Электронная версия журнала

Как бороться, чтобы не напороться: о проблеме выдачи лицензий в отношении видов отходов, не включенных в ФККО

«Справочник эколога» №1 2016 / Больная тема

В статье вы найдете анализ ситуации, сложившейся в области получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в отношении видов отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов[1] (далее — ФККО).

15 октября 2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, которым было утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[2] (далее — Положение).

Новое Положение во многом сохранило преемственность требований Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (утратило силу 15.10.2015).

В настоящей статье речь пойдет о норме, «перекочевавшей» из старого Положения в новое, согласно которой лицензия может быть оформлена на деятельность по обращению только с теми видами отходов, которые включены в ФККО.

 

КСТАТИ

Приведем цитату из утратившего силу Положения (выделено автором): «1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов […], осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями […]».

 

Еще до принятия нового Положения Минприроды России и Росприроднадзор предупреждали заявителей, что лицензии на деятельность по обращению с отходами, как и прежде, будут «привязаны» к конкретным видам отходов, включенным в ФККО. Поэтому не удивительно, что обозначенная позиция была реализована в новом Положении.

Упоминание ФККО встречается уже в п. 5 Положения, который содержит требования к заявлению о предоставлении лицензии (выделено автором):

 

Извлечение
из Положения

[…]
5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление […], в котором указывает:
для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности — перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности;
[…]

 

Сообщество природопользователей ожидаемо возмутилось: налицо очередные административные препоны, мешающие нормальному осуществлению хозяйственной деятельности.

Но так ли неправы Минприроды и Росприроднадзор в своем отказе вычеркнуть упоминание ФККО из Положения? Не приведет ли «истребление» ссылки на ФККО к худшим последствиям для самих же природопользователей (причем не только соискателей лицензии (лицензиатов), но и их контрагентов)? Попробуем ответить на эти вопросы непредвзято.


[1] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (актуальная редакция — от 22.10.2015).

Каталог ищите здесь:

http://www.fkko.ru/

http://rpn.gov.ru/node/852/

http://clevereco.ru/

[2] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/) (прим. редакции).

А.В. Кретов, генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.