Электронная версия журнала

Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ

«Справочник эколога» №2 2013 / Охрана атмосферного воздуха

В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) государственным инспектором по охране природы, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, может быть выдано предписание о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий.

Данная норма содержится в п. 4 и 6 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 (в ред. от 22.04.2009).

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

СЛОВАРЬ. Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Информация о НМУ представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов, в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимы заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.

К сведению. Согласно абз. 1 разд. 1 РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85) под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.

В соответствии с абз. 1 разд. 2 РД 52.04.52-85 при разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.

При разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать следующее:

  • мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;
  • мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;
  • осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.

Соблюдение указанных принципов способствует практическому осуществлению мероприятий по регулированию выбросов и предотвращению роста концентраций в периоды НМУ.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

Для определения необходимого снижения выбросов в периоды НМУ следует исходить из прогностических значений концентрации и тех установленных значений, которые должны быть достигнуты в результате выполнения мероприятий.

Обратите внимание. Проводимые на предприятии мероприятия должны обеспечить снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:

  • при первом режиме работы — на 15–20 %;
  • при втором — на 20–40 %;
  • при третьем — на 40–60 %.

Согласно абз. 1 разд. 5 РД 52.04.52-85 разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы, в проектных и отраслевых институтах промышленных министерств с учетом специфики конкретных производств. Разработки проводятся как для действующих, так и для проектируемых предприятий. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.

В периоды НМУ следует добиваться необходимого для каждого из трех режимов работы предприятия снижения концентраций при наименьших усилиях. Учитывается также приоритетность загрязняющих веществ.

Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ могут быть:

  • общими, применимыми на любом предприятии;
  • специфическими, относящимися к конкретным производствам.

На заметку. Примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности содержатся в приложении 6 к РД 52.04.52-85.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ПЕРВОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Согласно подразд. 5.1 разд. 5 РД 52.04.52-85 при первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15–20 %. Эти мероприятия носят организационно-технический характер. Их осуществление не требует значительных временных и материальных затрат и не приводит к снижению производительности предприятия.

При разработке данных мероприятий необходимо учитывать мероприятия общего характера:

  • усилить контроль за точным соблюдением технологического регламента производства;
  • запретить работу оборудования на форсированном режиме;
  • рассредоточить во времени работу технологических агрегатов, не участвующих в едином непрерывном технологическом процессе, при работе которых выбросы вредных веществ в атмосферу достигают максимальных значений;
  • усилить контроль за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических систем управления технологическими процессами;
  • запретить продувку и чистку оборудования, газоходов, емкостей, в которых хранились загрязняющие вещества, ремонтные работы, связанные с повышенным выделением вредных веществ в атмосферу;
  • усилить контроль за герметичностью газоходных систем и агрегатов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения;
  • усилить контроль за техническим состоянием и эксплуатацией всех газоочистных установок;
  • обеспечить бесперебойную работу всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов, не допускать снижения их производительности, а также отключения на профилактические осмотры, ревизии и ремонты;
  • обеспечить максимально эффективное орошение аппаратов пылегазоулавливателей;
  • проверить соответствие регламенту производства концентраций поглотительных растворов, применяемых в газоочистных установках;
  • ограничить погрузочно-разгрузочные работы, связанные со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ;
  • использовать запас высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов загрязняющих веществ;
  • интенсифицировать влажную уборку производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;
  • прекратить испытание оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ВТОРОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии с подразд. 5.2 разд. 5 РД 52.04.52-85 при втором режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20–40 %.

Эти мероприятия включают в себя:

– мероприятия, разработанные для первого режима;

– мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.

