Росприроднадзор переводит общение с природопользователями в электронный вид. Все больше форм отчетности в Росприроднадзор можно сдать не на бумаге, а по телекоммуникационным сетям (далее — ТКС). Что это значит, насколько безопасен такой вид отчетности и какие плюсы дает экологу?
Отчетность по ТКС означает сдачу отчетов в Росприроднадзор через Интернет с помощью специальных электронных сервисов и включает три обязательных этапа:
1) формирование отчетности (в учетной системе предприятия или непосредственно в электронном сервисе для сдачи отчетности);
2) подписание отчетности сертификатом электронной подписи. Электронная подпись — это атрибут электронного документа, который позволяет установить авторство и неизменность после подписания;
3) отправка отчетности в контролирующий орган (при этом дублировать отчеты на бумаге не требуется).
С декабря 2012 г. в рамках пилотного проекта Росприроднадзора предприятия получили возможность сдавать в электронном виде на сайте rpn.gov.ru отчет по форме № 2-ТП (отходы) и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). При этом заполнить электронные формы предприятия могли в программе «Модуль природопользователя».
После этого свои электронные сервисы для подготовки и сдачи отчетности в Росприроднадзор выпустили операторы связи — организации, которые обеспечивают обмен электронными документами, обладающими юридической силой, между бизнесом и контролирующими органами. Существенно расширился и список форм, которые можно сдавать по ТКС:
• форма № 2-ТП (отходы);
• декларация о плате за НВОС;
• отчет об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов (отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства);
• четыре формы по экологическому сбору[1];
• форма № 2-ТП (рекультивация).
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» была введена обязанность сдавать расчет суммы экологического сбора по ТКС с использованием простой электронной подписи.
В скором времени обязательная сдача отчетности по ТКС коснется и других документов: на очереди форма № 2-ТП (воздух) и отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Постепенно переводя прием отчетности в электронный вид, Росприроднадзор действует вслед за ФНС России, ПФР и другими контролирующими органами. Отчетность по ТКС дает преимущества как предприятиям, так и самим регуляторам.
Например, получение электронных отчетов позволяет инспекторам сократить время на проверку документов: данные не нужно переносить с бумажных экземпляров вручную — а значит, исключается влияние человеческого фактора и снижается риск допустить ошибку. Кроме того, специалисты Росприроднадзора могут быстрее подготовить сводный отчет по всем предприятиям.
В 2018 г. более 48 % природопользователей сдали отчетность в Росприроднадзор по ТКС[2]. И если небольшим компаниям было несложно перейти на этот вид отчетности, то у крупных предприятий могут возникнуть трудности в связи с тем, что у них есть свои сложившиеся регламенты и процедуры представления отчетов. Тем не менее рекомендуем природопользователям уже сейчас разобраться в этом вопросе и начать отчитываться по ТКС.
Отчетность без рисков
В большинстве случаев экологов беспокоит, как обеспечить юридическую значимость и безопасность данных, которые передаются в контролирующий орган по ТКС.
Юридическая значимость
Каждый сформированный отчет до отправки в Росприроднадзор из электронного сервиса по ТКС подписывается сертификатом электронной подписи. Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 23.06.2016) документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным бумажному, который подписан собственноручно и заверен печатью. Другими словами, документ с электронной подписью имеет такую же юридическую силу, как и его аналог на бумаге.
Именно благодаря электронной подписи стали возможными юридически значимый электронный документооборот внутри компаний и с внешними контрагентами, а также получение услуг на государственных порталах (например, gosuslugi.ru).
Безопасность
Электронная подпись защищает электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Обратите внимание
Электронная подпись должна быть получена в удостоверяющем центре (далее — УЦ), аккредитованном Минкомсвязи России. УЦ играют важную роль в процессе сдачи электронной отчетности — они подтверждают подлинность информации о владельце электронной подписи и о его полномочиях. Для того чтобы оформить электронную подпись, нужно представить в УЦ ряд документов, которые удостоверяют вашу личность и полномочия.
Очень часто операторы связи имеют свои собственные УЦ. Это удобно для пользователей, т.к. они могут подключиться к системе отчетности и получить электронную подпись для работы с ней в одном месте.
Надежность операторов связи
Многие природопользователи опасаются переходить на сдачу отчетности по ТКС, потому что не доверяют оператору связи. Когда эколог не общается напрямую с инспектором Росприроднадзора, у него нет уверенности, что его отчет получен.
Здесь стоит обратиться к примеру других контролирующих органов, которые имеют обширную практику работы с операторами связи. 15 лет назад ФНС России начала перевод налогоплательщиков на электронную отчетность, и сейчас уже свыше 90 % всех организаций в России сдают отчетность в налоговые органы именно через электронные системы различных операторов[3].
Операторы связи, аккредитованные по требованиям законодательства, гарантируют доставку отчетов в контролирующие органы. При выборе оператора связи рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:
• как давно оператор находится на рынке и с какими контролирующими органами сотрудничает;
• обладает ли оператор ресурсами для регулярной настройки и доработки системы отчетности в условиях быстро меняющегося законодательства;
• в каких городах представлен оператор;
• как работает служба технической поддержки оператора.
