Электронная версия журнала

Представление отчета о результатах мониторинга на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду: убить одним выстрелом двух зайцев

«Справочник эколога» №1 2019 / Обращение с отходами

Ключевые вопросы

Оформление и представление результатов мониторинга

Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду

 

Предельная дата представления отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее — отчет о результатах мониторинга) — 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Представление отчета о результатах мониторинга преследует сразу две цели:

1) выполнение обязанности по представлению отчета;

2) подтверждение исключения негативного воздействия объекта размещения отходов (далее — ОРО) на окружающую среду для цели освобождения от обязанности по внесению платы за размещение отходов на таком объекте.

Так, исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[1].

При этом на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники ОРО, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией[2].

Оформление и представление результатов мониторинга

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

 

Извлечение
из Порядка

[…]
6. Результаты мониторинга[3] состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду [...] оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
7. В случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [...], отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
[…]

 

И здесь следует отметить, что:

проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду;

представление отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным периодом,

являются безусловными обязанностями лиц, во владении или в пользовании которых находятся ОРО.

 

Обратите внимание

Необходимость исполнения указанных обязанностей не зависит от намерения (желания) лица, во владении или в пользовании которого находится ОРО, подтвердить исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

 

Следовательно, мониторинг должен быть проведен, а отчет о результатах мониторинга представлен в территориальный орган Росприроднадзора даже в том случае, если лицо, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

убеждено в том, что эксплуатируемый ОРО оказывает негативное воздействие на окружающую среду и по этой причине получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду не удастся;

не желает получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

При этом в законодательстве не разделены процедуры представления в территориальный орган Росприроднадзора отчета о результатах мониторинга в целях исполнения:

Порядка;

Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Положение).

Отчет о результатах мониторинга может представляться в территориальный орган Росприроднадзора однократно и без особых уточнений в сопроводительном письме, во исполнение какого из двух указанных выше нормативных правовых актов данный отчет представляется.

Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду

В соответствии с п. 2 Положения исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга, проводимого собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

 

Извлечение
из Положения

[…]
3. Обоснованием исключения негативного воздействия[4] на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
[…]
6. Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее — отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
7. Отчет оформляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
8. Отчет может быть представлен в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».
9. Поступившие в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения, регистрируются в системе электронного документооборота и (или) на бумажном носителе в установленном порядке.
10. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды […], или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.
[…]

 

Таким образом, порядок подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду предусматривает следующий алгоритм действий владельца ОРО:

1. Предварительное проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Формирование результатов мониторинга, подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества:

• атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

• почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

• воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;

• воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.

 

3. Подготовка в двух экземплярах на бумажном носителе и одной электронной версии отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

4. Ежегодное представление (до 15 января года, следующего за отчетным периодом) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.

Обратите внимание: Положение предусматривает возможность представления отчета в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Следует подчеркнуть, что инициировать процедуру подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО. Именно данное лицо подготавливает отчет о результатах мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Поступление в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом, отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду, с сопроводительным письмом возлагает на территориальный орган Росприроднадзор обязанности по:

1) сопоставлению изложенной в отчете информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Росгидромета или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора;

2) принятию решения о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду;

3) информированию о принятом решении лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

В результате о факте подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду должно быть известно двум субъектам правоотношений:

1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду;

2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

• направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга;

• получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

 

Обратите внимание

Законодательство не связывает освобождение от обязанности по внесению платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены.

 

Иными словами, образователь отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) может передать отходы на размещение на любой ОРО, а для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС.

Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения образователя отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС.

 

[1] См. п. 7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

[2] Пункт 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] Здесь и далее выделено автором.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2019.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.