так. Но сколько этой воды пригодно и безопасно для человека, флоры и фауны? Крайне мало, и, как правило, находится она на большом удалении от мест, где нужна больше всего.

Оглянитесь вокруг. «Благодаря» современному человеку дизельное топливо, бензин и другие нефтепродукты ежедневно попадают в воду — на работе, в гараже, на даче. И если в сухое время года мы не замечаем (или не хотим замечать) результатов нашего воздействия на окружающую среду, то осенью и весной не увидеть радужную пленку невозможно. Особенно в населенных пунктах, на автостоянках и в местах активного хозяйствования человека.

День за днем эта тонкая маслянистая пленка (нефтепродукт толщиной в микроны) накапливается в грунтовых водах, системе канализации, реках, озерах, прудах, колодцах и прочих резервуарах естественного и искусственного происхождения. Результат весьма печален — непригодность воды для употребления, мгновенная гибель всего живого под сплошной нефтепленкой, медленная деградация флоры и фауны. Большинство водоемов в городах и ближайших пригородах отравлены. Промышленные стоки с содержанием нефтепродуктов регулярно попадают (явно или скрыто) в грунтовые воды, ливневую и бытовую канализации. Уровень такого рода загрязнений прямо пропорционален росту автопарка и числа автосервисов.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Затронутая в данной статье тема весьма обширна и многогранна. Сразу оговоримся, что топливно-энергетический комплекс (трубопроводы и насосные станции, нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы, автозаправочные станции и личные гаражи) и его нефтеразлив — это тема для отдельной статьи.

Мы же ограничимся набором простых и легких для выполнения правил, ключевыми из которых являются профилактика разливов нефти и быстрый сбор нефтеразлива любого размера (особенно вблизи водоема или на открытом грунте).

Итак, каким образом «победить» любой нефтеразлив?

1. Начинаем с себя — физического или юридического лица. В доме, на даче, на предприятии, в местах постоянного или временного нефтеразлива — МЫ отвечаем за каждый разлив, МЫ можем с ним справиться. Если, конечно, захотим и не будем ждать, когда нас заставят это сделать соседи, экологи или инспекторы МЧС.

2. Определяем местонахождение потенциальных источников разлива, их количество, потенциальный ущерб окружающей среде.

3. Проводим профилактику разливов: систематический мониторинг источников разлива (бочка в гараже, бак на даче, котельная на работе, цистерна на АЗС и т.д.), ремонтные работы, контроль состояния емкостей, трубопроводов, механизмов.

4. Зная размер потенциальной угрозы, заранее готовим:

– план ликвидации разлива (перекрытие источника разлива, локализация разлива, быстрый (!) сбор разлива своими силами или вызов специалистов);

– материалы для локализации разлива;

– материалы для сбора разлива.

5. Анализируем причины разлива, корректируем планы ликвидации разлива, пополняем запасы материалов.

Обратите внимание. Финансирование для целей профилактики и устранения разливов нефти и нефтепродуктов должно производиться не по остаточному принципу и не в момент уже произошедшего разлива, а быть упреждающим с ежегодным увеличением бюджета. Рассчитать минимальный бюджет легко. Он должен быть равен затратам (оборудование и материалы) на ликвидацию максимально возможного разового разлива.

Каждое предприятие в нашей стране должно придерживаться своей экологической политики, причем не только на словах, но и на деле. Что касается разливов нефти и нефтепродуктов, то здесь главное — быстрота работ по локализации и сбору разливов, достаточность материалов и оборудования на складе предприятия, квалификация и навыки сотрудников.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

Теперь приведем реальные примеры из практики общения с физическими и юридическими лицами по теме нефтеразливов. Большинство из них жалуются, просят помочь, интересуются минимизацией затрат. Удивительно, но за истекший год был только 1 (!) запрос рассчитать потребность в конкретных материалах исходя из типов и объемов разливов, и то от предприятия с иностранным менеджментом и капиталом. Отрадно, что уровень наших специалистов позволяет им делать такие расчеты самостоятельно. Однако необходимо признать, что в некоторых случаях качество данных расчетов оставляет желать лучшего: многие специалисты даже не знакомы с рабочими характеристиками современных сорбирующих материалов и ни разу не проводили их натурных испытаний для включения или невключения этих материалов в технологию ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) своего предприятия.

Итак, по результатам общения с физическими и юридическими лицами по вопросам ликвидации нефтеразливов можно сделать следующие выводы:

  • юридические лица любой формы собственности: 90 % обращений на тему «Что делать?» / «Нужен сорбент» имеют признак «Нужно вчера»;
  • физические лица: 100 % обращений по факту разлива имеют признак «Спасите Христа ради, плачу любые деньги, уже еду к вам на склад!»;
  • посты безопасности предприятий и муниципалитетов там, где они есть или появляются благодаря указу «сверху»:

– наши предложения ознакомиться с новыми материалами, провести их натурные испытания (купив материалы по себестоимости) в лучшем случае остаются без ответа. Часто можно услышать (без намека на благодарность) «Надо будет — спросим» или «Нам ничего не надо ни сейчас, ни завтра»;

– в настоящее время разливы удаляют при помощи устаревших и низкоэффективных материалов (хлопчатобумажная ветошь, салфетки, полотно, обтирочные концы, речной песок, опилки, стружка древесная). Береговую линию засыпают песком. С воды разливы или не собирают вовсе, или вызывают для этих целей муниципальное аварийно-спасательное формирование (АСФ) или подразделение МЧС, которые должны быть укомплектованы гидрофобными бонами сорбирующими, бонами нефтеограждающими, органическим нефтесорбентом или полотном гидрофобным сорбирующим;