Возможности сервисов для сдачи отчетности в Росприроднадзор
Выбирая сервис для сдачи отчетности в Росприроднадзор, используйте представленную ниже памятку . Вы можете отмечать в ней те или иные возможности сервиса и в итоге отдать предпочтение варианту с наибольшим количеством плюсов:
Возможности сервиса для сдачи отчетности в Росприроднадзор |
+/– |
Подготовка и сдача в одном месте. Обращайте внимание на то, чтобы в сервисе сразу же были две базовые возможности — формирование и отправка отчетности |
|
Тест-драйв. Узнайте, предоставляет ли оператор связи бесплатные периоды для знакомства с сервисом. Это позволит вам оценить возможности сервиса и удобство работы в нем |
|
Авторасчеты. Процесс заполнения отчета становится проще и быстрее, если электронный сервис умеет автоматически выполнять расчеты. Например, при указании фактических данных о загрязняющих веществах вашего предприятия сервис сам выполнит расчеты по формулам с применением нужных коэффициентов |
|
Доступ по Интернету. Сервис может быть локальным — и тогда его придется установить на компьютер и самостоятельно обновлять. Если это интернет-сервис, то вы можете получить доступ к нему с любого устройства (компьютер, планшет, телефон) при наличии сертификата электронной подписи и Интернета |
|
Актуальные формы. Важно, чтобы сервис обновлялся автоматически, — в нем должны оперативно появляться новые ставки платы, коэффициенты, формы отчетности. Это даст гарантию, что вы всегда будете отчитываться согласно действующим требованиям законодательства |
|
Проверка на ошибки. Перед отправкой отчета в Росприроднадзор важно убедиться, что в нем нет ошибок. Хорошо, если сервис обладает встроенной автоматической проверкой, которая подтвердит, что все поля в отчете заполнены корректно, нет пустых строк или расхождений в цифрах, а также отсутствуют форматно-логические ошибки. Если же ошибка будет найдена, вы сможете ее исправить — это поможет сдать отчет с первого раза |
|
Отслеживание статуса отчетности. Важно быть в курсе, на какой стадии находится отчет: отправлен, доставлен, принят или отклонен. Удобно, если после отправки отчета в Росприроднадзор вы всегда можете узнать его статус и получить квитанцию об отправке отчета в электронном виде. Если отчет будет отклонен, важно сразу разобраться в причинах. Зная актуальный статус отчета, вы будете уверены, что отчитались вовремя, или при необходимости оперативно подготовите и отправите корректировку |
|
Копирование отчетов. Такая возможность позволит создавать новые отчеты на основе предыдущих, где полностью или частично повторяются нужные данные. Все сведения автоматически перенесутся в новую форму, и вам останется только внести корректировки, если это необходимо |
|
Автозаполнение платежных поручений. Удобно, если сервис сам формирует платежные поручения по данным декларации о плате за НВОС и формы расчета суммы экологического сбора. Если сервис автоматически заполняет платежные поручения, вы сможете сразу загружать их в интернет-банк или распечатывать |
|
Архив отчетов. Важно иметь доступ ко всем заполненным вами отчетам за предыдущие периоды. В случае необходимости вы сможете их скачать и распечатать, а также использовать как шаблоны для заполнения новых отчетов |
|
Выгрузка файлов. Эта возможность позволяет выгружать из сервиса файлы с отчетами в формате pdf и xml на свой компьютер |
|
Оповещения об изменениях законодательства. Требования к формированию отчетности меняются, поэтому важно быть в курсе этих изменений. Хорошо, если вы сможете получать необходимые оповещения |
|
По сравнению с отчетностью на бумаге отчетность по ТКС дает экологу следующие преимущества:
• меньше сил на подготовку отчетов. Электронный сервис берет на себя часть работы по заполнению и проверке форм, а также по выполнению расчетов;
• быстрая передача в Росприроднадзор. Вы можете отправлять отчеты в Росприроднадзор нажатием одной клавиши, не покидая своего рабочего места;
• уменьшение материальных затрат на печать и доставку документов;
• отказ от бумажного архива. Бумажные отчеты занимают много места и, кроме того, могут потеряться в самый неподходящий момент. При отправке интернет-отчетности данные сохраняются на удаленном сервере оператора связи, и при необходимости вы можете распечатать нужный документ. Помимо этого, предприятие больше не зависит от конкретного специалиста, заполняющего отчет: даже если он уволится, все данные останутся в сервисе;
• безопасность электронного документооборота. Доставку электронных отчетов гарантирует оператор, в то время как при отправке отчетов по почте они могут потеряться.
[1] Формы по экологическому сбору:
• декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации;
• отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
• информация о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (при наличии таких мощностей);
• расчет суммы экологического сбора.
[2] По данным исследования СКБ Контур.