«Неучтенка» в автосервисе: кому принадлежит и что делать?

Любое транспортное средство при эксплуатации изнашивается и требует ремонта. При этом в процессе ремонта, будь то замена жидкостей, фильтров или основных узлов автомобиля, образуются либо отходы, либо изношенные детали, которые еще можно восстановить, использовать повторно или продать. Рассмотрим ситуацию, в которой владелец автотранспортного средства (хозяйствующий субъект) обращается в автосервис для ремонта, и попытаемся разобраться, кто должен учитывать извлеченные, демонтированные или оставшиеся после замены материалы[1].

 

Транспортное средство стоит на бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта и является его собственностью, поэтому обратимся к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[2] и положениям по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), которыми определен порядок учета затрат на ремонт транспортных средств. При ремонте транспортного средства в автосервисе для проводок в бухгалтерском учете потребуются документы, подтверждающие фактический ремонт (заказ-наряд, акт выполненных работ), и первичные бухгалтерские документы (договор, счет, счет-фактура или УПД[3]) (см. ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Затраты на ремонт транспортного средства будут включены в себестоимость текущего отчетного периода.

При этом в заказ-наряде или акте выполненных работ будут указаны запасные части, приобретенные и установленные в автосервисе. ПБУ не регламентируют порядок учета выбывших запасных частей, соответственно, в большинстве случаев хозяйствующий субъект выбывшие запчасти никак не учитывает.

 

Рассмотрим ПБУ в случае ремонта транспортных средств собственными силами. Так, в рамках бухгалтерского учета делаются следующие записи:

• покупка запасных частей, учет запасных частей;

• передача запасных частей на установку транспортного средства (списание новой запасной части, установленной в процессе ремонта вместо изношенной).

Запасные части, которые возможно восстановить или реализовать, являются прочими доходами и учитываются на счете 91-01 (п. 9 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Себестоимость данных активов определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Запасные части, подлежащие удалению, учитываются как отходы.

Следовательно, в случае ремонта собственными силами демонтированные детали в соответствии с ПБУ должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Что образуется — запчасти или отходы?

В случае ремонта в автосервисе бухгалтерский учет не регламентирован, что вносит неопределенность в отношении замененных запасных частей: что же образуется в автосервисе — запасные части, которые можно восстановить и (или) реализовать, или отходы, которые необходимо утилизировать, и (или) обезвредить, и (или) разместить, а самое главное — кому все это принадлежит?

На практике хозяйствующий субъект в большинстве случаев оставляет все запасные части в автосервисе, после чего тот самостоятельно ими распоряжается. В договоре оказания услуг автосервисом может указываться, что все замененные новыми запасные части, образуемые в процессе ремонта, принадлежат автосервису, а может и не быть такого пункта.

По итогам оказания услуг автосервис передает хозяйствующему субъекту первичные документы: это, как уже говорилось, заказ-наряд и (или) акт выполненных работ, в которых указаны материалы, в т.ч. новые запасные части, закупленные для ремонта, и объемы выполненных работ.

Соответственно, снятые запчасти, которые остаются в автосервисе, нигде не отражаются: не составляется акт приема-передачи демонтированных частей, в актах выполненных работ или в заказ-нарядах не делаются записи о том, что в процессе ремонта образовались такие-то запасные части в таком-то количестве, которые принадлежат автосервису в соответствии с пунктом таким-то договора оказания услуг.

Хозяйствующий субъект списывает затраты на данную услугу в бухгалтерском учете в счет себестоимости текущего отчетного периода. Автосервис, получая доход от своей деятельности, в большинстве случаев тоже не ставит у себя на учет и нигде не отражает полученные запасные части. Демонтированные запасные части как бы просто исчезают.

Надзорный орган: куда делись запчасти/отходы?

У надзорных органов, прежде всего у Росприроднадзора, возникает вопрос: куда делись запасные части и (или) отходы от данной деятельности? Зачастую вопрос возникает при проверке документов хозяйствующего субъекта, где тот поясняет, что заключил договор на обслуживание транспортных средств с автосервисом, который в соответствии с договором оказания услуг все демонтированные запасные части оставляет у себя, а у самого хозяйствующего субъекта, таким образом, эти отходы не образуются.

Автосервис при ответе на подобные вопросы может занимать следующие позиции:

1) автосервис принимает запасные части, которые в последующем восстанавливает и (или) реализует; отходы, которые образовались в процессе ремонта транспортного средства (в т.ч. демонтированные запасные части), — это отходы от деятельности автосервиса, соответственно, эти отходы у хозяйствующего субъекта действительно не образуются;

2) автосервис принимает запасные части, которые в последующем восстанавливает и (или) реализует как запасные части, пригодные к дальнейшему использованию, отходов у них нет;

3) если у автосервиса нет лицензии на деятельность в области обращения с отходами, то он просто говорит, что ничего не принимал и запасными частями и (или) отходами не распоряжался, а все, что было демонтировано, передавал хозяйствующему субъекту;

4) у автосервиса есть лицензия на деятельность в области обращения с отходами, и он принимает отходы в собственность.

Разберем каждую позицию в отдельности.

Позиция 1

Первая позиция не соответствует действующему законодательству.

 

[1] Технические жидкости (масло, антифриз, тосол и др.), шины, фильтры, аккумуляторы, двигатель, коробка передач, изношенные части, узлы, агрегаты, детали кузова и др. (далее — запасные части).

[2] В редакции от 26.07.2019; далее — Закон № 402-ФЗ.

[3] Универсальный передаточный документ.

В.В. Бескороваев, эколог-аудитор, начальник тендерного отдела ООО «ЭкоКапитал», эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

«Неучтенка» в автосервисе: кому принадлежит и что делать?