– объем материалов в аварийных подразделениях, как правило, недостаточен для сбора потенциальных разливов с воды, а часто вообще отсутствует. Гидрофобных сорбирующих материалов у подавляющего числа предприятий и тем более у простых граждан, являющихся владельцами моторных плавсредств или проживающих в доме у воды с котлом на дизельном топливе, нет вообще: «Вот когда масляная пленка от сломавшегося насоса не даст мне брать воду из моего колодца, тогда я и буду искать ваши сорбенты»;

– яхт-клубы, марины, гостиницы и даже АЗС у воды в 90 % случаев не имеют специальных материалов для сбора разливов с воды;

– в городских и сельских поселениях, находящихся у воды, указанных материалов также пока нет, однако здесь заметен рост интереса к данному вопросу;

– сотрудники, как правило, не знакомы с новыми материалами, технологией быстрой локализации и сбора разливов. Практические навыки отрабатываются не до, а в процессе работы по ликвидации случившегося разлива;

– учения ЛАРН проводятся регулярно только в крупных городах, по линии МЧС или, как это принято сейчас говорить, в резонансных местах, где уже были отмечены разлив или чрезвычайная ситуация, попавшие в СМИ или поле зрения организаций типа Green Peace;

  • АСФ предприятий и подразделения МЧС на местах:

– процедура отбора поставщиков материалов и оборудования для сбора нефтеразливов отличается сложностью и чрезмерной бюрократизацией;

– на складе не хватает материалов и оборудования для сбора разливов;

– сотрудники, работающие в «боевых условиях», весьма консервативны: «Используем то, что знаем. Нового не знаем и не изучаем. Нам это не надо. Будет интересно — спросим»;

  • производственные подразделения, гарантированно имеющие штатные и аварийные разливы:

– по возможности скрывают разливы, мотивируя это отсутствием финансирования на закупку материалов для сбора разливов;

– используют устаревшие материалы (перечень был приведен выше), которые намокают, а не сорбируют, пачкаются и вымазывают рабочую одежду персонала, не собирают разлив полностью, используются один раз (в результате для ликвидации разливов требуются большие объемы этих материалов), как следствие — значительно увеличиваются объемы отработанных изделий, передаваемых на утилизацию;

– предельно консервативны в выборе новых материалов, не имеют системы натурных испытаний для постоянного отслеживания новых технологий и материалов для сбора разливов;

– имеют сложную, трудоемкую (для поставщиков), а часто и закрытую процедуру выбора материалов и отбора поставщиков;

– имеют некомфортную, иногда неприемлемую для поставщика систему оплаты оборудования и материалов (60 и более дней отсрочки платежа с даты поставки на склад потребителя).

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Резюмируя вышесказанное, вернемся к изначальной проблеме. Перед вами стоит задача — собрать нефтепродукт, попавший в воду. Системы фильтрации не спасают. Установки для разделения эмульсии (вода + нефтепродукт) — дорогое удовольствие. Денег недостаточно или их вовсе нет. Как следует поступить в данной ситуации?

1. Проводите мониторинг источников разлива и профилактику непопадания нефтепродукта на грунт или в воду.

2. Быстро производите локализацию и сбор разлива, если он имел место; постоянно работайте над сокращением срока реагирования на разлив.

3. Используйте дешевые полипропиленовые сорбенты (боны, полотно, салфетки, коврики, подушки) с гидрофобными свойствами для сбора нефтеразливов своими силами.

4. При эксплуатации оборудования на открытых грунтах используйте гидрофобные сорбенты с герметизирующим слоем (типа дренажной ловушки, обязательной по ДОПОГ[*] для бензовозов): нефтепродукт впитывается сорбирующим слоем, не проникает через полиэтиленовую пленку на открытый грунт.

5. Используйте диспергент нефтепродуктов для удаления остаточной нефтепленки.

6. Постоянно следите за запасом сорбирующих материалов, который должен быть достаточным для локализации и сбора максимально возможного нефтеразлива.

7. Обучайте сотрудников применению материалов, направляйте их на учения для наблюдения за действиями АСФ.

8. Гражданам, имеющим емкость с моторным маслом, бензином, дизельным топливом: в обязательном порядке всегда имейте под рукой сорбирующие салфетки/подушки. Владельцам моторных плавсредств: запаситесь гидрофобными бонами сорбирующими для простой и быстрой локализации нефтеразлива в воде.

В завершение все же добавим «ложку меда в бочку дегтя». Если простые граждане вообще не задумываются об охране окружающей среды, ликвидируя свои мелкие нефтеразливы (дизельное топливо из котельной попало в свой же пруд или колодец) по факту, то, например, предприятия, входящие в ТЭК, уже серьезно и планомерно занимаются темой экологии, ведь в настоящее время экологическая безопасность производства является одним из залогов конкурентоспособности предприятия. Предприятия других отраслей народного хозяйства пока еще далеки от решения экологических задач и находятся на этапе «Пишем экополитики, заполняем документы и закупаем природоохранные материалы для контролирующих органов». Хотя и здесь началось движение! Будем надеяться, что в ближайшее время этот этап будет пройден, и предприятия всерьез займутся экологическими вопросами.



[*] Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

 

В.В. Сидоров, директор по развитию бизнеса ЗАО «Рантайм Системс»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.