При разработке данных мероприятий целесообразно учитывать мероприятия общего характера:

  • снизить производительность отдельных аппаратов и технологических линий, работа которых связана со значительным выделением в атмосферу вредных веществ;
  • в случае если сроки начала планово-предупредительных работ по ремонту технологического оборудования и наступления НМУ достаточно близки, следует провести остановку оборудования;
  • уменьшить интенсивность технологических процессов, связанных с повышенными выбросами вредных веществ в атмосферу на тех предприятиях, где за счет интенсификации и использования более качественного сырья возможна компенсация отставания в периоды НМУ;
  • перевести котельные и ТЭЦ, где это возможно, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, при работе с которыми обеспечивается снижение выбросов вредных веществ в атмосферу;
  • ограничить использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов на территории предприятия и города согласно ранее разработанным схемам маршрутов;
  • прекратить обкатку двигателей на испытательных стендах;
  • принять меры по предотвращению испарения топлива;
  • запретить сжигание отходов производства и мусора, если оно осуществляется без использования специальных установок, оснащенных пылегазоулавливающими аппаратами;
  • запретить работы на холодильных и других установках, связанные с утечкой загрязняющих веществ.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ТРЕТЬЕМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Согласно подразд. 5.3 разд. 5 РД 52.04.52-85 при третьем режиме работы предприятий мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40–60 %, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы.

Эти мероприятия включают в себя:

– мероприятия, разработанные для первого и второго режимов;

– мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы загрязняющих веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.

При разработке данных мероприятий следует учитывать мероприятия общего характера:

  • снизить нагрузку или остановить производства, сопровождающиеся значительными выделениями загрязняющих веществ;
  • отключить аппараты и оборудование, работа которых связана со значительным загрязнением воздуха;
  • остановить технологическое оборудование в случае выхода из строя газоочистных устройств;
  • запретить производство погрузочно-разгрузочных работ, отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения;
  • перераспределить нагрузку производств и технологических линий на более эффективное оборудование;
  • остановить пусковые работы на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами в атмосферу;
  • запретить выезд на линии автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями;

Обратите внимание. Состав отработанных газов не должен превышать предельно допустимые выбросы вредных веществ, указанных, например, в ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности» и ОСТ 37.001.234-81 «Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений».

  • снизить нагрузку или остановить производства, не имеющие газоочистных сооружений;
  • провести поэтапное снижение нагрузки параллельно работающих однотипных технологических агрегатов и установок (вплоть до отключения одного, двух, трех и т.д. агрегатов).

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ВРЕМЕННОМУ СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ

Мероприятия по временному сокращению выбросов оформляют в виде табл. П.1.1, П.2.1 из приложений 1, 2 к РД 52.04.52-85 (формы таблиц и порядок их заполнения приведены в данных приложениях) и пояснительной записки.

В пояснительную записку должны быть включены следующие основные положения:

  • сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации;
  • необходимые расчеты и обоснования мероприятий, их экономическая оценка;
  • возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию;
  • перечень применяемой измерительной аппаратуры, контролирующей технологический процесс и режим работы пылегазоочистной аппаратуры;
  • карта-схема промплощадки с указанием точек контроля (отбора проб в период НМУ), диапазона концентраций загрязняющего вещества (мг/м3, г/м3) на контролируемом источнике выброса;
  • план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках в периоды НМУ;
  • перечень приборов, оборудования и методических документов, принимаемых для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;
  • перечень оборудованных точек контроля за выбросами загрязняющих веществ непосредственно на источниках выброса;
  • оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому вредному веществу, мероприятию в отдельности (в целом по предприятию, объединению, организации), которую определяют по формулам раздела 6 РД 52.04.52-85. Результаты расчетов заносят в табл. П.1.1.

В пояснительной записке должно быть указано:

  • какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу и насколько сокращаются выбросы каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по предприятию;
  • по каким загрязняющим веществам проводится сокращение выбросов и по каким не проводится;
  • какое количество источников имеет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и на каком количестве источников сокращаются выбросы в периоды НМУ;
  • какова эффективность разработанных мероприятий для 2-го и 3-го режимов;
  • каковы необходимые средства для достижения критерия качества атмосферного воздуха в периоды НМУ.

 

О.А. Розанова, начальник отдела охраны окружающей среды МОУ ГСОШ

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.