Любое транспортное средство при эксплуатации изнашивается и требует ремонта. При этом в процессе ремонта, будь то замена жидкостей, фильтров или основных узлов автомобиля, образуются либо отходы, либо изношенные детали, которые еще можно восстановить, использовать повторно или продать. Рассмотрим ситуацию, в которой владелец автотранспортного средства (хозяйствующий субъект) обращается в автосервис для ремонта, и попытаемся разобраться, кто должен учитывать извлеченные, демонтированные или оставшиеся после замены материалы[1].

 

Транспортное средство стоит на бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта и является его собственностью, поэтому обратимся к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[2] и положениям по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), которыми определен порядок учета затрат на ремонт транспортных средств. При ремонте транспортного средства в автосервисе для проводок в бухгалтерском учете потребуются документы, подтверждающие фактический ремонт (заказ-наряд, акт выполненных работ), и первичные бухгалтерские документы (договор, счет, счет-фактура или УПД[3]) (см. ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Затраты на ремонт транспортного средства будут включены в себестоимость текущего отчетного периода.

При этом в заказ-наряде или акте выполненных работ будут указаны запасные части, приобретенные и установленные в автосервисе. ПБУ не регламентируют порядок учета выбывших запасных частей, соответственно, в большинстве случаев хозяйствующий субъект выбывшие запчасти никак не учитывает.

 

Рассмотрим ПБУ в случае ремонта транспортных средств собственными силами. Так, в рамках бухгалтерского учета делаются следующие записи:

• покупка запасных частей, учет запасных частей;

• передача запасных частей на установку транспортного средства (списание новой запасной части, установленной в процессе ремонта вместо изношенной).

Запасные части, которые возможно восстановить или реализовать, являются прочими доходами и учитываются на счете 91-01 (п. 9 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Себестоимость данных активов определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Запасные части, подлежащие удалению, учитываются как отходы.

Следовательно, в случае ремонта собственными силами демонтированные детали в соответствии с ПБУ должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Что образуется — запчасти или отходы?

В случае ремонта в автосервисе бухгалтерский учет не регламентирован, что вносит неопределенность в отношении замененных запасных частей: что же образуется в автосервисе — запасные части, которые можно восстановить и (или) реализовать, или отходы, которые необходимо утилизировать, и (или) обезвредить, и (или) разместить, а самое главное — кому все это принадлежит?

На практике хозяйствующий субъект в большинстве случаев оставляет все запасные части в автосервисе, после чего тот самостоятельно ими распоряжается. В договоре оказания услуг автосервисом может указываться, что все замененные новыми запасные части, образуемые в процессе ремонта, принадлежат автосервису, а может и не быть такого пункта.

По итогам оказания услуг автосервис передает хозяйствующему субъекту первичные документы: это, как уже говорилось, заказ-наряд и (или) акт выполненных работ, в которых указаны материалы, в т.ч. новые запасные части, закупленные для ремонта, и объемы выполненных работ.

Соответственно, снятые запчасти, которые остаются в автосервисе, нигде не отражаются: не составляется акт приема-передачи демонтированных частей, в актах выполненных работ или в заказ-нарядах не делаются записи о том, что в процессе ремонта образовались такие-то запасные части в таком-то количестве, которые принадлежат автосервису в соответствии с пунктом таким-то договора оказания услуг.

Хозяйствующий субъект списывает затраты на данную услугу в бухгалтерском учете в счет себестоимости текущего отчетного периода. Автосервис, получая доход от своей деятельности, в большинстве случаев тоже не ставит у себя на учет и нигде не отражает полученные запасные части. Демонтированные запасные части как бы просто исчезают.

Надзорный орган: куда делись запчасти/отходы?

У надзорных органов, прежде всего у Росприроднадзора, возникает вопрос: куда делись запасные части и (или) отходы от данной деятельности? Зачастую вопрос возникает при проверке документов хозяйствующего субъекта, где тот поясняет, что заключил договор на обслуживание транспортных средств с автосервисом, который в соответствии с договором оказания услуг все демонтированные запасные части оставляет у себя, а у самого хозяйствующего субъекта, таким образом, эти отходы не образуются.

Автосервис при ответе на подобные вопросы может занимать следующие позиции:

1) автосервис принимает запасные части, которые в последующем восстанавливает и (или) реализует; отходы, которые образовались в процессе ремонта транспортного средства (в т.ч. демонтированные запасные части), — это отходы от деятельности автосервиса, соответственно, эти отходы у хозяйствующего субъекта действительно не образуются;

2) автосервис принимает запасные части, которые в последующем восстанавливает и (или) реализует как запасные части, пригодные к дальнейшему использованию, отходов у них нет;

3) если у автосервиса нет лицензии на деятельность в области обращения с отходами, то он просто говорит, что ничего не принимал и запасными частями и (или) отходами не распоряжался, а все, что было демонтировано, передавал хозяйствующему субъекту;

4) у автосервиса есть лицензия на деятельность в области обращения с отходами, и он принимает отходы в собственность.

Разберем каждую позицию в отдельности.

Позиция 1

Первая позиция не соответствует действующему законодательству.

 

[1] Технические жидкости (масло, антифриз, тосол и др.), шины, фильтры, аккумуляторы, двигатель, коробка передач, изношенные части, узлы, агрегаты, детали кузова и др. (далее — запасные части).

[2] В редакции от 26.07.2019; далее — Закон № 402-ФЗ.

[3] Универсальный передаточный документ.

В.В. Бескороваев, эколог-аудитор, начальник тендерного отдела ООО «ЭкоКапитал», эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам